Таможня и добро
Рубрика В центре внимания
Значит, таможня должна творить добро.
Из неписаных законов государства
Работа с таможней для предпринимателей никогда не была спокойной и легкой. И вот нововведение: с 11 марта будет ограничено число таможенных постов, на которых можно задекларировать товары лесной группы. Это предусматривает приказ ФТС России от 29.10.07 № 1327 «О местах декларирования отдельных видов товаров» «в целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства РФ». Приказ касается топливной древесины, опилок, древесных отходов, необработанных, грубо обтесанных лесоматериалов, свай, столбов, шпал, непрофилированных пиломатериалов.
Таможня таким образом укрупняет «лесные» посты (увеличивает их нагрузку) и одновременно уменьшает их количество. Нескольких постов лишатся лесоэкспортеры Карелии, активно торгующие с соседней Финляндией и Скандинавскими странами. На петрозаводской таможне останутся два из пяти постов, которые смогут оформлять лесоматериалы. Такие перемены для грузоотправителей обернутся увеличением расстояния перевозки, сроков поставки, времени оформления товаров.
Новым постановлением лишается права декларирования товаров лесной группы Вытегорский таможенный пост в Вологодской области. При том что 90% грузов, проходящих через него, - именно лесопродукция. Неудивительно, что такая перемена не устраивает никого: ни лесоэкспортеров, ни региональные власти, ни вологодскую таможню. «Эффективность контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ» это вряд ли усилит. Таможенникам из Вологды и Череповца, которые находятся в 400 км от Вытегры и у которых своих забот по горло, контролировать работу лесоэкспортеров на Волгобалте будет сложно. Поэтому государственные интересы в этом решении не очень видны.
Свой короткий комментарий к происходящему нам дал начальник Департамента лесного комплекса Виктор Грачев, который попусту не критикует решения государственных ведомств, ведь в его обязанности входит именно их выполнение: «Экономическое развитие должно идти в том числе за счет экспорта. Задача государства - развивать инфраструктуру, таможенные посты являются ее частью. И непонятно, зачем их сокращать и укрупнять. Если ликвидируют вытегорский пост, это не улучшит качество досмотра и таможенного оформления, поэтому мы и обратились в Северо-Западное таможенное управление. Наши предложения приняли, и пост должен быть сохранен».
Вологжане, действительно, не стали заниматься бесперспективной критикой, а взялись решать проблему сообща: правительство, вплоть до губернатора, лесопромышленники и таможня. И резоны, и аргументы у них были. Не совсем ясны лишь мотивы происходящего. Вот что об этом сказал Валерий Писарев, генеральный директор холдинговой компании «Череповецлес», три предприятия которой отправляют лес по Волгобалтийскому водному пути и плотно работают с вытегорской таможней: «Мы до конца не понимаем всех мотивов, возможно, государство решило еще раньше запретительных пошлин сделать недоступным экспорт. Но трудно сегодня понять, почему Вытегорский таможенный пост лишился права оформлять лесные грузы. Там ведь практически ничего кроме леса нет. В 2007 году прошли более 900 тыс. м круглого леса и 70 тыс. пиломатериалов.
К сожалению, постановление таможни запрещает и оформление и того и другого. Мы понимаем все сложности, у таможни тоже свои правила и законы, для них главное - это достоверность. Поэтому таможня сегодня, видимо, спешит отрапортовать, что она стоит на страже закона. Но при этом нельзя ставить четыре района Вологодской области в ситуацию, что они не смогут реализовать свою продукцию вообще».
Предприятие «Белый ручей» - крупнейшее в Вытегорском районе, причем комплексное: не только заготавливает лес, но и имеет пока единственное в этом регионе большое лесопильное производство, поэтому озабоченность его руководителя Валентина Лысанова легко объяснима. «Сейчас зимой только автотранспорт остался, почему и бьемся с таможней, чтобы и в субботу, и в воскресенье документы оформляли. Задача - не сорвать экспорт пиломатериалов: наша жизнь заключается в этом, на них только живем сейчас, отправляем по семь-восемь машин в сутки. На круглый лес мы уже плюнули, беспокоят пиломатериалы, но проблема со сбытом сосновых, березовых балансов и осины. Ищем альтернативные варианты». - «Какие-то конкретные уже есть?» - «Пока наметки только. Если ничего не найдем, заготавливать меньше будем - что же еще делать?» ЗАО «Белый Ручей» отправляет на экспорт 170 тыс. м круглого леса и более 70 тыс. пиломатериалов. Проблемы образовались разные, но увязаны они все в единый узел.
Первое: нужно учесть, что из 900 тыс. м кругляка, проходящего через Вытегру, - «листва», которая сегодня на российском рынке не востребована. Это преимущественно осина и береза. У нас почти нет целлюлозных комбинатов, которые бы ее переработали, а заготавливать древесину без березы и осины не позволяют правила лесопользования, к тому же это во вред природе.
Второе: с продукцией лесопиления история особая. «Особенно сложная ситуация по пиломатериалам, - продолжает тему руководитель компании «Череповецлес» Валерий Писарев. - Нас правительство призывало (и мы сами к этому стремились) давать продукт более глубокой переработки, и вот оказалось, что его тоже будет невозможно продать - нельзя оформлять его на экспорт».
Разница между внутренним рынком и экспортом пока еще очень велика.
В России для стройиндустрии, которая является главным потребителем пиломатериалов, не требуется продукции в таком объеме и такого качества, как выпускают сегодня отечественные предприятия.
«Мы ищем внутренние рынки сбыта, - продолжает Валерий Писарев, - но пока они заполняются низкокачественной и дешевой продукцией, производимой небольшими предприятиями. А цены на внутреннем и внешнем рынках отличаются практически в 2 раза. Это очень существенно. У крупных предприятий высокое качество, но также высока и себестоимость, поэтому они в основном работают на экспорт. Наша северная елка востребована на рынках Запада, и там готовы платить за нее достойную цену».
Рынок пиломатериалов Европы и Соединенных Штатов после значительного роста цен перегружен, это сказалось и на российских производителях, теперь им придется затянуть пояса и набраться терпения. Но сначала придется решить не рыночные, а бюрократические вопросы. Вологодская делегация, состоящая из представителей областного правительства, местной таможни и лесопромышленников, обсудила проблему с руководителями Северо-Западного таможенного управления. Аргументы были приняты, и взаимопонимание найдено.
Таможенники обещали восстановить в правах Вытегорский таможенный пост. Теперь нужно время на все бюрократические процедуры в столице. Но вологжанам пришлось пойти на компромисс и уступки.
В Санкт-Петербурге было сказано, что увеличивать количество постов таможня не будет, поэтому взамен вытегорского, скорее всего, лишат права оформлять лесные грузы другой пост в Вологодской области - Бабаевский.
Грузоотправители согласились на поэтапную загрузку судов: сначала они будут приглашать таможенников проверять трюмы, затем грузить караван. Это увеличит время погрузки. Ясно, что эту партию выиграла таможня, сумевшая усилить зависимость лесоэкспортеров от себя. Поможет ли это решить главную задачу - усилить контроль за достоверностью декларируемых грузов - другой вопрос. Но то, что это усложнит работу, сомнений нет. Об этом говорит руководитель ЗАО «Белый ручей» Валентин Лысанов: «Пост сохранится, но вопрос в условиях досмотра. Условия нам уже усложнили в прошлом году, когда пришлось делить лес по диаметрам, группам товаров, но мы не видим эффективности от такой работы. Мы справились, но теперь новые условия еще сложнее, и непонятно, насколько они выполнимы. Что нужно было таможне, они добились, а то, какие условия досмотра они предъявят нам, - это право таможни».
Решение о восстановлении статуса Вытегорского таможенного поста, скорее всего, будет принято, в этом уверены практически все. Другой вопрос: «Когда?» Если после 11 марта, когда вступит в силу постановление, экспорт пусть и временно, но усложнится. Если поправки не внесут до начала навигации, ситуация усложнится еще более...В общем, нужно быть готовым к любым вариантам.
Своими размышлениями о возможном будущем делится председатель совета директоров крупнейшего лесоэкспортера Вологодской области холдинговой компании «Вологодские лесопромышленники»: «Мы рассчитываем, что вопрос будет решен, но если нет, то все повезут декларации в Вологду или Череповец, процесс не остановится, но сложности появятся серьезные. Если мы привезем в Вологду декларации, а суда будут стоять в Вытегре, начнутся простои судов и штрафы за них.
И судовладельцы скажут: «Что это за грузоотправители? Мы им подаем суда, которые они не могут отправить».
Продолжает Валерий Писарев: «Наши основные отгрузки по воде - это Белое озеро. Если не будет работать Вытегра, будем обращаться на череповецкий пост, но появятся очень большие сложности с оформлением: это и дополнительные объемы, и большие расстояния. Конечно, это затормозит навигацию, мы не сможем оперативно оформлять грузы, и у нас возникнут проблемы с судовладельцами».
Как экспортеры справятся с новыми условиями, как будет построена работа, что дадут очередные усложняющие работу меры? Ответов на эти вопросы сейчас нет. Есть только одна уверенность: жизнь продолжится, лесопромышленники тоже выплывут! Какими издержками или, дай Бог, приобретениями это обернется? Это следующий вопрос, на который пока нет ответа.