Партнеры журнала:

Регион номера

Скажется ли рост цен на древесину на повышении доходности лесов?

В Тюменской области завершается разработка лесного плана на 2019–2028 годы

В конце августа в Тюменской области был обнародован Лесной план на 2019–2028 годы. Документ должны доработать в течение ближайших месяцев, чтобы он вступил в силу с 1 января 2019 года. Основная цель нового регионального документа лесного планирования – обеспечение доходности лесного хозяйства.

Напомним: требование о составлении и исполнении региональных лесных планов появилось в Лесном кодексе РФ в 2007 году. Поэтому первые подобные документы были разработаны в регионах на 2009–2018 годы и сейчас заканчивается срок их действия. А поскольку до 2007 года системной работы в области лесного планирования в субъектах РФ не проводилось, то в этой сфере были неизбежны ошибки и упущения. Если к разработке нового документа подходить неформально, их необходимо учесть. В Тюменской области эксперты в области лесного планирования обратили внимание на несколько важных изменений в законодательстве и на неосвоенные направления развития лесного хозяйства.

Например, как отмечают разработчики, предыдущим Лесным планом Тюменской области мероприятия по лесоразведению и рекультивации земель не предусматривались и за период его действия, по сути, не выполнялись. Между тем весной нынешнего года Государственной думой РФ был принят так называемый «закон о компенсационных лесах» – Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения», который вступит в силу 1 января 2019 года. В народе требования этого документа уже упростили до формулы «гектар вырубил – гектар посадил».

Ежегодно в России вырубают около 145 тыс. га леса в рамках инфраструктурных проектов. Как пояснили в министерстве природных ресурсов РФ, требования нового закона коснутся проектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, строительству линейных объектов, созданию охранных зон для эксплуатации объектов. Кроме того, из лесного фонда с целью расширения населенных пунктов переводят около 5 тыс. га, а законопроект предусматривает лесовосстановление и в этом случае – при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. Лесовосстановление должно быть проведено в рамках утвержденного проекта не позднее чем через год после рубки лесных насаждений или перевода земель в иную категорию.

«Ежегодно при выполнении работ по созданию инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, газо- и путепроводы, линии электропередач и т. д.) лесной фонд России теряет сотни тысяч гектаров леса, – отметил глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин. – Документом для реализации подобных проектов вводится порядок компенсационного восстановления леса по базовому принципу: „один гектар вырубил – один гектар посадил“, что обеспечит воспроизводство леса в нашей стране».

Поэтому теперь в Лесной план Тюменской области включен отдельный раздел, который содержит как сведения об объектах лесного семеноводства и инфраструктуре для воспроизводства лесов и лесоразведения, так и плановые показатели выполнения мероприятий в этой области. По данным государственного Лесного реестра на 01.01.2018 фонд лесовосстановления по Тюменской области составляет 179,933 тыс. га земель, непокрытых лесной растительностью, в том числе 23,860 тыс. га гарей; 61,673 га занимают погибшие насаждения, 38,360 тыс. га – вырубки, 56,040 тыс. га – прогалины и пустыри. Как следует из Лесного плана Тюменской области, разработчики документа считают наиболее эффективным способом лесовосстановления помощь природе.

«Выбор способа лесовосстановления зависит от категории земель лесокультурного фонда, лесорастительной зоны, условий местопроизрастания и многих других факторов. Но при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать содействию естественному возобновлению путем сохранения подроста при рубке спелых и перестойных насаждений и молодого поколения хозяйственно-ценных пород, – написано в документе. – Этот способ менее трудоемок по сравнению с посадкой лесных культур, не так разрушителен для окружающей среды и обеспечивает формирование в короткий период времени целевых насаждений».

Кстати, о низкой эффективности лесовосстановления способом посадок как с открытой, так и с закрытой корневой системой эксперты говорят уже не первый год. Основная причина, по их мнению, – отсутствие законодательно прописанной ответственности за уход за этими насаждениями.

Впервые в новом Лесном плане Тюменской области также представлена информация об оценке потенциала и фактическом использовании лесов с целью заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов, живицы, сбора лекарственных растений. Получение дополнительного дохода может обеспечить заготовка не только грибов, ягод, орехов, но и пней (пневого осмола), бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, лап хвойных деревьев, древесной зелени, деревьев, кустарников, лиан, находящихся в подросте и подлеске, ветвей и кустарников для изготовления веников и метел и плетеных изделий (из ивового прута), деревьев хвойных пород для новогодних праздников, вспомогательных лесных материалов (мха, лесной подстилки, камыша). Однако как отдельный вид использования лесов заготовка и сбор названной недревесной продукции неэффективен, считают эксперты.

Большинство видов перечисленных лесных запасов можно заготавливать только со срубленных деревьев, как поясняют они.

В непереработанном виде заготовленная продукция не подлежит длительному хранению. В частности, срок хранения при плюсовой температуре ограничивается сутками – для лиственных пород (древесная зелень) и тремя сутками – для хвойных пород (сосновая лапа). При низких весовых параметрах заготавливаемое сырье обладает значительным объемом, транспортировка его автомобильным транспортом существенно повлияет на повышение цены конечного продукта.

По состоянию на 1 января 2018 года в Тюменской области не было заключено ни одного договора аренды лесных участков для заготовки недревесных лесных ресурсов. Причины невостребованности этого вида использования лесов потенциальными арендаторовми одинаковы в отношении как побочных продуктов, получаемых при заготовке древесины, так и пищевых ресурсов и лекарственных трав.

В их числе разработчики Лесного плана региона указывают следующие:

  • договор аренды лесного участка заключается на определенную площадь, а ставка платы взимается за объем добываемого ресурса, который каждый год может быть разным вследствие меняющейся погодной обстановки;
  • из-за невысокой урожайности угодий получение больших объемов заготавливаемых ресурсов возможно только за счет увеличения площади арендуемого участка, на котором арендатор обязан проводить мероприятия по охране и защите лесов;
  • из-за отсутствия в Тюменской области предприятий по переработке пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений сбыт заготовленного сырья затруднен;
  • заготовка отдельных видов ресурсов ограничивается защитным статусом земель лесного фонда.

Что касается доходности лесного хозяйства, то за основу расчета плановых показателей разработчики Лесного плана Тюменской области взяли данные 2017 года и параметры регионального бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 года.

«Доходность лесов или экономическая эффективность реализации мероприятий разрабатываемого Лесного плана определяется с помощью коэффициента доходности (или экономической эффективности) от использования лесов – соотношения доходов от использования лесов и расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов, выраженного в процентах, – сказано в документе. – В 2017 году этот показатель составил 36,2%, в первые два года реализации нового лесного плана ожидается повышение доходности, а в 2020 году планируется достичь 60,3%. В последующие годы прогнозируется сохранение этого показателя на уровне 2020 года».

Улучшить ситуацию предполагается в первую очередь за счет повышения цен на древесину и продукцию из нее.

«Средняя рыночная стоимость используемых лесных ресурсов (имеется в виду древесина хвойных и лиственных пород – кругляк) в 2017 году составляла 1600 руб./ м3, продукции переработки лесных ресурсов (имеется в виду готовый лесоматериал из древесины, доска, брус) – 5530 руб./м3, – указали авторы документа. – По прогнозам, к 2028 году кругляк будет стоить 6500 руб./м3, продукция переработки – 13 500 руб./м3».

Однако на чем именно основаны эти прогнозы, разработчики нового Лесного плана Тюменской области не раскрывают. Можно предположить, что определенный рост стоимости древесного сырья и продукции из него даст переход на биржевые торги древесиной и продукцией лесопереработки. Например, в Иркутской области, где был реализован пилотный проект по биржевой торговле лесом, цены выросли в 2,5–3 раза по сравнению с зафиксированными в «добиржевой» период. Наибольший рост отмечен в Новгородской области, где с появлением биржевых торгов средняя цена древесины выросла со 158 до 853 руб./ м3. На рост цен также может повлиять повышение спроса на российскую древесину у экспортеров, в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, если учитывать, что рост цен может быть связан также с инфляционными и кризисными процессами, то неизбежно вырастет не только стоимость древесины, но и расходы на содержание лесов, а это непременно скажется на коэффициенте доходности.

Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Тюменская область