Лесная экономика: наука и практика
Побудительным мотивом представить для публикации в отраслевом журнале комментарии к переведенному и изданному в России учебнику «Лесная экономика», авторами которого являются Доавей Чанг и Питер Х. Пирс, стало посещение Московского дома книги на Арбате. В отличие от советского и раннего постсоветского времени, сегодня там не только нет отдела, где представлены учебники и монографии по лесному делу, но даже в отделе «Строительство», отвечающем за предложение книг по лесной тематике, последняя представлена всего тремя изданиями. Я не увидел ни одного учебника по экономическим дисциплинам (экономика, менеджмент, планирование) с лесной специализацией.
В такой неблагоприятной для лесного образования ситуации заслуживает внимания решение руководителя Рослесхоза Ивана Валентика издать на русском языке учебник «Лесная экономика» (Doawei Zhang, Peter H. Pearse Forest Economics. UBC Press. Canada, 2011). Этот учебник широко используют при подготовке специалистов в университетах, где изучают лесные дисциплины, тех стран, в которых леса преимущественно находятся в государственной собственности (в Канаде, Китае, странах Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки).
В учебнике лесная экономика представлена областью знаний, которые необходимы руководителям и специалистам, принимающим административные и хозяйственные решения по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Задачу адаптации лесной экономической терминологии к практике управления лесами в Российской Федерации удалось частично решить на стадии научного редактирования.
Приводимые ниже мои комментарии как научного редактора направлены на привлечение внимания руководителей и специалистов организаций лесного сектора к учебнику, открывающему окно во все еще неизведанный мир рыночных экономических отношений в лесном секторе.
Руководство для читателей
Учебник состоит из пяти разделов, включающих 13 глав. В конце каждой главы представлен набор контрольных вопросов, позволяющих оценить, как обучающиеся освоили теоретические и практические вопросы лесной экономики.
Разделы учебника:
- Рынок, государство и анализ лесных вложений.Лесной сектор – земля, древесина и неоцениваемые полезности леса.
- Экономика лесного хозяйства.
- Экономика лесной политики.
- Лесная экономика в глобальной перспективе.
В первом разделе учебника представлен инструментарий, позволяющий принимать эффективные управленческие решения в части использования вложений производственных ресурсов (капитала труда, лесной земли).
Эффективные решения основаны на маржинальном анализе производственных функций. Маржинальный анализ убедительно доказывает свои преимущества в сравнении с заимствованными в социалистической экономике методами оценки эффективности, основу которых составляет минимизация «средних затрат». Методы маржинального анализа представлены в учебнике набором формул, позволяющих находить оптимальные решения по объему и ассортименту производимой продукции в диапазоне различных сочетаний производственных факторов.
Маржинальный анализ, основанный на предельных доходах и затратах, доказывает ошибочность экономических положений, в которых решения по строительству и размещению предприятий, использующих лесные ресурсы, принимаются на базе показателей «среднего дохода» и «средних затрат». Этот подход повинен в бытующем до настоящего времени представлении об абсолютной эффективности, которая достигается только за счет высокой концентрации производства, получившей название «гигантомания». Примерами гигантомании являются построенные в советское время лесопромышленные комплексы в Сибири и на Европейском Севере с объемами переработки до 8–10 млн м3 древесного сырья на одной производственной площади.
Стремление к максимальной концентрации, основу которой составляет надуманная гиперболическая зависимость «средних затрат» от объема производства, привело и приводит на практике к повсеместному недоиспользованию проектных мощностей, а следовательно – к масштабным финансовым потерям. То, что в лесном секторе низкий удельный вес предприятий малого бизнеса, также является следствием несостоятельности применяемых критериев для измерения эффективности производства.
В рыночной экономике наряду с оптимизацией производственных функций большая роль отводится фактору времени, которое становится экономической категорией наряду с капиталом и трудом. Наиболее актуальна эта проблема при оценке лесохозяйственных мероприятий с длительным производственным циклом (лесовыращивания). В учебнике представлена «технология» такой оценки с использованием математических методов, когда настоящие вложения ресурсов приводятся к будущему времени (компондирование) или будущие доходы и затраты приводятся к настоящему времени (дисконтирование).
Теория и практика экономических решений иллюстрированы примерами, учитывающими специфику лесных отраслей.
В разделе 2 последовательно рассмотрены следующие вопросы:
- формирование спроса и предложения на древесину с обоснованием ценового равновесия;
- оценка лесных продуктов с позиций их производителя и потребителя;
- экономические основы прогнозов предложения древесины;
- ценообразование на древесину на корню.
Особое место уделено «неоцениваемым полезностям леса», в таком определении неизвестным российским читателям. Речь идет о пищевых ресурсах леса, или о дикоросах, как их называют депутаты российского парламента, озабоченные их введением в лесное законодательство, а также об услугах лесной рекреации. Неоцениваемость этих ресурсов и социальных ценностей леса доказана экономической теорией, согласно которой полезности, созданные природой без привлечения производственных ресурсов (труда и капитала) и находящиеся в общественном пользовании, не имеют базы для установления на них рыночных цен.
Правомерность такого вывода становится очевидной, если исходить из традиционного представления рыночной цены как точки пересечения кривой предложения (издержки) и кривой спроса (доход). Для ресурсов и ценностей, созданных природой и являющихся общественным благом, кривая издержек отсутствует, и, как следствие, растущие в лесу, а не заготовленные грибы, ягоды, орехи не имеют цены.
В то же время цены на собранные, заготовленные дары леса формируются по законам рынка, на котором одним из определителей цен являются издержки на заготовку и транспортировку. При свободном доступе населения к заготовке пищевых ресурсов леса и услугам лесной рекреации экономика «работает» только в плане оценки условий, при которых лесная рекреация и использование пищевых ресурсов наиболее эффективно интегрируют с использованием и воспроизводством древесных ресурсов. Такая интеграция называется многоцелевым использованием лесных ресурсов, эффективность которого оценивается земельной рентой.
Земельная рента, будучи остаточным, приведенным к настоящему времени доходом, выполняет много экономических функций, и в частности выступает индикатором интенсивности использования лесных земель. Земельная рента, как интегральный показатель эффективности, переводит теорию управления землепользованием в практику управления лесами, включая передачу лесных земель под другие виды использования.
Непосредственно экономика лесного хозяйства рассмотрена в разделе 3 учебника, где последовательно в логической увязке представлен экономический инструментарий, позволяющий следующее: устанавливать оптимальный возраст рубки насаждений; распределять объемы заготовки древесины во времени; определять объемы долгосрочных инвестиций в лесохозяйственное производство (лесовосстановление, лесоразведение, лесовыращивание).
Оптимизация возраста рубки признается главным фактором в развитии лесов на принципах устойчивого лесоуправления. Основным критерием оптимизации возраста рубки является максимальный доход в виде корневой стоимости насаждения на момент его рубки, определяемый с использованием рыночных цен на сортименты круглого леса. Такой подход к обоснованию программы заготовки древесины отвечает экономическим и экологическим целям ведения лесного хозяйства, но его применение в российском лесоустройстве затруднительно в силу того, что корневая стоимость лесонасаждений оценивается не по рыночным ценам, а по директивно устанавливаемым ставкам платежей, не привязанным к сортиментам.
Оптимизация возраста рубок позволяет осуществить переход к созданию и функционированию в лесном хозяйстве «нормального леса», с равномерным распределением лесонасаждений по возрасту. Представленная в учебнике программа такого перехода построена на оценке сопутствующих негативных и позитивных последствий.
Особой спецификой характеризуются инвестиции в лесохозяйственное производство, где в модели для оценки эффективности вводится фактор, именуемый риском. Этот фактор аналогично времени становится экономической категорией и приобретает количественную оценку, оказывая большое влияние на объемы лесохозяйственного производства и его размещение.
Методы оценки эффективности лесохозяйственных инвестиций с учетом факторов времени и риска дифференцированы для государственных и частных лесов.
Особый подход при оценке лесохозяйственного производства в учебнике представлен плантационным лесовыращиванием, которое иллюстрировано статистикой лесных плантаций на юге США.
Развитие плантационного лесовыращивания обеспечивается экономическими стимулами и мерами государственной поддержки через субсидии и налоговые льготы.
Для реформирования лесных отношений в Российской Федерации большой интерес представляет глава учебника, в которой права собственности на лесные земли представлены не только как политическая категория, но и как экономическая. Именно экономические факторы лежат в основе эволюции форм и прав собственности на лесные земли в государствах с федеративной и унитарной политической системой.
Посредством распределения прав собственности на лесные земли между федеральным центром и регионами обеспечивается федерализм в лесных отношениях в таких странах, как США и Канада. Главным критерием выбора формы собственности на лесные земли является доход за оборот рубки при соблюдении законодательно установленных требований к использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
В учебнике предложен уникальный подход к оценке прав собственности через следующие ее параметры: полнота прав; продолжительность действия прав; извлекаемый доход; возможность передачи прав; экономическая безопасность; исключительность прав. Достоинства и недостатки разных форм собственности выявляются на практике в конкурентной среде, когда ни одна из них не занимает монопольного положения в системе лесных отношений.
В Российской Федерации конкурентность форм собственности на природные ресурсы, установленная в статье Конституции, проигнорирована Лесным кодексом, в котором, согласно статье 8, «лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности». При монополии федеральной собственности на лесные земли федерализм в лесных отношениях обеспечивается в Российской Федерации неизвестным в мировой практике способом: через передачу полномочий собственника органам государственной власти субъектов Российской Федерации, когда права и обязанности эффективного управления лесами не сбалансированы. Такое решение, принятое исключительно в политических целях, является причиной многих негативных явлений в использовании и воспроизводстве лесных ресурсов: низкой доходности лесопользования, коррупции, нелегального оборота древесины, низкого уровня научного и кадрового сопровождения.
В учебнике уделено много внимания вопросам установления, сбора и распределения платежей за используемые лесные ресурсы в условиях конкурентности прав собственности и многообразия форм доступа юридических и физических лиц к использованию лесов. Система формирования лесного дохода не дает универсальных решений, таких, которые используются в практике администрирования лесных платежей в Российской Федерации.
Платежи за древесину на корню имеют статус прямых и косвенных налогов, что исключает их администрирование неналоговыми органами, практикуемое в России. Выбор налоговой базы зависит от формы собственности на лесные земли и состояния лесных рынков в плане регулирования спроса и предложения. Так, при концессионном лесопользовании налогом может облагаться как корневая стоимость заготовленной древесины, так и корневая стоимость насаждения до проведения рубки.
Практика показывает, что результаты налогообложения по этим двум вариантам будут разные. В первом случае признается легальное происхождение потоков древесины, во втором случае возрастают коррупционные риски и стимулы к нелегальным лесозаготовкам.
Предлагаемые рекомендации по выбору платежей и сборов обоснованы путем оценки последствий, как экономических, так и экологических.
В заключительном разделе учебника авторы встраивают лесную экономику в глобальную торговлю древесиной и охрану окружающей природной среды.
В учебнике обстоятельно изложены экономические принципы функционирования международной торговли лесной продукцией: сравнительное преимущество и специализация, которые проиллюстрированы примерами и математическими моделями, устанавливающими зависимость объемов экспорта/импорта лесных товаров от цен на них.
Следует признать продуктивным подход к управлению лесными ресурсами, при котором экономические отношения строятся на взаимодействии населения, экономического роста окружающей природной среды. Через такое взаимодействие в учебнике оценивается роль лесов в противодействии изменению климата. В качестве одной из мер, противодействующих изменению климата, рассмотрено создание и функционирование углеродных рынков, где задействованы такие экономические механизмы, как квоты на углерод для предприятий, загрязняющих атмосферу промышленными выбросами, и компенсационные цены на услугу по поглощению углерода для собственников лесных земель, ведущих хозяйство с учетом экологических факторов.
Для противодействия изменению климата наряду с созданием углеродных рынков предлагается развивать биоэнергетику на базе использования древесных отходов.
Приведенные в учебнике статистические материалы подтверждают возрастающую роль лесов в решении глобальных экологических проблем.
Приведенные выше очень ограниченные комментарии к фундаментальному учебнику не являются заказной рекламой по просьбе авторов или издательства. Их донесение до читателей через отраслевой журнал продиктовано исключительно желанием автора проинформировать всех небезразличных к получению экономических знаний о том, что на рынке образовательных услуг появился учебник, который может стать настольной книгой руководителей и специалистов предприятий и организаций, профессоров и преподавателей университетов, аспирантов и студентов.
Анатолий Петров,
профессор, д-р экон. наук, заслуженный деятель науки РФ