Olofsfors – решения для работы на дорогах, в карьерах и в лесу
Ровно год назад, в преддверии вологодской выставки «Российский лес», которая ежегодно собирает сотни специалистов лесной отрасли из разных регионов, мы опубликовали интервью с генеральным директором представительства группы компании Olofsfors в России Антоном Бусыгиным. И вот мы снова встретились за чашкой кофе, чтобы поговорить о развитии компании, выпускаемой продукции, профессиональном образовании и вызовах лесозаготовительной отрасли.
– Антон, расскажите, пожалуйста, что изменилось в компании Olofsfors после нашей встречи год назад?
– Группа компаний Olofsfors постоянно растет, и это не может не радовать. Сейчас мы готовимся к открытию нового юридического лица, совсем скоро появится официальное представительство Olofsfors в южном полушарии – в Бразилии. Головная структура компании по-прежнему находится в Швеции, где производится около 95% продукции Olofsfors. Дочерние копании Olofsfors расположены в Канаде, Германии, Финляндии, России, а теперь и в Бразилии.
– Какую продукцию производит и продает ваша компания?
– Группа компаний Olofsfors выпускает продукцию по двум бизнес-направлениям: лес и сталь. Лесное направление – это производство гусениц разных моделей под брендом Eco-Tracks и пильных шин Iggesund Forest с шагом 0.404 и 3/4 для машинной валки леса. Стальное бизнес-направление тоже представляют два бренда: Bruxite и SharqEdges. Под брендом Bruxite мы производим изнашиваемые части для ковшей и отвалов, используемых в угледобывающей, рудодобывающей и строительной отраслях промышленности: режущие кромки, как приварные, так и с болтовым креплением, сменные приварные футеровочные пластины для ковшей, специализированные профили для башмаков бульдозеров и экскаваторов и т. д. А под брендом SharqEdges – ножи для коммунально-дорожных машин толщиной от 6 до 12 мм для расчистки асфальтированных и грунтовых дорог зимой и летом, а также грейдерные ножи и толстые кромки толщиной 16 и 20 мм, предназначенные для тихоходных грейдеров, работающих на сложных грунтах. Для крупногабаритных грейдеров, работающих в карьерах, мы выпускаем кромки толщиной до 60 мм под брендом Bruxite. Но и это еще не все. В 2017 году владелец группы компаний Olofsfors Андерс Викстрем приобрел 30% акций эстонского завода Grader Service, производящего ножи для автогрейдеров со вставкой из карбида вольфрама. Спустя год было выкуплено еще 40% акций. В 2020 году планируется закрытие сделки, в результате которой завод войдет в группу компаний Olofsfors и мы укрепим свои позиции на рынке услуг для техники дорожно-коммунального хозяйства.
– Номенклатура внушительная. В России она тоже представлена в полном объеме?
– Да, все позиции мы продаем и в России, но производим на заводах в Швеции, а теперь еще и в Эстонии. Вопрос качества материалов и соблюдения всех технологий производства по-прежнему важен, поэтому схема нашей работы в России не изменилась, и мы по-прежнему продаем всю продукцию Olofsfors. На производстве в Санкт-Петербурге собираем только одну, наиболее востребованную модель гусениц Kovax-Soft, а также производим узкоспециализированные гусеницы для нестандартных машин. Добавим к этому заказы игроков вторичного рынка лесозаготовительной техники, приобретающих одну-две пары гусениц.
– Как вы оцениваете развитие лесного направления?
– Мы по-прежнему в числе мировых лидеров по производству гусениц для лесозаготовительной техники: сегодня 70% новых гусениц в мире производится на заводе Olofsfors в Швеции. Если говорить о сборочном цехе в Санкт-Петербурге, то там мы зависим от рыночной ситуации в лесной отрасли России. В 2018 году российское подразделение в сравнении с другими представительствами группы продемонстрировало наибольший рост продаж гусениц. Этому способствовал резко повысившийся спрос на рынке лесозаготовительной техники, повлекший развитие вторичного рынка, а потому и востребованность гусениц. Средний объем производства гусениц в группе компаний Olofsfors увеличился на 10%. Судите сами: несколько лет назад мы производили 4 тыс. пар гусениц в год, в прошлом году – 4,5 тыс., в этом году – чуть больше 5 тыс. Поэтому мы с уверенностью заявляем, что сегодня компания Olofsfors самый крупный производитель гусениц для сортиментных машин в мире.
– Каковы перспективы производства гусениц Olofsfors в 2020 году?
– При всем желании увеличить объем производства на 15–20%, мы понимаем, что это невозможно, и планируем рост на 4%. Производственные мощности компании ограниченны. И если вдруг спрос на гусеницы станет одновременно расти во всех сорока странах, в которые компания их поставляет, она просто физически не сможет справиться с объемом заказов.
– Что вы предпринимаете, чтобы подготовиться к такой ситуации?
– Компания продолжает инвестировать средства в переоснащение производства в Швеции. Например, в прошлом году было построено новое производственное здание, куда было перенесено оборудование для выпуска продукции, связанной с дорожной и строительной техникой. Старое здание модернизируется, сейчас там устанавливается новое оборудование: сварочные столы, пресс-линия и т. д. Всего за прошедшие 30 лет семья Викстрем с ее главой Андерсоном Викстремом, владельцем компании в пятом поколении, инвестировала более €50 млн.
Первая волна инвестиций пришлась на этап модернизации производства в 1990-х годах при повсеместном переходе на роботизированную технику. Сегодня завод переживает вторую волну модернизации, в ходе которой происходит полное переоснащение производства. Например, предстоит замена огромных столов для раскроя металла, стоимость новых около €500 тысяч! Не обделено инвестициями и лесное направление – сейчас устанавливаются три дополнительных ручных сварочных поста по €160 тысяч. В них предусмотрены высокоточные столы, оснащенные лазерными указками и контроллерами расстояния между боковыми упорами, позволяющими выдерживать миллиметровый допуск, мощное сварочное оборудование и т. д.
– Любая промышленная модернизация влечет за собой сокращение рабочих мест, особенно при роботизации. Компания Olofsfors с этим столкнулась?
– Нет, и даже наоборот. Мы постоянно наращиваем объемы производства, а вместе с ними увеличивается и штат работников компании. В прошлом году на заводе в Швеции работало 145 человек, сегодня – уже 156 человек. Роботы незаменимы при поставленном на поток производстве компонентов, но изготавливать при помощи робота одну пару болотоходной гусеницы под заказ для узкоспециализированной лесозаготовительной машины затратно и неэффективно. Для выполнения индивидуального заказа как на заводе в Швеции, так и на дочерних предприятиях в Финляндии или России, выгоднее и проще использовать ручной труд, чем переналаживать все автоматизированное производство.
– Год назад вы рассказывали о планах компании разработать универсальную пару гусениц для шин трех производителей: Trelleborg, Nokian Tires и «Белшина». Получила ли эта инициатива продолжение в нынешнем году?
– К сожалению, эксперимент не состоялся. Универсальной гусеницы нет и не будет. Причина одна – вероятность повреждения колес из-за невозможности иметь одинаковое расстояние между боковыми упорами гусениц для колес «Белшина» и лесных колес Nokian и Trelleborg. Однако мы реализовали другой план: выпустили и запатентовали абсолютно новую гусеницу Olofsfors, высокотехнологичную и более простую в производстве. Но сварочных соединений в ней значительно больше, чем в любой другой гусенице, поэтому с февраля 2019 года мы проводим полевые испытания этой гусеницы на прочность на скалистых грунтах в Норвегии и Великобритании. На сегодня все тесты проведены, и со дня на день мы выпустим официальный релиз о новом продукте.
– Расскажите, пожалуйста, об образовательной функции вашей компании в регионах России. Каких успехов удалось достичь за прошедший год?
– Обучение – это один из методов продвижения нашего продукта и важнейшая составляющая рабочего процесса. В ходе обучения мы рассказываем не только о преимуществах гусениц ECO-Tracks или пильных шин Iggesund, но и об их правильной эксплуатации, обеспечивающей высокую эффективность производства. Вместе с клиентом мы ищем источник проблемы, с которой он столкнулся, а также находим обоснование правильных действий, чтобы впредь избежать неполадок. У компании большой опыт, и она постоянно его пополняет вместе с заказчиками. Например, недавно я был в Тихвинском КЛПХ, где проводил обучение операторов, которые знают нашу продукцию не понаслышке. Но даже у лучших операторов появляются вопросы, касающиеся правильной эксплуатации гусениц. И здесь имеет значение каждый фактор. Так, из-за высокой износостойкости гусениц регулировать их приходится редко, операторы забывают, как это делать, а новый оператор может и не знать. Наша работа как раз и заключается в том, чтобы повторять правила работы, даже азы. Ведь, как известно, повторенье – мать ученья.
– Как вы организуете обучение клиентов?
– Все продажи продукции Olofsfors в России осуществляются дилерской сетью. От дилеров мы получаем и заявки с точным описанием машины клиента, для которой подбираем гусеницы или иную продукцию согласно техническим данным, разработанным нашим инженерным отделом. Дилер же принимает решение о необходимости обучения ключевых клиентов в том или ином регионе. Например, недавно мы совершили обучающий тур для наших клиентов на Дальнем Востоке: в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях.
– С какими проблемами отрасли вы сталкиваетесь в повседневной работе?
– На мой взгляд, сегодня рынок лесозаготовительной техники переживает переломный период. Еще 10 лет назад вес стандартной лесной машины достигал максимум 11 тонн, а на 16-тонную технику смотрели с недоверием, так как считалось, что такая тяжелая машина не сможет работать на болотистых почвах в России. Сегодня 15-тонная машина – это уже стандарт, и все чаще встречаются форвардеры грузоподъемностью 18 тонн. Однако материал, из которого производятся гусеницы, остался прежним, он рассчитан на технику весом не более 12–15 тонн. При этом из-за высокой конкуренции и появления новых технологий стоимость гусеницы в пересчете на металл снизилась. Но рынок требует более тяжелой техники, и гусеницы для таких машин стали гораздо дороже. Например, в нашей компании для подобной техники выпускаются уникальные гусеничные системы серии M, характеризующиеся бóльшей проходимостью, более плотным расположением траков, необходимым для максимального снижения давления на грунт, и более эффективным распределением мощности двигателя. И мы объясняем нашим заказчикам, что они работают на очень тяжелой машине, для которой разработан специальный модельный ряд гусениц, и цена их выше.
– Неужели заказчик считает, сколько стоит пара гусениц, покупая тяжелую технику? Это же экономия на спичках!..
– Удивительно, но считает. Пример из прошлого: во времена, когда пильные шины Iggesund Forest относились к высокой ценовой категории (пока конкуренты не улучшили материал для своей продукции, не подтянули качество и не вышли на такую же цену), расчетная разница в стоимости заготовки одного куба древесины составляла 50 копеек (из расчета, что пильные шины разных производителей заготавливают одинаковый объем древесины): если стоимость заготовки одного куба составляла 500 руб., то с покупкой более дешевой пильной шины лесозаготовитель экономил всего 50 копеек. Но по факту пильная шина Iggesund заготавливала существенно больше, чем другие, и пресловутая экономия сходила на нет. Основные расходы при заготовке древесины приходятся на стоимость машины, лизинг, топливо, обслуживание и зарплату сотрудникам. Покупка гусениц зачастую осуществляется по остаточному принципу, при этом считается, что, чем дешевле они, тем больше сэкономило предприятие. На деле эффект получается обратный: дешевая гусеница может порвать шину стоимостью 150 тыс. рублей. Оператор порвал шины, поменял их, а гусеница осталась та же, и она снова будет рвать шины.
– Как вы взаимодействуете с производителями шин для гусениц? Ведь это необходимо для успешной работы.
– Вы правы. Мы тесно сотрудничаем с производителями шин. Это не просто рыночное взаимодействие, а кооперация заводов-производителей для предотвращения негативного отношения к шинам при использовании их с гусеницами. Зачастую мы узнаем о выпуске новой «резины» первыми, до того как это станет известно на рынке. Заранее знаем о чертежах и прототипах колес, когда они будут выпущены. Как только выходит первый предсерийный образец, мы еще раз его измеряем, чтобы убедиться, что «резина» соответствует всем чертежам, которые нам были предоставлены, и у нас точно есть гусеница под такую шину. Например, совсем недавно новую модель выпустила компания Trelleborg. Незадолго до этого у нас состоялся обмен чертежами, в которых было зафиксировано расположение траков на наших стандартных гусеницах. На новой «резине» была сделана специальная нарезка с шагом траков на гусеницах Olofsfors для оптимального зацепления с ними.
На выставке «Российский лес» 4–6 декабря в Вологде мы продемонстрируем нашу гусеницу на колесе Trelleborg Т480. Приглашаем всех читателей посетить наш стенд.
Текст Елена Шумейко