Минприроды подготовило проект радикального изменения системы платежей за лесные ресурсы
Минприроды России подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», предусматривающий радикальное изменение системы платежей за лесные ресурсы. Проект стал результатом многолетней работы Рослесхоза и ВНИИЛМ над внедрением так называемого рентного подхода к ценообразованию.
Согласно проекту, ставки платы за использование лесов должны по-разному определяться для правоотношений, возникших до и после 1 января 2021 года. До этой даты должны по-прежнему использоваться таблицы 1 и 2 (ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений по основным и неосновным породам соответственно) из постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310. Но в примечания к этим таблицам добавляется новый, не распространяющийся на приоритетные инвестпроекты в области освоения лесов, пункт: «При наличии у арендатора мощностей по переработке древесины минимальный размер арендной платы корректируется с учетом уровня собственной переработки древесины следующими коэффициентами: а) от 0 до 30,0% включительно – 2; б) от 30,1 до 60,0% включительно – 1,5; в) свыше 60,1 – 1».
Таким образом, ставки платы для обычных арендаторов (не приоритетных инвесторов), не имеющих собственных мощностей по переработке древесины, в случае принятия этого постановления автоматически увеличатся вдвое, а для имеющих мощности, позволяющие перерабатывать от 30 до 60% подлежащей заготовке древесины, – в полтора раза. При этом в рамках этого подхода арендаторы и переработчики, образующие группу лиц (в соответствии с законодательством о защите конкуренции), должны учитываться совместно в пределах субъекта РФ.
Для правоотношений, которые возникнут после 1 января 2021 года, предусматривается принципиально новый подход. Вместо действующих сейчас таблиц 1 и 2 вводятся таблицы 1.1 и 2.1, существенно отличающиеся от нынешних. Из них изымается разделение деловой древесины на крупную, среднюю и мелкую, на разряды такс (они приводятся в примечании в виде понижающих коэффициентов), остается только разделение на деловую и дровяную древесину и по древесным породам.
Формулировка относительно разрядов такс «мутная»: с одной стороны, говорится, что «ставки платы понижаются на 3% каждые 10 км расстояния вывозки», а с другой – коэффициенты отражают это понижение только при расстоянии вывозки свыше 100 км. Если исходить из указанных в проекте коэффициентов, то фактически из существующих сейчас семи разрядов такс первые шесть объединяются в новый первый разряд, а действующий седьмой подразделяется на шесть новых. Если будут применяться эти коэффициенты, то для расстояний вывозки, например, 60 км одно только это изменение приведет к росту ставок примерно в полтора раза.
Кроме того, в примечаниях устанавливаются прочие коэффициенты к ставкам: для выборочных рубок (сейчас он равен 0,5 для всех, а предлагается назначить 0,43 для приспевающих, спелых и перестойных насаждений и 0,3 для молодняков и средневозрастных), для запаса насаждений (сейчас он составляет от 0,9 до 1,05, а предлагается дифференцировать его сильнее – от 0,85 до 1,13), для использования канатно-подвесных установок и вертолетов (не изменяется), для субъектов малого и среднего предпринимательства (сейчас такого нет, а предлагается 0,5). Отменяется корректирующий коэффициент для рубок с сохранением подроста.
Самое существенное изменение состоит в радикальном увеличении собственно такс. Например, для первого разряда такс при отсутствии всяких изменяющих коэффициентов ставка платы за крупную деловую древесину сосны для Архангельско-Вологодского лесотаксового района составляет сейчас (с учетом индексации) 126 руб. 72 коп., за среднюю – 90 руб. 54 коп., за мелкую – 45 руб. 36 коп. и за дровяную – 22 руб. 88 коп. Согласно проекту, для первого разряда такс Архангельско-Вологодского лесотаксового района при отсутствии изменяющих коэффициентов ставка платы за деловую древесину сосны должна быть 716 руб. 40 коп. (в 7,9 раза больше нынешней платы за среднюю деловую), а за дровяную – 18 руб. 79 коп. (в 6,5 раза больше нынешней).
Теоретически предложенный подход можно считать разумным, но только по отношению к реально существующим и адекватно учтенным лесным ресурсам. Сейчас же, при давности лесоустройства в стране примерно 23–24 года и давности последнего качественного лесоустройства 35–40 лет, арендаторы в значительной степени платят за воздух: государство делает вид, что передает им в пользование крупные лесные ресурсы, а они изображают, что платят за них адекватную цену.
Текст Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис