Развитие

15-тысячная машина Ponsse будет работать в Сибири

15-тысячная по счету машина выпущена компанией Ponsse. Торжественная передача машины клиенту состоялась на заводе Ponsse в Виеремя (Северное Саво, Финляндия) 1 ноября, а уже 4 ноября форвардер PONSSE Buffalo начал свой путь через Санкт-Петербург для отправки заказчику – компании «ЛесПромИндустрия» в Томскую область.

На мероприятие были приглашены ветераны и нынешние работники предприятия, дилеры, журналисты, а также, разумеется, главные виновники торжества – руководители «ЛесПромИндустрии».

Компания Ponsse постаралась сделать настоящий праздник: помимо собственно передачи машины, для гостей были организованы поездки на производство и в деревню Мякеля, где находится дом основателя компании Эйнари Видгрена и находится прототип первой серийной машины – форвардер PONSSE Dino 1969 года выпуска (то есть собранный до официальной даты рождения завода). Развлекательная программа, групповое фото с воздуха всех участников церемонии в качестве ставшей уже традицией кульминации мероприятия, непременная сауна для гостей – и это далеко не все…

Цифры и факты

Выпуск 10 тысяч машин компания отпраздновала в 2013 году, 14 тысяч машин – к началу 2019. Год еще не кончился, а их уже 15 тысяч! Портфель заказов Ponsse полон и составил к октябрю €326 млн, то есть уже сейчас завод обеспечен работой на 10 месяцев.

Ввиду существенного роста заказов рабочий коллектив завода, работающий в двухсменном режиме, уже повысил ежедневную выработку до семи машин вместо шести, обычно сходивших со сборочной линии.

Стабилен и рост оборота – в этом году он ожидается на уровне €650–680 миллионов. Для сравнения: в 2013 году оборот был €312 млн, в 2015 – 461, в 2017 – 576, в 2018 – €612,4 млн.

По словам директора отдела продаж и маркетинга Ponsse PLC Ярмо Видгрена, примерно 40% продаж новой техники приходится на Скандинавию. И около 20% – на Россию, то есть каждая пятая машина уходит в нашу страну – второй по значимости рынок для компании после домашнего.

Что нового

Экскурсию по заводу провел Юхо Нуммела – президент и генеральный директор Ponsse PLC. Несмотря на регулярные посещения предприятия, я узнал много нового.

15-тысячная машина Ponsse изготовлена на обновленном заводе, открытие которого состоялось в прошлом году. Обновление потребовало самых крупных инвестиций в истории компании – €40 млн. Помимо серьезных изменений сборочных линий (занимаемая ими площадь увеличилась до 1,3 га), внедрена современнейшая складская система – это внушительная двухэтажная конструкция с перепадом высоты до 15 м, на разных уровнях кажущихся бесконечными стеллажей 15 тысяч ящиков для комплектующих, а также 3900 палетомест для более крупных деталей. Ящики и европалеты перемещаются с помощью специальных лифтов. В день на завод поступает 12–15 грузовиков с комплектующими, которые распределяются по стеллажам в автоматическом режиме, без участия человека. Отсутствие пресловутого человеческого фактора исключает ошибки при сборке и передаче комплектующих на технологическую линию.

У Ponsse примерно 250 поставщиков комплектующих и составных частей. Большая часть всего необходимого производится в технопарке по соседству с заводом, но есть и поставки издалека, например, из Германии (двигатели Mercedes, электронные комплектующие Bosch и др.). Персонал Ponsse Group на 30 июня 2019 года насчитывал 1808 человек. Непосредственно на производстве работает около 600 человек. И при этом 150 – в отделе развития и технологий (инвестиции в R&D составили в 2019 году €18 млн)!

Качество работы тщательно отслеживается на каждом этапе производства. Еще одним шагом в этом направлении стало приобретение и пуск в эксплуатацию несколько месяцев назад специальной роботизированной системы ATOS Scan Box. Оптический трехмерный сканер, оснащенный по последнему слову техники, предназначен для самого точного анализа и контроля качества элементов конструкции машин и обеспечения их соответствия требуемому уровню. На специальной тележке рама доставляется на тестовую площадку, где камеры высокого разрешения в «руках» роботов-манипуляторов за 10 мин выполняют ее многопозиционную съемку, на основании которой компьютер создает 3D-модель. По этой модели можно отследить соответствие параметров рамы заданию, поступившему на завод из конструкторского отдела.

Евгений Желейко и Сергей Шолпан на церемонии передачи юбилейной машины
Евгений Желейко и Сергей Шолпан на церемонии передачи юбилейной машины

Рассказывая о новациях, Юхо Нуммела упомянул о приобретении этим летом нового робота для автоматизированной сварки, с тем чтобы облегчить труд работников и повысить его эффективность. Кстати, при модернизации производства учитывались также пожелания работников по оборудованию рабочих мест – они стали гораздо удобнее и безопаснее.

Завод модернизировали и в плане экологической безопасности и эргономичности. Так, на крыше площадью 2000 м2 установлена солнечная электростанция с 640 солнечными панелями. Мощность системы 192 кВт/пик эквивалентна годовой потребности в электроэнергии 100 домов. А там, где солнечные батареи не установлены, крыша способствует сбережению энергии: специальное кровельное покрытие Noxite не только защищает элементы здания от прямого солнечного света, ветра и дождя, но и нейтрализует оксиды азота, которые образуются в результате некоторых промышленных процессов. Кроме того, Noxite работает как охладитель, что особенно важно летом.

Заслуживают внимания и новая тестовая зона, где готовые машины перед отправкой клиенту испытываются в течение 6–8 часов, а также холм для тест-драйвов, воспроизводящий рельеф пересеченной местности, на которой придется работать черно-желтым лесным тракторам.

Ponsse в Сибири

Руководители компании «Леспроминдустрия» Сергей Шолпан и Евгений Желейко в плотном графике поездки смогли выделить время, для того чтобы рассказать читателям «ЛесПромИнформ» об истории и перспективах компании.

«Компания "Леспроминдустрия" существует с 2002 года, – рассказывает Евгений. – Я тогда только закончил университет, а отец занимался лесом, и я постепенно влился в эту тему. С 2008 года стали партнерами по бизнесу с Сергеем. С 2015 года сотрудничаем с Ponsse.

Обеспечить себя лесфондом и развить заготовку, тем самым сформировав хорошую основу для дальнейшего роста, была наша задача номер один. На сегодня мы ее выполнили на 80%. Еще год-два, и решим окончательно. Будем наращивать объемы заготовки и последующей переработки древесины. Сырье – важнейшая составляющая любого производства, связанного с лесом: иногда удивляемся, наблюдая, как люди строят заводы-гиганты, совершенно не заботясь о сырьевой базе, не имея собственной аренды. Как они собираются работать дальше, есть ли вообще у собственников стратегия развития? Чтобы не попасть в подобную ситуацию, мы постепенно решали этот вопрос, надолго обеспечив свое будущее.

Породный состав в лесах области – 40% хвойных и 60% лиственных. Расчетная лесосека около 850 тыс. м3 в год, к весне постараемся довести ее до 1,5 млн “кубов”. Сейчас вывозка леса осуществляется автотранспортом, в дальнейшем, вероятно, будем еще сплавлять баржами по реке. Планируем купить минимум два собственных состава (баржа + буксир) для доставки древесины по малым рекам до Оби. Круглый лес доставляется на переработку, у компании три лесопильные базы, каждая обеспечивает примерно 150 тыс. м3. Продавать древесину в круглом виде мы не готовы – изначально не настраивали на это свои бизнес-процессы, – делаем из нее доску, которую умеем продавать и знаем куда. Технология – ленточнопильная. В краткосрочной перспективе планируем приобрести современную линию пиления, организовать сортировку и сушку пиломатериалов. Но даже сейчас, без передового оборудования, мы пилим достаточно много и очень качественно – об этом говорит постоянно расширяющийся рынок сбыта нашей доски.

В отдаленной перспективнее есть идея развивать плитное производство, выпускать OSB. Проект прорабатываем и оцениваем довольно давно, посещали такие предприятия, есть видение, есть круг необходимых знакомых среди поставщиков. Это дорогое производство, но нетребовательное к сырью, а продукция востребована на рынке. В нашем регионе таких предприятий нет, значит, нам открыт как внутренний рынок Сибири, так и путь на экспорт, например, в страны Азии.

Переработка отходов – еще один план завтрашнего дня и жизненная необходимость. Мы понимаем, что, с одной стороны, не реализуя их, деньги в буквальном смысле закапываем, с другой – есть четкий посыл от государства: неэффективного лесопользователя оно видеть не хочет. Думаю, уже в следующем году мы приобретем утилизатор и будем решать этот вопрос. Иначе дальнейшее развитие невозможно».

«Начинали мы, подобно Ponsse, с гаража, с одного трактора, и так, шаг за шагом, выросли до предприятия с персоналом 150 человек, – добавляет Сергей. – Объемы растут постоянно, сейчас отгружаем до 200 вагонов в месяц. В 2019 году отгружено 2200 вагонов пиломатериала, это примерно 200 тыс. м3. Всю продукцию продаем партнерам в Узбекистане. Уровень потребления древесины в этой стране постоянно растет вслед за ростом строительства, кроме того, партнеры реэкспортируют часть пиломатериалов в соседние страны, такие как Афганистан, Иран, Пакистан.

Партнеры в Узбекистане – наши старые друзья. И в хорошие времена приятно зарабатывать вместе с друзьями, и в тяжелые легче преодолевать проблемы, поддерживая друг друга. Мы больше всего ценим в отношениях надежность и доверие. Мы надежные партнеры, и друзья нам доверяют. Люди знают, что мы не подведем, если сказали – сделаем, поставим тот объем доски, который обещали. Все, что мы можем сейчас предложить покупателям, они потребляют легко, и где предел емкости этого рынка, мы, пока не упремся, не узнаем. Возможности для развития, безусловно, есть!

Точно так же мы стараемся быть комфортными партнерами и для Ponsse: платить в срок, выполнять обязательства всегда и во всем». «Выбор в пользу техники Ponsse для нас был очевиден, – продолжает Евгений. – Компания локализовалась в Томске давно, с 2007 года. Фактически она первой представила сортиментные машины в регионе. И операторы и механики знакомились с технологией на этих машинах. Был налажен сервис, и постоянно развивается. Ввиду эффективной и успешной работы представительства конкурентам бороться с Ponsse довольно трудно – доля рынка компании в регионе около 80%, это более 150 работающих машин.

Включая новый Buffalo, у компании уже 11 машин Ponsse, шесть из них приобретены за последние три года. Техника (комплексы PONSSE Buffalo и PONSSE Ergo) эксплуатируется на юге Томской области, со следующего года будем заходить в северные районы, выше по Оби, в сторону Тюмени.

Сервис – вот на чем основываются отношения заказчика и поставщика. Клиенту важно, чтобы его техника работала эффективно: он заплатил свои деньги и рассчитывает, что машина не будет простаивать только потому, что вовремя не может приехать сервисный механик или нет нужных запчастей. Несомненно, купив харвестер или форвардер Ponsse, я решаю все свои проблемы: эффективная работа, минимум простоев, минимум проблем с операторами и механиками, запчасти всегда на складе в Томске. Тут, кстати, тонкий момент: исходя из своих потребностей, мы просим держать в наличии определенный объем ряда комплектующих, и компания идет навстречу, причем, не только нам, а всем клиентам. Некоторые запчасти так могут годами лежать, а ведь компания в них деньги вложила, – мы это понимаем и ценим внимание. Правильный подход! То есть Ponsse – это не просто продажа машин и сервис, это постоянная забота о клиенте».

«Мы не можем угадать, что сломается, – комментирует Антон Кораблин, представляющий интересы Ponsse в Тамбовской области. – Но клиент, который эксплуатирует машины, это знает! И если он хочет, чтобы запас тех или иных запчастей поддерживался на складе, мы садимся с ним и выбираем в электронном каталоге все необходимое. В крайнем случае, если запчасти не оказалось в Томске, мы оперативно доставляем ее самолетом из Санкт-Петербурга или московского хаба».

Репутация дороже денег

За неделю до передачи заказчику 15-тысячной машины в жизни Ponsse произошло еще одно знаменательное событие: она второй раз победила в конкурсе деловой репутации финских компаний.

Как отметил председатель совета директоров Ponsse PLC Юха Видгрен, особую гордость это вызывает потому, что Ponsse, будучи производителем нишевого продукта – спецтехники для довольно узкого сегмента экономики, обошел такие известные «общеупотребительные» бренды, как, Fazer.

Решение на этом конкурсе, как и на американской кинопремии «Оскар», выносят сотни экспертов из самых разных мест и слоев населения, руководствуясь весьма сложной системой критериев. А это делает выбор и демократичным, и показательным.

50 лет отметим всем миром

В следующем году компания, ставшая воплощением мечты предпринимателя Эйнари Видгрена о создании лучшей лесозаготовительной машины в мире, отмечает 50-летие и организует масштабный мировой промотур, в котором будут задействованы сто локаций в 28 странах Европы и Азии, Южной и Северной Америки и в Австралии. Европейская часть широкомасштабного роуд-шоу начнется в Финляндии 23 января и пройдет по Швеции, Норвегии, Дании, Германии, Великобритании, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Словении, Хорватии, Австрии, Венгрии, Словакии, Чехии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии. Разумеется, не останется без внимания и Россия.

«Мы проведем глобальное road show, которое так или иначе затронет Россию, – рассказал генеральный директор ООО "Понссе" Яакко Лаурила. – Покажем все новейшие технические решения. Это великомасштабная и непростая затея, но таким образом можно получать ценнейшую обратную связь от наших клиентов по всему миру, а также от тех, кто только собирается ими стать».

Завершится юбилейный тур осенью, на выставке FinnMetko-2020 – там в рамках экспозиции Ponsse будет организована специальная площадка 50 Years Showroom».

История продолжается

Гости Ponsse у дома Эйнари Видгрена
Гости Ponsse у дома Эйнари Видгрена

Недалеко от дома Эйнари Видгрена в Мякеля его сын Юха с большим энтузиазмом демонстрировал гостям сложенный из огромных камней коровник 1891 года, в котором сейчас вовсю идут строительные работы. Внутри будет ресторан, танцевальная площадка и зона отдыха для клиентов Ponsse. Работы по благоустройству начаты в январе, а уже к концу года, по ожиданиям руководства компании, новый комплекс будет готов.

А в самом центре завода по-прежнему можно увидеть помещение площадью всего 300 «квадратов» (сегодня предприятие занимает четыре гектара), которое в 1970 году муниципалитет Виеремя выделил Эйнари Видгрену для разработки и производства лесозаготовительной техники, дав тем самым толчок индустриализации прежде сельскохозяйственного региона (здесь шутят, что в округе и поныне коров больше, чем людей). Теперь это не только место рождения компании, но и средоточие духа Ponsse. Именно здесь к 50-летию будет организован музей, где выставят одну из первых машин, а также оформят экспозицию памятных предметов, связанных с историей предприятия.

Совсем скоро с производственной линии сойдет тысячный Ponsse Scorpion – флагман модельного ряда харвестеров, знаменующий очередной этап развития. Также в ближайших планах компании открытие нового учебно-сервисного центра в Томске и строительство сервисного центра в Йоэнсуу… 

Текст и фото Максим Пирус