Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Проекты и перспективы

Лесной план и госпрограмма освоения лесов Архангельской области дополняют друг друга

Новый Лесной план Архангельской области на 2019–2028 годы вступил в силу 1 января нынешнего года. Как и большинство региональных документов лесного планирования этого периода, его интересно сравнить с предыдущим лесным планом: что удалось сделать.

Напомним, в соответствии с Лесным кодексом РФ каждый субъект РФ разрабатывает свой Лесной план на 10 лет. Планы на 2009–2018 год были первыми – на них регионы учились не только ставить стратегические цели по развитию ЛПК и лесного хозяйства, но и в принципе разрабатывать и в дальнейшем воплощать в жизнь подобные документы. Сравнительный анализ показывает, что лесное хозяйство регионов меняется в том числе в связи с изменениями законодательства на федеральном уровне.

«В целом за период действия предыдущего лесного плана общая площадь лесного фонда уменьшилась на 24 тыс. га, площадь эксплуатационных лесов сократилась на 1614,3 тыс. га, а защитных – увеличилась на 1590,3 тыс. га с перераспределением по категориям, – сообщили разработчики нового ЛП. – Площадь ценных лесов уменьшилась на 454,9 тыс. га (за счет сокращения площади запретных полос), лесов, расположенных вдоль водных объектов, – на 36,2 тыс. га, а лесов в лесотундровых зонах – на 435,1 тыс. га. Вместе с тем увеличилась на 1875,4 тыс. га площадь лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на 60 тыс. га – лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

Среди целей, декларированных в Лесном плане Архангельской области на 2009–2018 годы, значатся следующие: «осуществление приоритетных инвестиционных проектов на основе аренды лесных участков, привлечение потенциала малого и среднего лесного бизнеса по договорам купли-продажи лесных насаждений и по договорам субаренды с арендаторами, не имеющими достаточных производственных мощностей, а также путем адресного выделения лесных насаждений по исключительному случаю проведения аукционов для обеспечения конкретных предприятий, перерабатывающих древесину на территории Архангельской области и имеющих исключительное социальное значение; вовлечение в рыночный оборот недревесных лесных ресурсов и развитие альтернативных заготовке древесины видов использования лесов для рекреационных целей, для нужд охотничьего хозяйства, для заготовки пищевых ресурсов, лесохимического сырья и др.; осуществление инновационных проектов в рамках модельного леса; развитие биоэнергетики». При этом для развития транспортной инфраструктуры, деревянного домостроения, улучшения лесного фонда и модернизации лесопромышленного производства планировалось привлечение средств государственной поддержки. Сегодня по всем этим направлениям ведется активная работа.

Так, согласно ЛП, в перечень инвесторов приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в Архангельской области включены АО «Архангельский ЦБК», АО «Группа “Илим”», ООО «Устьянский ЛПК», ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», ООО «Вельский ДОК», ЗАО «Архангельский фанерный завод», ООО «Поморская лесопильная компания», ЗАО «Лесозавод 25», ООО «Форест». Все они пришли в регион в период действия предыдущего ЛП.

«В настоящее время реализуются семь приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по лесопилению и деревообработке, один проект по производству фанеры и два проекта целлюлозно-бумажного производства общей стоимостью 56,9 млрд руб., – записано в документе. – В 2017 году статус приоритетного получили инвестиционные проекты “Лесозавод 25”, “Поморская лесопильная компания” и компания “Форест”. Капитальные вложения в реализацию проектов за год составили около 9 млрд рублей».

Интересно, что в Архангельской области реализуется едва ли не первый в России инвестиционный проект в сфере лесного хозяйства, не связанный с ЛПК, но направленный на повышение эффективности использования лесных ресурсов. По инициативе ЗАО «ПиТЭК-Био» инвестпроект «Промышленное выращивание клюквы болотной и других лесных ягодных культур» реализует ягодный кооператив «Архангельская клюква» на торфяном месторождении «Дикое» в Холмогорском районе. Согласно данным ЛП, под выращивание лесных ягод арендуется 3124 га. Планируемый объем инвестиций первой очереди – 500 млн руб.

В 2020 году ожидается первый промежуточный урожай до 10 т с одного гектара, а в 2021 году – первый промышленный урожай: 15 т клюквы болотной сорта «Дар Костромы».

В минимальных объемах (по факту заключенных договоров аренды) Лесным планом предусматривается заготовка в Шенкурском лесничестве на площади 575 га живицы в объеме 1–1,5 т/год (3% потенциального объема использования).

Однако самым эффективным видом использования лесов по-прежнему остается заготовка древесины. Но, как и в большинстве регионов РФ, расчетная лесосека в Архангельской области осваивается не полностью. Для ЛП на 2019–2028 годы планируемая расчетная лесосека для заготовки древесины определена по действующим лесохозяйственным регламентам на начало 2018 года в размере 26,1 млн м3, в том числе по лесному фонду – 25,5 млн м3, в лесах на землях ООПТ – 0,6 млн м3. В сравнении с предыдущим Лесным планом объем расчетной лесосеки увеличился на 0,8 млн м3 в связи с проведенным лесоустройством.

В лесах на землях лесного фонда в составе расчетной лесосеки основной объем (23,6 млн м3) приходится на рубки спелых и перестойных лесных насаждений (92,5%) и 1,9 млн м3 – на уход. Интересно, что разработчики плана в 10-летней перспективе сразу оговаривают возможности корректировки расчетной лесосеки. Прежде всего это относится к лесам Двинско-Вычегодского лесного района, где утверждение нормативно-правовой базы по модели интенсивного использования и воспроизводства лесов потребует внесения изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств с последующей корректировкой Лесного плана.

«Планируемые объемы заготовки древесины в лесах на землях лесного фонда до 2028 года приняты по базовому (умеренному) сценарию на основе аппроксимации динамики фактических объемов заготовки за период действия предыдущего Лесного плана, – записано в документе. – Согласно проведенным расчетам, общая планируемая заготовка древесины в Архангельской области на 10-й год реализации Лесного плана составит 17,5 млн м3, из них 8,3 млн м3 по Двинско-Вычегодскому лесному району. Уровень использования расчетной лесосеки составит в целом по лесному фонду области 68,7%, по Двинско-Вычегодскому лесному району – 60,5% (в 2017 году – 50,3%)».

Надо отметить, что в новом Лесном плане Архангельской области цели сформулированы совсем не так конкретно, как в предыдущем. Так, общая (генеральная) цель – это «достижение устойчивого управления лесами, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность области, безусловное выполнение международных обязательств РФ лесами региона».

В экономической сфере это предполагает формирование условий для обеспечения эффективного управления лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе области на основе рыночного спроса, в экологической сфере – сохранение благоприятной окружающей среды для граждан и биосферной роли лесов России, в социальной – обеспечение роста уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивого социально-экономического развития лесных территорий». Формулировки такого рода, с одной стороны, вызывают ряд вопросов, поскольку приложения к ЛП не содержат ни прогнозных, ни целевых показателей ни по одному из этих направлений. С другой стороны, документом тактического, а не стратегического планирования можно считать Государственную программу «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2014–2024 годы», которая захватывает период действия предыдущего ЛП и тем самым обеспечивает преемственность процессов в сфере ЛПК и лесном хозяйстве. И в ней есть числовые показатели, которые должны быть достигнуты фактически к середине срока действия ЛП.

Авторы документа сосредоточились на выявлении системных проблем отрасли и путях их решения. Например, по данным экспертов, в последние годы осваивается не более 50% возможного (допустимого) объема использования древесины, и связано это в первую очередь с сокращением экономически доступных лесов.

«В настоящее время на 23% площади лесного фонда эксплуатируемые запасы лесных насаждений исчерпаны, на 54% уровень их концентрации низкий, – указано в программе. – Увеличивается доля лиственных насаждений и тонкомерной древесины, ухудшается санитарное и лесопатологическое состояние лесов. Необходимо разрабатывать и внедрять новые технологические решения по заготовке и переработке лиственной древесины, в первую очередь действующими организациями целлюлозно-бумажной промышленности».

Кроме того, необходимо строить лесные дороги. Однако такое строительство осуществляется в основном крупными лесозаготовительными организациями на арендованных ими участках лесного фонда, и неосвоенные территории продолжают оставаться таковыми. Вложения в транспортную инфраструктуру позволяют обеспечивать лишь поддержание объемов заготовки древесины на достигнутом уровне последних десяти лет. «Перспективной задачей является строительство лесных дорог на принципах частно-государственного партнерства. Однако государственная поддержка создания лесной транспортной инфраструктуры сдерживается из-за отсутствия на федеральном уровне нормативных правовых актов и целевого финансирования на строительство лесных дорог», – полагают разработчики программы.

Отметим, что одновременно с развитием использования лесов, госпрограмма предполагает меры по воспроизводству, а также охране и защите лесов. Ее финансовое обеспечение поделено между федеральным и региональным бюджетом: 7,5 и 4,4 млрд руб. соответственно, однако практически половину необходимой суммы (11,7 млрд руб.) планируется привлечь из внебюджетных источников. Общий объем финансирования – 23,67 млрд рублей.

«В результате реализации государственной программы предполагается сохранение лесистости территории Архангельской области, увеличение платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, в расчете до 1,6 млрд руб. на один гектар земель, а также увеличение объема заготовки древесины до 15 млн м3, объема производства пиломатериалов – до 2,3 млн м3, производства бумаги и картона – до 1,6 млн т», – записано в программе. 

Текст Мария Алексеева


Другие статьи рубрики Регион номера: Архангельская область

Обзоры ЛПК регионов России