На форуме «ЛПК 360°» подвели итоги 2018 года и обсудили перспективы развития отрасли
В Москве, на площадке МИА «Россия сегодня», 14 декабря 2018 года прошел II отраслевой форум «ЛПК 360°», на котором были подведены итоги работы лесопромышленного комплекса России в 2018 году.
Представители государственной власти и бизнеса вместе с ведущими экспертами отрасли на двух дискуссионных площадках: панельной сессии «От идеи – к ЦБК: двигатель роста российского ЛПК» и круглом столе «Развитие отрасли – общая цель. Передовой опыт» определяли основные векторы развития отечественной лесной промышленности в соответствии со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.
В форуме, организованном при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, приняли участие более 400 делегатов. Основными докладчиками пленарного мероприятия были заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин, первый заместитель председателя ВЭБ Николай Цехомский, президент Industry Business Group Pöyry PLC Николас Оксанен, председатель совета директоров АО «Группа „Илим“» Захар Смушкин, президент Segezha Group Михаил Шамолин, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, губернатор Хабаровского края Сергей Фургал.
Состояние лесной промышленности
Общий тон форуму задало выступление Виктора Евтухова, посвященное мерам по развитию внутренней переработки древесины, внедряемым Министерством промышленности и торговли РФ, и контролю реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В производстве всех видов продукции лесопромышленного комплекса в 2018 году наблюдалась положительная динамика. За 10 месяцев 2018 года в секторе деревообработки индекс промышленного производства составил 109%, а в ЦБП – 113%. Несмотря на рост промышленного производства, потенциал отрасли раскрыт далеко не в полной мере, и необходимо увеличивать объемы и глубину переработки древесины внутри страны, а также работать над сокращением объемов экспортных поставок необработанной древесины. В мировом товарообороте продукции лесного сектора на долю российского ЛПК приходится всего 3% мирового объема (то есть меньше, чем в таких странах, как Финляндия (8%), Швеция (10%), США (13%) и Канада (17%)).
Меры поддержки переработки древесины внутри страны
Наиболее действенным механизмом развития внутренней переработки является увеличение экспортных пошлин и запрет экспорта круглых лесоматериалов, при наличии инвесторов обеспечивающие возможность создания новых предприятий внутри страны с защитой их от сырьевого дефицита. Первым шагом в реализации этой политики Минпромторга РФ стало введение квот на экспорт фанерного кряжа. По словам Виктора Евтухова, ограничения по фанкряжу будут усиливаться. Подобные меры будут вводиться и для круглых материалов других пород, помимо березы, предназначенных для выработки всех видов продукции лесопромышленного комплекса. Повышение экспортных пошлин за последние десять лет позволило сократить объем экспортных поставок необработанной древесины с 24 до 9 процентов.
Помимо введения мер, препятствующих экспорту древесины, Правительство РФ поддерживает крупных отечественных деревообработчиков, предоставляя им льготы в рамках приоритетных инвестиционных проектов (ПИП), реализуемых компаниями. В отрасли запущено 147 проектов с общим объемом вложенных инвестиций более 400 из планируемых 530 млрд руб., и этот механизм поддержки отрасли сохранится. Вместе с тем, из-за недобросовестных инвесторов, получивших лесные массивы в аренду, но не создавших заявленные ими производственные объекты, внесены изменения в Постановление Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», вступившие в силу с 2018 года и предусматривающие усиление контроля реализации приоритетных инвестиционных проектов, а размер необходимых инвестиций, для включения в перечень проектов, пользующихся государственной поддержкой в 2019 году планируется увеличить. Необходима концентрация ресурсов для создания крупных, якорных предприятий, вокруг которых будут развиваться производства смежных видов продукции ЛПК.
Направления развития
На развитие лесопромышленной отрасли, в том числе и в ЦБП, оказывают существенное влияние растущие рынки Индии и Китая. Президент России поставил задачу значительно увеличить объем экспортных поставок готовой продукции ЛПК к 2024 году. Доклады большинства спикеров форума были посвящены развитию экспортоориентированных деревообрабатывающих предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью на территории России. Подобный подход должен изменить методы работы в отрасли, предприятиям необходимо отказаться от экспортно-сырьевой модели деятельности или реализации продукции с низкой добавленной стоимостью и производить материалы и продукцию из древесины с высокой степенью переработки.
Наибольшие перспективы развития отрасли связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов по строительству целлюлозно-бумажных производств. По мнению экспертов, к 2030 году спрос на целлюлозу в мире вырастет относительно текущего на 25 млн т. Россия обладает серьезным конкурентным преимуществом – наименьшей в мире себестоимостью производства целлюлозы, что позволяет наращивать объемы ее производства и выигрывать конкурентную борьбу с другими странами за рынок сбыта. Основным сдерживающим фактором развития этого рынка в России, которая находится только на десятом месте в мире по объемам производства целлюлозы, является высокая стоимость оборудования для оснащения предприятий ЦБП, не выпускаемого внутри страны.
По мнению спикеров форума, в ближайшем будущем в России могут быть построены пять целлюлозно-бумажных предприятий. Подобные заводы во всем мире являются точками роста лесопромышленного комплекса. Создание новых ЦБК позволит вовлечь в промышленное производство большие объемы балансовой и низкотоварной древесины, не востребованные сегодня отраслевыми предприятиями, специализирующимися на ее механической переработке. Продукция таких предприятий обладает экспортным потенциалом, а строительство новых ЦБП позволит сформировать большое число новых рабочих мест.
По мнению Виктора Евтухова, для строительства ЦБК необходимо не только актуализировать данные по лесоустройству и создавать особые экономические зоны, позволяющие сократить сроки возврата инвестиций. Надо активно работать с населением, объяснять, что современные технологии производства целлюлозно-бумажной продукции обеспечивают почти полную фильтрацию газопылевых выбросов и четырехступенчатую очистку воды, используемой в производстве, а это позволяет минимизировать ущерб, который наносит экологии деятельность подобных предприятий.
О мировых трендах развития ЦБП в своем докладе «Перспективы глобальных и региональных рынков целлюлозно-бумажной промышленности» рассказал Николас Оксанен. По мнению докладчика, в ближайшие 30 лет следует ожидать увеличения спроса на продукцию ЦБК, что обусловлено не только темпами роста населения, но и увеличением доли городских жителей как основных потребителей продукции подобных предприятий. По прогнозам г-на Оксанена, к 2050 году в городах будет проживать до 66% мирового населения, что на 16% больше, чем в настоящее время, а доля пожилых людей (старше 65 лет) увеличится в два раза и составит 1/6 населения, как раз эта возрастная категория потребляет основные объемы тиссью, следовательно, можно ожидать роста объемов изделий, выпускаемых в этом сегменте ЦБП.
Еще один глобальный тренд развития этой отрасли – постепенный отказ от использования пластика торговыми сетями и на потребительском уровне с его замещением продукцией из бумаги и картона, сдерживаемые только более высокой стоимостью продукции из экологичных материалов.
Все большее развитие получает онлайн-торговля, потребляющая большой объем упаковочных материалов, в первую очередь картона и бумаги. Увеличение доли розничных продаж через интернет требует использования индивидуальной упаковки для единичной продукции, что также оказывает влияние на востребованность бумаги и картона.
При развитии ЦБП следует помнить о возможностях производства побочных видов продукции, таких как биоэтанол, биодизель и продукция на основе лигнина, доля которых на рынке энергоресурсов будет увеличиваться в ближайшие 30 лет.
Основное внимание необходимо уделить китайскому рынку, отказавшемуся от импорта несортированной макулатуры и испытывающему дефицит сырья. После отказа китайских властей от импорта низкокачественного сырья в первом квартале 2018 года объемы поставок в Китай сократились на 4 млн т, вследствие чего там сформировался новый сегмент рынка целлюлозы, который пока не заполнен.
Несмотря на стремление китайских промышленников инвестировать в строительство за рубежом заводов, выпускающих целлюлозу, картоны и рекуперированную бумагу, в ближайшие пять лет их дефицит будет сохраняться, в том числе из-за длительного изготовления оборудования для ЦБК и выхода подобных предприятий на проектную мощность.
Создание современных ЦБК подразумевает внедрение средств цифровой индустрии 4.0, использование в программах работы оборудования алгоритмов самообучения и элементов дополненной реальности, которые интегрируются в производственную цепочку формирования добавленной стоимости – от заготовки древесины до реализации готовой продукции.
Подобный подход позволяет создавать экономически эффективные, экологичные и современные предприятия, обеспечивающие высокую добавленную стоимость продукции, а это обеспечит сокращение сроков окупаемости инвестиций.
Деревянное домостроение
Не обошли вниманием участники форума и проблемы развития деревянного домостроения. Для того чтобы погрузиться в эту тему, участникам мероприятия была предоставлена возможность побывать в специально организованной VR-зоне на виртуальной экскурсии по деревянному дому.
К 2024 году в стране запланирован ввод 120 млн м2 жилья, 80 млн м2 из которых относятся к индустриальному жилищному строительству, а 40 млн м2 – к ИЖС. По предложению Минпромторга России, объем социальных объектов, построенных из древесины, должен составлять не менее 30% общего объема строительства, что особенно актуально для регионов. Необходимо переходить на индустриальный способ строительства деревянных индивидуальных жилых строений. Подобные объекты должны возводиться там, где нет необходимости в высотном строительстве, а коммуникации нужно подводить централизованно. Доступность жилья должна измеряться не стоимостью квадратного метра, а ставкой ипотечного кредитования. Получить кредит на строительство деревянного здания сегодня довольно сложно, а процентная ставка на кредиты для такого строительства выше, чем для строительства с использованием других материалов.
Разработанная Министерством промышленности и торговли РФ программа субсидирования при покупке домокомплектов из древесины позволяет снизить ставку кредитования по потребительскому кредиту до 5%. По мнению Никиты Стасишина, при совместной доработке программы с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках текущего финансирования (в объеме 200 млн руб.) может быть простимулировано приобретение 1600 домов по 120 м2.
Внедрение многоэтажного индустриального жилищного строительства с применением технологий деревянного домостроения сдерживается не только отсутствием необходимой нормативной документации, но и противоречиями между главными архитекторами городов и инвесторами, которые стремятся обеспечить высокую плотность застройки для максимальной эффективности использования земли, что предполагает высокую этажность зданий.
Для того чтобы начать возводить многоэтажные здания из древесины высотой от трех до девяти этажей, необходимо согласование строительных нормативов с МЧС и доработка некоторых стандартов. В лесных регионах должны строиться жилые дома из древесины не выше пяти этажей, и подобные сооружения могут появиться в ближайшем будущем. Первые здания по таким проектам уже построены.
Поддержка отрасли
Одной из самых больших проблем лесопромышленного комплекса России является логистика. Низкая плотность дорог, высокая стоимость подведения инфраструктуры к заводам, а также большие затраты на транспортировку древесины не позволяют предприятиям, выпускающим продукцию с низкой добавленной стоимостью, эффективно работать на внешних рынках. В 2018 году заработал механизм субсидиарных поддержек перевозок в лесном комплексе. К концу года в ЛПК перевозки готовой продукции были субсидированы на 5 млрд руб., что составляет более 50% возможного объема поддержки.
Еще одна важная задача, решить которую необходимо для сокращения транспортных затрат предприятия, – это снижение транспортных затрат на перевозку лесоматериалов, что связано с действующими ограничениями по загрузке лесовозов. По нынешним правилам, вес лесовоза с бревнами не должен превышать 44 т – это решение было принято для обеспечения сохранности автомобильных дорог, по которым ездят лесовозы. Однако в результате введения этого ограничения машины недогружены на 30% возможного объема, что обуславливает большие затраты лесозаготовительных и деревообрабатывающих компаний. В качестве одного из решений проблемы Министерством промышленности и торговли РФ рассматривается повышение предельной загрузки автомашин в зимний период, когда наносимый техникой ущерб дорожному полотну минимален.
Кроме того, при поддержке российского экспортного центра и Министерства промышленности и торговли отечественные промышленные предприятия в 2018 году получили возможность представить свои товары и услуги на крупных международных отраслевых выставках на объединенных стендах, что позволило повысить узнаваемость продукции российского ЛПК в мире и установить новые деловые контакты отечественным компаниям.
Инфраструктура
Реализация крупных проектов в сфере лесопромышленного комплекса невозможна без создания объектов инфраструктуры, а также изменения механизма энергетического обеспечения предприятий. Весьма важный фактор успешной работы крупных деревообрабатывающих предприятий – их стабильное энергообеспечение. По действующим правилам, сегодня компании, на энергетических установках которых вырабатывается электроэнергия, обязаны продавать ее энергетическим компаниям по оптовой цене и у них же приобретать энергию для собственных нужд, но уже по рыночной стоимости. Подобный подход обусловлен необходимостью сдерживания рыночных цен на электроэнергию для частных потребителей, но для новых крупных предприятий покупка электроэнергии по рыночной стоимости означает большие затраты, и, по мнению участников форума, существующий порядок купли-продажи энергоносителей должен быть пересмотрен – хотя бы для вновь строящихся предприятий.
Организация крупных предприятий ЦБП в районах с развитой социальной и транспортной инфраструктурой невозможна, поскольку лесные массивы в них уже в достаточной мере разработаны. Современный ЦБК потенциально может производить более 1 млн т продукции в год, что требует вовлечения в промышленное производство довольно емкой арендной базы. Параллельно с балансами заготавливается пиловочная древесина, что требует организации лесопильных предприятий мощностью 800 тыс. м3 пиломатериалов в год. Совокупно подобные кластеры смогут вырабатывать ежегодно до 2 млн т продукции, которую необходимо доставлять до потребителей, а в неосвоенных лесных районах, подходящих для организации новых предприятий-«гринфилдов», сегодня, по сути, нет технических возможностей для вывозки готовой продукции.
Для успешной работы на внешних рынках необходимо прокладывать железные дороги, в организации строительства которых следует пересмотреть некоторые правила. Строить железные дороги по российским стандартам – с широкой колеей, сегодня, по мнению Захара Смушкина, неэффективно, поскольку это повлечет не только затраты на само строительство, но и проблемы из-за отсутствия подвижных составов и невозможности доставки продукции до конечного потребителя. При создании технологически интегрированных предприятий, особенно в Сибири, необходимо опережающими темпами строить железные дороги с шириной колеи, отвечающей международным стандартам, и подходящие для движения составов как европейских, так и китайских грузоотправителей.
Стратегия-2030
Не обошли вниманием участники форума и обсуждение положений Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г. Этот документ во многом будет определять развитие отрасли. По словам Виктора Евтухова, Стратегия не является обязательным документом – это навигатор, показывающий предпринимателям векторы возможного инвестирования, а также то, какие направления развития государство будет поддерживать субсидиями или регулирующими документами.
Некоторые выступавшие на конгрессе эксперты заявили, что необходимо разработать дополнительный документ, регламентирующий конкретные меры по реализации Стратегии.
Лесные регионы
Одним из наиболее развитых лесных регионов, испытывающим проблемы с экспортом необработанной древесины, является Иркутская область. Общий запас древесины в регионе составляет около 73 млн м3, ежегодно заготавливается около 35 млн м3. За последние несколько лет объем круглых лесоматериалов, экспортируемых из области, сократился до 3 млн м3 в год. Подобные успехи были достигнуты не только за счет введения заградительных таможенных пошлин, но и вследствие упорядочения учета объемов заготавливаемой древесины. Так, например, в регионе чипируются все лесовозы и с помощью смартфона и специальной программы по данным, содержащимся в чипе, контролирующие органы могут получить все сведения о перевозимой древесине.
В стадии реализации установка на всех лесовозах региона оборудования для подключения к системе ГЛОНАСС, это позволит отслеживать перемещение всего объема заготавливаемой древесины по региону. Вместе с тем в настоящее время планы прекращения экспорта необработанной древесины руководство Иркутской области не рассматривает, так как они противоречат экономической ситуации в промышленности, ведь зачастую продавать за рубеж круглые лесоматериалы пока выгоднее, чем перерабатывать в регионе.
Совсем иная ситуация в Хабаровском крае, доля лесных насаждений в котором составляет 25% всех лесных запасов Дальнего Востока.
В крае производится и экспортируется около 51% всей продукции лесопромышленного комплекса Дальнего Востока. Вместе с тем 64% круглых лесоматериалов, заготавливаемых в регионе, экспортируется, что обусловлено близостью границ с несколькими странами. Немало и острых проблем, требующих решения. Например, производственных мощностей в регионе недостаточно для переработки всего объема заготавливаемой древесины, а арендаторам в краткосрочной перспективе выгоднее экспортировать древесину, а не строить собственные предприятия. Приоритетные инвестиционные проекты реализуются с грубыми нарушениями как условий ПИП, так и законодательства: на выделенных арендаторам лесных участках заготавливается лес, который вывозится и реализуется сторонним потребителям, в том числе за рубеж, а предусмотренные ПИП производственные предприятия по переработке древесины на строятся.
В Министерстве промышленности и торговли РФ надеются, что введение запрета на вывоз необработанной древесины за рубеж будет способствовать созданию условий для привлечения инвестиций в строительство деревообрабатывающих предприятий на Дальнем Востоке России. С 2019 года, согласно постановлению Правительства РФ, для предприятий, у которых нет деревообрабатывающих мощностей, вводится пошлина на экспорт круглого леса в размере 40%. В последующие годы ожидается рост пошлин. Если подобные меры не помогут, то, возможно, будет установлен полный запрет на вывоз сырья из региона вне установленных квот.
Внутренний рынок
Участники пленарного заседания и специалисты, принимавшие участие в работе круглых столов, за редким исключением не поднимали в ходе обсуждения вопросы, касающиеся развития внутреннего потребления продукции из древесины. Это направление с высоким потенциалом пока не входит в перечень приоритетных. Хочется верить, что сразу после пуска запланированных предприятий ЦБП, следующая программа поддержки отрасли будет направлена на развитие внутреннего потребления продукции лесопромышленного комплекса.
Александр Тамби