Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Нет горизонтальных связей

Документы лесного планирования Нижегородской области не увязаны по срокам действия

В Нижегородской области в настоящее время действует сразу несколько региональных законодательных актов, предусматривающих меры по повышению эффективности использования лесов, их охране, защите и воспроизводству, а также развитию лесопромышленного комплекса региона. Сроки действия некоторых из этих документов заканчиваются в 2018–2020 годах, но уже разрабатываются новые, без оглядки на эффективность реализации ранее принятых решений и данные, приведенные в документах других ведомств.

В соответствии с Лесным кодексом РФ (ЛК) главным «лесным» документом для субъектов РФ является Лесной план, в котором в соответствии со статьей 86 определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Требование разработки и исполнения Лесного плана появилось в ЛК в 2006 году после внесения изменений в этот нормативный акт.

Лесной план в Нижегородской области был разработан и утвержден в 2008 году на 10 лет, срок его действия истекает 31 декабря 2018 года. Последний раз поправки в этом документе были сделаны в ноябре 2017 года. «Необходимость их внесения обусловлена изменением площади лесного фонда и его границ, а также значительными изменениями количественных и качественных характеристик насаждений, вызванными природно-климатическими факторами и пожарами 2010 года в Нижегородской области», – поясняли инициаторы поправок.

«Основное влияние на лесные насаждения области оказали последствия чрезвычайных ситуаций 2009 и 2010 годов, а именно шквалистые ветры и пожары, – говорится в документе. – За счет указанных факторов произошла гибель лесных насаждений на значительной площади. Кроме того, большое влияние на состояние лесных массивов оказали засухи в период 2010 и 2011 годов, после чего насаждения стали более подверженными инфицированию болезнями и повреждению вредителями».

Согласно официальной информации, Нижегородская область является одним из крупных лесных регионов европейской части РФ – леса занимают 4 млн га, или 53% территории области. Площадь покрытых лесной растительностью земель на дату внесения изменений в Лесной план Нижегородской области составляла 3574,1 тыс. га, хвойные насаждения занимали 47,0% этой площади, мягколиственные – 50,7%, твердолиственные – 2,3%. Общий запас древесины превышал 573 млн м3.

«Освоение расчетной лесосеки (7522,697 тыс. м3) в 2014 году составило 54,9%. Неполное освоение связано с неблагоприятными погодными условиями в зимний лесозаготовительный период 2014–2015 годов, – указали в Лесном плане региона его разработчики. – Недостаточная высота снежного покрова и промерзания почвы не позволили выполнить заготовку древесины на „зимних“ лесосеках».

По состоянию на 1 января 2018 года некоторые данные этого Лесного плана уже скорректированы, в частности в нем указано, что земли лесного фонда Нижегородской области составляют 3798,3 тыс. га.

Новый Лесной план региона разрабатывает ГБУ НО «Государственный лесной реестр», с которым в апреле нынешнего года заключен государственный контракт. Как сообщает департамент лесного хозяйства Нижегородской области, на июль 2018 года завершен первый этап работы, проект находится на рассмотрении в региональном департаменте лесного хозяйства.

Пока проект документа еще не обнародован. Из технического задания на сайте госзакупок можно узнать только, что срок окончания выполнения работ – 3 декабря 2018 года, а цена госконтракта составляет 6,4 млн руб. (это средства федерального бюджета, выделенные в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий РФ в области лесных отношений). Если верить техзаданию, разработчики нового Лесного плана региона находятся сейчас в середине пути – закончен сбор информации, подготовлен проект документа. После утверждения в профильном департаменте он должен быть опубликован на официальном интернет-портале субъекта РФ, доработан в соответствии с замечаниями заинтересованных лиц к 1 октября 2018 года и после этого представлен для подписания главой региона.

Интересно, что новый Лесной план должен содержать анализ достижений показателей лесного планирования Нижегородской области за 2009–2017 годы в части охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также использования лесов по видам в соответствии со статьей 25 ЛК РФ (в том числе по инвестиционным проектам) и оценки экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. Отдельно предстоит проанализировать обоснованность установления расчетной лесосеки при сопоставлении указанных объемов в лесном плане и совокупных данных расчетных лесосек лесохозяйственных регламентов лесничеств, поступления доходов.

Есть и другие документы, которые регламентируют деятельность по освоению лесов в регионе. Например, задача государственной программы «Развитие лесного хозяйства Нижегородской области» – «...формирование данных лесного реестра и государственного кадастра недвижимости в отношении земель лесного фонда, информатизация системы лесного хозяйства».

«На момент разработки программы площадь земель лесного фонда, поставленная на государственный кадастровый учет, составляла 642,1 тыс. га, или 16,9% общей площади земель лесного фонда Нижегородской области», – сообщили разработчики этого документа. Но срок окончания действия этой программы – 2020 год. И получается, что при разработке Лесного плана экспертам придется использовать промежуточные результаты реализации госпрограммы, а после ее завершения вновь вносить изменения в Лесной план.

Есть еще Стратегия социально-экономического развития области до 2020 года, а с декабря 2017 года разрабатывается документ с горизонтом планирования до 2035 года. И в нем указано, что площадь земель лесного фонда составляет 47% территории области. «По размеру расчетной лесосеки регион занимает третье место в ПФО после Пермского края и Кировской области, – сказано в проекте этого документа. – Нижегородская область обладает потенциалом, позволяющим вовлечь в переработку 2,3 млн м3 мягколиственной, мелкотоварной и низкосортной древесины».

Стратегическую цель в сфере развития лесохозяйственного и лесопромышленного комплекса разработчики стратегии сформулировали так: «Обеспечить рациональное и эффективное использование лесных ресурсов, развить глубокую переработку древесины на территории области, а также обеспечить своевременное воспроизводство, охрану и защиту лесов». По сравнению с целями, обозначенными в других документах, о которых шла речь выше, ничего нового. Стратегические задачи для достижения этой цели тоже общие: повышение качества лесных ресурсов, эффективности обращения с лесными отходами, качества и уровня обеспеченности инфраструктурой лесных районов и т. д. Внимания заслуживает, пожалуй, только предлагаемая трансформация системы управления лесными ресурсами. Здесь планируется реализовать два приоритетных проекта: «Внедрение современных инструментов оперативного мониторинга состояния лесных ресурсов, в том числе спутниковых систем контроля» и «Проведение комплексного аудита и формирование информационной системы с актуальными статистическими данными по лесным ресурсам». Но вновь приходится обратить внимание на то, что Стратегия должна быть реализована к 2035 году, а новый Лесной план будет разработан на период до 2028 года. Причем на актуальные системы аудита в бюджете региона нет финансирования. В документе указано, что «необходимо определение наименее затратных способов выполнения этих задач или поиск внебюджетных источников финансирования».

Скорее всего, причина такой разобщенности в действиях чиновников, разрабатывающих важные документы в сфере лесного хозяйства региона, – отсутствие горизонтальных связей, межотраслевого взаимодействия. Ведь заказчиком Лесного плана является профильный департамент правительства региона, а разработкой Стратегии занимается команда врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Есть еще министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, перед которым федеральным центром поставлена задача увеличения доли экспортной продукции. И ЛПК, кстати, отнесли к отраслям «среднего потенциала» наряду с агропромышленным комплексом, товарами народного потребления и нефтехимией. Однако в документах причиной плохого качества работы называют прежде всего недостаток финансирования лесной отрасли, что тоже правда.

Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Нижегородская область