Картон, а не целлюлоза
Архангельский ЦБК готовит к пуску несколько дочерних предприятий
Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат в следующем году отметит 80-летний юбилей. Созданное в 1940 году производство оберточной бумаги, в Великую Отечественную войну выпускавшее нитроцеллюлозу – компонент бездымного пороха, ныне АЦБК – одно из крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий в России и Восточной Европе, которое имеет несколько дочерних компаний и производит картон, целлюлозу, бумагу, тетради.
О планах развития комбината и способах, которыми планируется достигать новых высот, корреспонденту журнала рассказала директор АЦБК по взаимодействию с государственными органами власти Наталья Пинягина.
– Наталья Борисовна, прежде всего о динамике развития производства. Можно ли сказать, что лесная промышленность и целлюлозно-бумажное производство сейчас на подъеме?
– Судите сами. Наша компания сейчас занимается сразу несколькими масштабными инвестиционными проектами, после реализации которых вырастет и продуктовая линейка АЦБК, и мощности, и качество продукции.
Например, сейчас мы завершаем модернизацию второй картоноделательной машины (КДМ-2) в рамках приоритетного инвестиционного проекта «Реконструкция производства картона», стоимость которого превышает 11 млрд руб. На комбинате уже состоялся технический запуск полностью обновленной КДМ-2, который показал высокую готовность и эффективность проекта. Работы заняли в общей сложности два года, в результате чего КДМ-2 станет самой большой и современной картоноделательной машиной в России: ее обрезная ширина 6,3 м, рабочая скорость для базового веса 125 г/м2 – 800 м/мин, для граммажей ниже 100 г/м2 – 1000 м/мин. КДМ-2 будет производить флютинг и крафтлайнер.
В индустриальном парке «Масловский» (Воронежская область) запущен новый высокотехнологичный завод по производству гофрокартона и гофроупаковки мощностью 188 млн м2 в год, общий объем инвестиций составил 3,5 млрд руб. При этом производство почти полностью автоматизировано, то есть это завод-робот. Транспортные системы, палетайзеры, комплексы упаковочной системы с автоматизированной подачей поддонов представлены ведущими компаниями Германии и Кореи. На заводе установлено оборудование из Италии (гофроагрегат Fosber S.р.A.), Франции (перерабатывающая линия BOBST), США (перерабатывающая линия Marquip WardUnited) и Японии (перерабатывающая линия Mitsubishi).
На Истринской площадке АО «Архбум» сейчас готовится к запуску вторая очередь производственного комплекса. В конце текущего года планируется завершить строительные работы, уже заключены договоры на поставку высокопроизводительных линий лучших мировых производителей. В частности, в «Истре-2» будет установлена линия BGM Caseline CL 13/32 (Bahmüller und Göpfert, Германия) работающая по технологии Flowbelt с вакуумной транспортировкой и прямым приводом, которая также оснащена четырехцветной высококачественной флексопечатной секцией с системой инфракрасных сушек и системой контроля печати по эталонному образцу с отслеживанием всех дефектов. Монтаж линии запланирован на сентябрь 2019 года, запуск в эксплуатацию – в октябре. В приобретение нового оборудования компания инвестирует более 2,6 млрд рублей.
Дочерняя компания «Архбум тиссью групп» завершает строительство завода по производству санитарно-гигиенических изделий в технопарке «Ворсино» в Калужской области. Тестовые пуски бумагоделательной машины по выпуску бумаги-основы тиссью намечены на ноябрь, а завод, возможно, откроется в мае 2020 года.
Отмечу, что есть и еще перспективные планы по созданию новых производств, но о них говорить пока рано.
– При таком грандиозном размахе хватит ли в Архангельской области сырья?
– В данный момент сырьевое обеспечение лесоперерабатывающих производств в регионе довольно стабильно. Однако сейчас в Архангельской области запущены сразу несколько приоритетных инвестиционных проектов. В результате их реализации на АЦБК увеличится объем варки целлюлозы и производства высококачественного картона. ЗАО «Лесозавод 25», входящий в группу «Титан», также наращивает мощности. Так что, по нашим расчетам, в перспективе возможен дефицит сырья.
Уже сейчас леспромхозы «Титана» обеспечивают производство Архангельского ЦБК и «Лесозавода 25» собственными лесосырьевыми ресурсами лишь на 60%, остальная древесина закупается в Вологодской и Ярославской областях и более отдаленных регионах. На реализацию запланированных инвестиционных проектов сырья в области явно не хватает. Если посмотреть на потребность в древесине, необходимую для модернизации названных АЦБК и «Лесозавода 25», то дефицит балансов составит к 2025 году около 3 млн м3, пиловочника – около 1 млн м3.
– Как влияет на ваш сектор экономики геополитическая обстановка? Есть ли, например, изменения в структуре экспорта?
– Санкции, слава богу, не коснулись лесного комплекса. Мы не производим и не закупаем продукцию двойного назначения, работаем в том числе и с российскими банками. И на объемы лесного экспорта из России эта ситуация не влияет. Кроме того, у АЦБК традиционно сложились долговременные торговые связи с оптовыми покупателями в Европе. Это компании с вековой историей и авторитетом на международном рынке, такие как «Якобсон», «Юргенсон».
Кроме того, мы поставляем свою продукцию в страны Северной Африки, Ближнего Востока и т. д. Объемы экспорта зависят от конъюнктуры товарных рынков, курса валют, наши специалисты по внешней торговле гибко реагируют на все эти изменчивые факторы и находят оптимальное соотношение поставок на российский и зарубежный рынок.
– В конце прошлого года правительство РФ утвердило Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Какие разделы этого документа, на ваш взгляд человека государственного и одновременно практика, оставляют перспективы для дальнейшего совершенствования?
– На мой взгляд, в этом документе недостаточно внимания уделено производству продукции с высокой добавленной стоимостью. Стратегия делает упор на резкий рост производства полуфабрикатов, прежде всего целлюлозы. Если посмотреть на прогнозные показатели, то увеличение производства, потребления и экспорта именно этой продукции значительно опережает рост производства лесобумажной продукции более высоких переделов. Например, развитие производства картона обозначено по самому инерционному, а не интенсивному варианту. А ведь рынок Китая, на который ориентированы поставки целлюлозы, в конечном итоге нуждается именно в картоне, упаковочных материалах. Там потребности колоссальные. В частности, расширяя стратегические задачи развития отрасли, крупная лесопромышленная компания уже заявила о планах создания масштабного производства картона в Иркутской области, ориентированного на рынок Китая и стран АТР.
Желательно, чтобы стратегия придерживалась курса на развитие прежде всего производства с высокой добавленной стоимостью, а не полуфабрикатов: пиломатериалов и целлюлозы. Чтобы расширялись продуктовые линейки, чтобы в нашей стране создавались новые высокопроизводительные рабочие места, увеличивались налоговые платежи в бюджет.
Поскольку утвержденная правительством РФ Стратегия развития лесного комплекса не является догмой и открыта для дополнений и корректировки, хотелось бы увидеть в этом документе предложения по государственной поддержке значимых для экономики страны проектов по выпуску продукции глубокой переработки сырья и полуфабрикатов с высокой добавленной стоимостью, в том числе инновационных.
Текст Мария Алексеева
Другие статьи рубрики Регион номера: Архангельская область