Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Контроль за происхождением древесины планируют ужесточить

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части включения сведений о сопроводительном документе в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней».

В предлагаемых изменениях в лесное законодательство предполагается выдача электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины в лесничествах субъекта Российской Федерации уполномоченным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с объемом заявленной в лесной декларации древесины на конкретной лесосеке. Каждый выданный сопроводительный документ привязан к конкретной лесосеке. Сведения о привязке вносятся лесничеством в ЛесЕГАИС. Такой подход делает сопроводительный документ по его функционалу аналогом действовавшего ранее в лесном законодательстве лесорубочного билета.

В настоящее время в нормативных актах по складскому хранению нет единого понятия «склада». Фактически местами складирования древесины являются места, в которых осуществляются технологические операции разгрузки с транспортного средства или погрузки на него древесины. Таким образом, места складирования (при отсутствии законодательных требований по предоставлению сведений о балансе поступления и убытия древесины) являются местом легализации более дорогой и качественной древесины взамен дешевой и низкокачественной, а отсутствие государственного реестра (с геотегом – конкретным местоположением и временем начала использования и прекращения использования сопроводительного документа) не позволяет эффективно проводить контрольно-надзорные мероприятия.

Предлагается на технологической платформе ЛесЕГАИС организовать полный ежемесячно актуализируемый реестр мест складирования древесины (бревен, хлыстов и пиломатериалов), начиная от промежуточных перевалочных мест складирования древесины до мест розничной продажи пиломатериалов с ежемесячным полным балансом.

Кроме того, требуют разделения объединенные в текущем законодательстве меры ответственности за незаконный оборот древесины и продуктов ее первичной переработки. Санкция за допущенную техническую ошибку или неточность при заполнении документов равна санкции за подтвердившийся факт перевозки нелегальной древесины: в обоих случаях суд вправе назначить административное наказание с конфискацией транспортного средства, древесины и оштрафовать на сумму от 500 тыс. руб. Предложенный перечень поправок в КоАП позволит снизить нагрузку на законопослушных представителей лесного бизнеса без снижения уровня контроля в целом.

Основные термины и положения, вводимые законопроектом

В отношении электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины законопроект предлагает ввести следующие термины и положения:

  • Вносится в ЛесЕГАИС и выдается лесничеством.
  • Привязан к лесосеке – аналог лесорубочного билета.
  • Введены термины «начало использования» и «прекращение использования» сопроводительного документа.
  • Данные в сопроводительный документ вносятся предпринимателем (+ геотег).
  • Проверка сопроводительного документа производится инспектором полиции с помощью специального устройства.
  • Физическим лицам вменяется в обязанность иметь такой сопроводительный документ при транспортировке древесины.

В отношении мест складирования древесины:

  • Признак места складирования древесины определяется как производимые технологические операции по ее разгрузке и погрузке на транспортные средства.
  • Сведения о расположении места складирования будут содержаться в геотеге электронного сопроводительного документа.
  • Будет создан реестр мест складирования древесины в Российской Федерации.
  • Исчерпывающим образом будут определены действия в местах складирования древесины, которые могут совершаться с древесиной как стратегическим ресурсом ее собственниками.
  • Отсутствие установленной отчетности повлечет за собой административную ответственность. 

Федеральное агентство лесного хозяйства