Переходный период: проблемы и перспективы
В этом году лесопромышленники Тверской области в четвертый раз участвовали в Международном лесном форуме. На этот раз Санкт-Петербург посетили 10 человек, представляющих властные структуры и лесной бизнес области, а именно региональный Союз лесопромышленников и лесо¬экспортеров.
«Форум − площадка для общения и получения информации, а мы хотим знать тенденции, существующие в лесопромышленном комплексе, − отметил председатель Союза лесопромышленников Тверской области Руслан Лебедев. − Со времени вступления нового Лесного кодекса прошел уже практически год. Мы ещё преодолеваем сложности переходного периода, который, согласно федеральному закону № 217-ФЗ, продлен ещё на год. Трудностей много, недаром есть древнее изречение: „Не дай вам бог жить в эпоху перемен“. Сейчас практически поменялась философия закона, управление лесным фондом передано в регионы. С одной стороны, это хорошо, с другой − возникают определенные сложности.
Во-первых, нормативная база не до конца понятна, разработана и принята, то есть установить правила сегодня в отдельном регионе не представляется возможным, пока на федеральном уровне идут дополнения и корректировки. И здесь, на форуме, уже прозвучали многие тревожные вещи, которые повлекут внесение изменений в нормативную базу.
Что касается нашей губернии, мы с нетерпением ждем, когда будут приведены в соответствие с Лесным кодексом долгосрочные договоры аренды, когда эту аренду можно будет увеличить. Ведь одна из основных идей кодекса − запустить в оборот как можно большее количество лесного фонда. А пока в Тверской области и за счет аномально теплой зимы, и за счет реформы управления снизилась заготовка древесины и многие предприятия страдают от нехватки сырья».
Без согласованной работы центра и регионов, власти и бизнеса проблемы быстро не решить. Тверские лесопромышленники, впрочем как и их коллеги из других областей, приехали в северную столицу за ответами на злободневные вопросы.
«В конце 2006 года арендаторам были выписаны лесобилеты сразу на весь годовой объем отпуска древесины, чтобы преодолеть переходный период, но теплая зима не позволила заготовить весь объем в зимнем лесфонде, − подчеркнул Руслан Лебедев. − Теперь за эти „недорубы“ нас ещё и штрафуют. Поэтому возникает вопрос: почему нельзя было учесть данную ситуацию и не душить лесопромышленников, которые в этом не виноваты?
Мы понимаем, что формально есть такой закон, что чиновники ставят задачу выполнения бюджета, но в первую очередь для этого нужно, чтобы отрасль успешно работала, а условия зачастую не дают ей развиваться. У нас многие предприятия готовы вкладывать деньги, но перспективы получения лесфонда в настоящее время остаются неизвестными».
Желание бизнесменов, да и работников лесхозов понятно: законодательные решения должны реализовываться без проволочек, нужна стабильность и ясные правила игры.
«Да, многое сделано, разрабатываются концепции, документы, но у каждого вопроса есть свой срок решения, − разъясняет свою позицию председатель тверского союза лесопромышленников. − Сейчас рынок перспективный, а завтра он поменяется. Сегодня на форуме говорили про 2015 год, но какой рынок будет тогда? Все надо вовремя делать. Бизнес не терпит долгих решений, продуманных − да, но продуманных и затянутых − это вещи разные. Бюрократия мешает развитию бизнеса.
Форум, а также отраслевые союзы − это возможность для диалога, для решения системных проблем. Например, таможенные пошлины на ввозимое лесозаготовительное оборудование, по нашему мнению, нужно отменить, так как это мешает развиваться. Чтобы стимулировать развитие лесопромышленного комплекса, нужно, чтобы те деньги, которые в него вкладываются, не облагались налогом на прибыль. Потому что кредитоваться сложно и обременительно, а налоговые льготы на вложенные инвестиции дали бы серьезный толчок для развития предприятий.
Что касается нашего союза лесопромышленников, мы активно работаем с федеральными и региональными структурами власти, у нас налажены хорошие связи с другими регионами и губернатор откликается на наши просьбы. Но не всегда чиновники видят проблему глазами бизнеса, поэтому мы решения предлагаем свои, они − свои. Сейчас разрабатывается концепция развития лесопромышленного комплекса Тверской области, и мы принимаем в этом активное участие.
Могу отметить одно упущение Международного лесного форума. Я услышал только одно выступление нашего тверского коллеги В. Н. Гребенцова, посвященное малому и среднему бизнесу. Докладчики говорят о ЦБК, о крупных предприятиях, но ведь малых предпринимателей очень много, о них нельзя забывать и исключать из процесса решения глобальных проблем. Малый бизнес − это как маленькие речушки, которые вместе образуют большую полноводную реку, и если мы это забудем, то у нас возникнет масса не только экономических, но и социальных проблем. В лесных отдаленных поселках живут люди, которым тоже нужно жить и развиваться».
Гости из Твери поделились не только проблемами, но и успехами. В регионе есть определенные достижения в развитии биоэнергетики, а именно в эффективном использовании древесных отходов. Речь идет не о производстве популярных сейчас древесных гранул, а о создании безотходных производств на перерабатывающих предприятиях, которые для выработки энергии используют не только собственные отходы, но и отходы производства других деревообработчиков и лесозаготовителей. И все это в пределах локального района, без больших затрат на транспортировку.
Именно так намерено организовать работу руководство Максатихинского предприятия по производству древесноволокнистых плит − ООО «Интерфорест». Недавно там был реконструирован паровой котел, и теперь он может работать на древесных отходах. Опыт по-своему уникальный, и тверские деревообработчики готовы им поделиться.
«Переоборудование котла под биотопливо мы закончили в этом году, − отметил директор предприятия Алексей Сальников. − Котел вырабатывает до 40 тонн пара в час для нашего производства. До сих пор он работал на мазуте, цена на который бьет все рекорды. Поэтому теперь решили работать на древесной щепе. Соотношение такое: 6 м³ щепы − это одна тонна мазута, себестоимость щепы у нас составляет 3000 рублей, мазут обходится в 7000, итого экономия более чем в два раза. Но этот проект, который мы обкатали и запустили, остался практически без сырья.
Мы перерабатывали до 110 тыс. м3 низкосортной древесины в год. Чтобы обеспечить комбинат дешевым топливом, нам понадобится сырья в два раза больше. Но сейчас, в период реформы, существуют проблемы с древесиной. В итоге, имея готовое оборудование для работы на биотопливе, мы вынуждены использовать мазут, в связи с чем предприятие несет финансовые потери».
Ещё один аргумент к тому, что с приведением лесных законов в порядок нужно торопиться. Но тверичи уверены, что проблемы их не остановят.
«Что касается нашего производства, то мы тоже хотели бы участвовать в приоритетных инвестиционных проектах, чтобы воспользоваться льготными условиями, − продолжил тему Алексей Сальников. − В нашем районе имеются два-три предприятия, которые общими усилиями могли бы выйти на нужный объем инвестиций в 300 млн рублей. У себя мы планируем развивать не только производство ДВП, но и лесопиление. Недавно мы установили сушильный комплекс и собираемся в будущем заняться изготовлением клееного бруса. Но будущее проекта будет зависеть не только от нас, а и от того, как решится вопрос с сырьем, как и на каких условиях заработает новое постановление об инвестпроектах. Собственно, это вопросы, ответы на которые мы хотели бы получить, в том числе и здесь, в Санкт-Петербурге».
Максим РОДИОНОВ