Управление автопарком: все под контролем
Оптимизация работы транспортной компании начинается с анализа бизнес-процессов. На первый взгляд, это сложно, но дело значительно упрощается с комплексным решением Scania по управлению автопарком.
О том, как его использовать, рассказал начальник отдела продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь» Евгений Галагур.
– Евгений, что представляет собой комплексное решение Scania по управлению автопарком?
– Это комплекс cервисов по обучению и поддержке персонала транспортных компаний, основанный на применении электронной системы Scania FMS, которая обрабатывает информацию о каждой единице техники онлайн. В результате перевозчик получает множество показателей для выявления слабых мест и оптимизации эксплуатации автомобилей.
– Как работает система по управлению автопарком?
– На грузовики Scania устанавливаются коммуникаторы и другое цифровое оборудование. Коммуникаторы передают информацию, поступающую с CAN-шины автомобиля и спутников GPS, на серверы Scania, где данные обрабатываются, а затем отображаются в личном кабинете клиента на портале FMS в виде простых и понятных отчетов. Статистика хранится до трех лет. Также можно в режиме реального времени отслеживать местонахождение и скорость движения грузовика, расход топлива, получать информацию о состоянии двигателя и основных узлов, о действиях водителя за рулем.
– Какие показатели улучшают перевозчики, используя данные Scania FMS?
– Снижается расход топлива, оптимизируются маршруты, устраняются простои техники, пресекается ее нецелевое использование. Многие используют систему FMS для обучения водителей и повышения их мотивации. К тому же система помогает сформировать индивидуальный гибкий план техобслуживания и ремонта каждого автомобиля, исходя из особенностей его эксплуатации. Это минимизирует износ, увеличивает рабочее время техники и повышает ее остаточную стоимость.
– Зачем обучать водителей? Разве знаний профессионального водителя недостаточно для управления техникой Scania?
– Знаний водителя достаточно – вопрос в эффективности. Например, к нам часто поступают вопросы от владельцев автомобилей Scania о превышении ожидаемого расхода топлива. Чаще всего причина в неэффективном вождении. После обучения водителей расход топлива, как правило, снижается на 5–12%.
– Что входит в программу обучения водителей?
– Курс обучения водителей разрабатывается для каждого перевозчика индивидуально, исходя из транспортных задач. При подготовке инструкторы Scania изучают особенности предприятия и анализируют данные об эксплуатации техники. Перед обучением каждый водитель получает персональный магнитный ключ, связанный с системой FMS, – так его показатели фиксируются, даже если он работает на разных грузовиках.
Курс включает теоретическую и практическую часть. Сначала инструктор знакомит водителей с устройством автомобиля Scania. Изучается и портал FMS, на котором в онлайн-режиме фиксируются показатели водителей. Затем два заезда водителя с инструктором по маршруту, на котором обычно эксплуатируется автомобиль.
Итоговая оценка водительского мастерства складывается из шести параметров: превышение скорости, режим холостого хода, движение накатом, движение с круиз-контролем, предвидение ситуации и движение по холмистой местности.
– После прохождения курса обучение заканчивается или его можно продолжить?
– Навыки нужно оттачивать, и Scania предлагает несколько форматов продолжения обучения. В кабине автомобиля в режиме онлайн выводятся оценки водителя, чтобы он постоянно повышал качество управления грузовиком. Разработано и мобильное приложение для смартфонов, позволяющее водителю отслеживать свои результаты и соревноваться с другими водителями.
Хороший эффект дает коучинг, когда инструктор работает с водителем индивидуально от двух до четырех месяцев. Коучинговые сессии рекомендуется повторять раз в год.
Только в январе – сентябре 2019 года в России было проведено 423 коучинговых курсов для водителей. В целом же в Школе водительского мастерства Scania за девять месяцев этого года обучено 2992 человека. А с 2016-го по 2018 год – свыше 7000 водителей. Чтобы мотивировать тех, кто прошел обучение, к дальнейшему развитию навыков, сейчас проводится Конкурс профессионального мастерства водителей Scania, стартовавший 1 июня. Состязание завершится 30 ноября, победители получат ценные призы.
– Каковы вложения перевозчиков в обучение и потенциальная выгода от этой программы в пересчете на одного водителя?
– Стоимость базового курса от 6 до 19 тысяч рублей – чем больше водителей в группе, тем она ниже. Также есть пакетные предложения, такие как «Scania Драйв», которые наряду с лизинговым финансированием, страхованием, плановым техобслуживанием автомобиля и защитой силовой линии предусматривают доступ к системе Scania FMS, а также обучение водителей. Экономия при комплексной покупке составляет до 7% общей стоимости автомобиля и услуг.
Эффект от обучения водителей легко просчитать. Недавний пример из практики в России. Транспортная компания на два литра снизила средний расход топлива магистрального дизельного тягача Scania 4 х 2 – с 34 до 32 литров на 100 км. При сохранении среднегодового пробега и неизменной средней цене дизельного топлива 45 рублей за литр тягач за год израсходует топлива на 2,6 миллиона рублей, а сэкономлено будет 162 тысячи рублей. Из этой суммы вычтем 40,4 тысячи рублей, потраченные на обучение и коучинг водителя, а затем результат умножим на 15 – столько тягачей Scania в автопарке перевозчика. То есть с учетом вложений в обучение водителей только на топливе компания сможет сэкономить за год свыше 1,82 миллиона рублей.
Рекомендованная цена комплексного решения для одного водителя составляла 52,5 тысячи рублей, включая использование расширенного пакета Scania FMS на год – 1730 рублей в месяц, основной курс обучения – 19 тысяч рублей, коучинг – по 3,2 тысячи рублей за четыре месяца. А так как в парке 15 тягачей Scania, клиент получил скидку, и курс обучения одного водителя обошелся ему не в 19, а в 12 тысяч рублей. Итого 40,4 тысячи рублей.
Кстати
По данным на сентябрь 2019 года, к электронной системе управления автопарком Scania FMS в российских компаниях разного профиля уже подключены свыше 28 тысяч грузовых автомобилей.
Текст Юлия Иванова
Фото Архив Scania