Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

О лесном налоге Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало обновленный законопроект о переносе шести квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс. Со следующего года экологический сбор, утилизационный сбор, плату за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с большегрузных автомобилей, сбор операторов связи и гостиничный сбор планируется определить в разряд налогов.

Предложение Минфина обусловлено необходимостью повышения качества администрирования при его передаче Федеральной налоговой службе РФ и роста собираемости платежей. Вне налоговой системы остается плата за использование лесов (ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации). Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений установлены Постановлением Правительства РФ №310 от 22.05.2007 дифференцированно:

  • по лесотаксовым районам;
  • по породам;
  • по крупности заготовленной древесины (крупная, средняя, мелкая);
  • по расстоянию вывозки из леса к пунктам отгрузки потребителям.

Объектом оценки являются подлежащие заготовке запасы древесины на корню в растущих насаждениях. Именно трудности в проведении оценки древесины по названным выше параметрам привели к отказу налоговых органов от администрирования лесных платежей.

В 2004 году администрирование платы за древесину на корню в части ее сбора было передано территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений в субъектах Российской Федерации. С введением Лесного кодекса 2006 года обязанности по сбору лесных платежей перешли органам государственной власти субъектов Российской Федерации по негласному соглашению с федеральным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений, несмотря на то что администрирование платежей не вошло в перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации (ст. 83 Лесного кодекса).

Таким образом, платежи в федеральный бюджет собирают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не имеющие ни профессионального опыта, ни тем более мотивации выполнять эту работу качественно.

Трудно представить возможности для эффективного сбора платежей министерством или департаментом лесного комплекса в субъекте Российской Федерации, управляющим одновременно лесной промышленностью (плательщики сбора) и лесным хозяйством (предоставление информации о ресурсной базе). При таком соединении полномочий неизбежно создаются условия для конфликта интересов, разрешаемые на практике посредством коррупционных сделок и нелегальной деятельности. Именно некачественное неналоговое администрирование платежей является одной из причин их низкого уровня, несмотря на периодическое директивное повышение базовой ставки.

В 2017 году средний размер платы за древесину на корню составил 70 рублей за кубический метр, что определило ее долю в составе цены круглого леса на уровне 5–7% в зависимости от сортиментов. По этим двум показателям Российская Федерация не только уступает всем европейским странам с развитым лесным сектором, но даже ухудшила показатели со времен Советского Союза, когда лесные таксы были местным налогом.

В Финляндии, где характеристики лесов и условия их эксплуатации близки к российским, средний размер попенной платы, которая при частном лесовладении (частные леса занимают 72% лесной площади), являясь рыночной ценой, составляет около 30 евро/м3 с дифференциацией по породам и сортиментам. Высокая попенная плата позволяет финнам комплексно перерабатывать всю заготовленную биомассу с помощью безотходных экологически чистых технологий и на этой основе вести интенсивное лесное хозяйство. Объектом сделок при продаже древесины на корню в Финляндии является учтенная «обмеренная» древесина в составе сортиментов, имеющих целевое назначение (пиловочник, балансы, фанерный кряж и т. п.). Ни в одной из европейских стран, ни в США и Канаде финансовые отношения собственника лесов с лесопользователями не базируются только на оценке запасов растущих насаждений, характеризующейся высокими неопределенностью и рисками.

Федеральный закон от 28.12.2013 №415-ФЗ создал условия для ухода от неопределенностей и рисков при оценке древесных ресурсов с вводом с помощью системы ЛесЕГАИС обязательного учета заготовленных сортиментов круглого леса.

Как следствие, в лесном секторе появилась налогооблагаемая база, аналогичная той, которая существует при добыче полезных ископаемых, а именно: учтенные добытые ресурсы. В этих условиях лесной налог может стать аналогом налога на добычу полезных ископаемых, успешно достигающего не только фискальные, но и общеэкономические и даже политические цели.

В соответствии с федеральным законом №415-ФЗ, все юридические и физические лица, использующие леса для заготовки древесины, должны будут предъявлять федеральной налоговой службе декларацию с документально подтвержденными ЛесЕГАИС объемами заготовленных сортиментов в номенклатуре, утвержденной правительством Российской Федерации.

Основой установления и дифференциации налоговых ставок должны стать различия в эффективности потребления сортиментов круглого леса, оцениваемые рыночными методами по лесной ренте. Лесная рента, будучи остаточной стоимостью, полученной при вычитании из цен на круглые лесоматериалы нормативных затрат и прибыли при заготовке древесины, создаст основу для установления налоговых коэффициентов, присваиваемых каждому сортименту.

Для создания удобной в администрировании системы налогооб­ложения целесообразно установить базовый сортимент круглого леса и назначить ему налоговый коэффициент 1,0. Таким базовым сортиментом может стать, например, массово используемый хвойный пиловочник. Тогда всем остальным сортиментам будут присвоены налоговые коэффициенты, выраженные отношением лесной ренты, оценивающей эффективность их потребления, к лесной ренте для базового сортимента.

При наличии сортиментных налоговых коэффициентов определяется налоговая ставка для базового сортимента – базовая ставка. Базовая ставка лесного налога определяется исходя из заданий бюджетной системы на поступление финансовых средств от использования лесов следующего целевого назначения:

  • на государственное управление лесами;
  • на воспроизводство, охрану и защиту лесов с учетом привлечения внебюджетных источников покрытия нормативных затрат;
  • на научное, образовательное и инновационное развитие лесного сектора.

Величина базовой налоговой ставки устанавливается как отношение государственного задания на поступление в бюджет финансовых средств от использования лесов к сумме произведений объема учтенных сортиментов круглого леса и их налоговых коэффициентов, полученные рентным методом оценки древесных ресурсов.

Базовая налоговая ставка и сортиментные налоговые коэффициенты определятся правительством Российской Федерации и утверждаются на законодательном уровне. Ставки лесного налога могут иметь разные значения при использовании круглого леса на внутреннем и экспортном рынке. Во втором случае лесной налог выполняет функции таможенной пошлины, регулируя экспорт круглого леса, расширяя или, наоборот, ограничивая его ресурсы.

Управление экспортом круглого леса с помощью лесного налога выводит решение данной проблемы из-под юрисдикции ВТО. Лесной налог, как и другие налоги, наряду с фискальными функциями может стимулировать инновационное развитие лесного сектора, в частности, комплексную переработку древесины с применением безотходных технологий и повышение доступности лесных ресурсов для хозяйственного освоения.

При этом налоговые льготы должны быть «привязаны» не к сортиментам круглого леса, а к юридическим и физическим лицам, использующим леса для заготовки древесины. При взаимодействии финансовых органов, включая налоговую службу, с органами государственной власти в сфере лесных отношений на федеральном и региональном уровне лесной налог может не только создать препятствие для нелегального оборота древесины и уменьшить коррупционные риски, но и создать основу для баланса интересов всех сторон государственно-частного партнерства в лесном секторе. 

По материалам forestforum.ru

Текст Анатолий Петров, профессор, д-р эконом. наук, заслуженный деятель науки РФ

Фото на превью pixabay.com