Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах

Правила санитарной безопасности в лесах регламентируют требования и меры по обеспечению санитарной безопасности.

Работы по санитарному надзору и контролю в лесах регламентируют следующие документы:

  1. Правила санитарной безопасности в лесах от 20 мая 2017 года № 607.
  2. Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов от 12 сентября 2016 года № 470.
  3. Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования от 16 сентября 2016 года № 480.

В качестве мер санитарной безопасности в лесах применяются лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, лесопатологические обследования, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры.

И сразу же возникают вопросы: что понимается под этими мерами и как они влияют на санитарную безопасность?

Понятно, что лесозащитное районирование необходимо для применения стандартных требований, правил или процедур в лесах, имеющих некоторую общность с точки зрения вероятности повреждения (заражения). Но такое районирование явно носит второстепенный (по влиянию на санитарную безопасность) характер относительно самих требований, правил или процедур. К тому же Лесной кодекс РФ устанавливает универсальное деление на лесные районы. Как в этом случае соотносится лесозащитное районирование и лесорастительное, остается загадкой.

Следующие действия по соблюдению санитарной безопасности в лесах определены как лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг. Из общих представлений можно понять, что речь идет о некой информации о состоянии лесов, получаемой разными способами. Но как информация может изменить санитарную безопасность? Очевидно, что безопасность может измениться только вследствие некоторых действий, обусловленных появлением новой информации. Иными словами, и лесопатологические обследования, и мониторинг, так же как лесозащитное районирование, не могут непосредственно повлиять на санитарную безопасность, ха только в результате какие-то действий.

Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в том числе в соответствии с правилами заготовки древесины и правилами ухода за лесами. Соблюдение этой нормы может привести к абсурдным результатам. Например, при отводе лесосек под санитарные рубки применяются нормативы по конфигурации границ, при которых для вырубки небольшого пятна опасных для окружающего древостоя деревьев приходится отводить большую площадь прямоугольной формы.

Кроме того, в последнее время правила заготовки пересматриваются с целью лоббирования интересов арендаторов – заготовителей древесины, поэтому могут и не учитывать специфику проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

Следующим важным документом являются правила проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. В них определены мероприятия, относящиеся к предупреждению распространения вредных организмов. Выделяются три группы мероприятий: профилактические, санитарно-оздоровительные (СОМ) и агитационные.

К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчивости насаждений в неблагоприятные периоды; лечение деревьев; применение пестицидов для предотвращения появления очагов вредных организмов.

Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся для улучшения санитарного состояния лесных насаждений, снижения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения насаждениями их целевых функций. К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, а также уборка неликвидной древесины и аварийных деревьев.

К агитационным мероприятим относятся, например, беседы с населением, развешивание плакатов, размещение информационных материалов в средствах массовой информации.

Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах, граждане и юридические лица, занимающиеся использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, в случае обнаружения признаков болезней, вредителей, неблагополучного состояния, значительных и массовых повреждений или поражений лесных насаждений обязаны проинформировать об этом в пятидневный срок уполномоченные органы. Информация направляется в письменном или электронном виде с указанием причин повреждения, места выявления повреждения, поврежденной породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных заявителя. Проверка информации осуществляется уполномоченными органами в течение 30 дней с момента получения.

Лесопатологические обследования (ЛПО) проводятся с использованием наземных и дистанционных методов, визуальным и инструментальным способами, которые обеспечивают необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов. В лесных насаждениях ЛПО проводят в течение вегетационного периода, от распускания листвы (хвои) до начала сезонной дехромации (изменения цвета хвои/листьев вследствие воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов).

Визуальные ЛПО планируются на основе информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, полученной при проведении мониторинга, а также информации, поступившей от граждан, уполномоченных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Инструментальные ЛПО планируются на тех лесных участках, на которых по результатам визуального ЛПО или по информации, полученной из других источников, необходимо проведение СОМ.

Лесопатологическое обследование проводят филиалы Российского центра защиты леса, основной целью деятельности которого является исполнение лесного законодательства в части полномочий Российской Федерации в области защиты леса и воспроизводства лесов.

При ЛПО определяют причины повреждения или гибели лесных насаждений, выявляют аварийные деревья, устанавливают местоположение и границы поврежденных лесных участков. Также определяют текущее лесопатологическое и санитарное состояние лесных участков и назначают мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов, профилактические мероприятия по защите лесов, агитационные мероприятия.

Основные трудности и недостатки практики санитарных рубок связаны с тем, что при массовых стихийных бедствиях трудно организовать внеплановый уход на всей поврежденной площади леса.

Как правило, необходимость проведения санитарных рубок возникают после пожаров, ветровалов и прочих стихийных бедствий и повреждения лесов хвое- и листогрызущими вредителями. Ни одно из этих явлений нельзя прогнозировать на длительный период (распространение вредителей – максимум на год вперед). Проект освоения лесов разрабатывается на 10 лет. Как можно планировать в этом проекте, что тот или иной участок леса будет пройден пожаром или ветровалом? Каким неведомым образом проект освоения лесов станет основанием для осуществления действий, которые нельзя прогнозировать?

Специальной процедуры изменения проектов освоения лесов нет. Это всегда обновление всего документа и его государственная экспертиза в установленном порядке. В результате проходит недопустимо большой срок (несколько месяцев и больше) от назначения рубки до ее осуществления; и это сводит на нет возможный защитный эффект санитарных рубок. Пока бюрократическая машина разрешит рубить, вредители и болезни из зараженного участка распространятся по округе.

Эта законодательная норма ставит крест на устойчивом управлении лесами, не давая никаких шансов противодействию развитию в первую очередь очагов стволовых вредителей. Драма подмосковных еловых лесов, разворачивающаяся у всех на глазах после аномальных погодных явлений в 2010 году, – слишком яркое подтверждение пагубности такой организации санитарно-оздоровительных мероприятий. Масштаб усыхания лесов после 2010 года, конечно, несопоставим с естественным отпадом, но нечто похожее в Московской области было после ветровала 1998 года. Почти все поврежденные участки леса тогда были оперативно разработаны и засажены лесными культурами. Сейчас каждый желающий может видеть на месте ветровала молодой лес, потому что в то время в кратчайшие сроки вырубили поврежденные участки с необходимым перекрытием по периферии заселенных короедом площадей, получили не совсем обесцененную древесину, большую часть дохода от реализации которой направили на посадку леса. А после 2010 года поврежденные короедом леса начали разрабатывать только в 2012 году, и эти мероприятия не оказали существенного влияния на распространение стволовых вредителей. Фактически в Московской области короед-типограф уничтожил всю доступную ему кормовую базу – ельники от 40 лет и старше! И это следствие не только разгула стихии, но и недееспособности людей, вынужденных соблюдать неадекватные нормы закона. На съеденных короедом участках только в 2013 году начали что-то высаживать, но по площади участки лесных посадок и погибшего леса несопоставимы.

Еще один распространенный недостаток санитарной рубки – стремление повысить ее окупаемость за счет удаления здоровых деревьев повышенной ценности. При правильно проведенной санитарной рубке доля деловой древесины не должна превышать 50%.

Еще одной проблемой является увеличение площади вырубаемых лесов. Участки леса, граничащие с вырубками, испытывают сильную ветровую нагрузку, которая приводит к неизбежному повреждению корневой системы и ослаблению деревьев. На таких участках часто образуется ветровал или бурелом даже при ветре незначительно силы. Ветровал и сильно ослабленные деревья со временем поражаются вредителями и болезнями.

Для того чтобы снизить негативное влияние техники, санитарную рубку желательно проводить зимой и использовать малогабаритные машины для трелевки сортиментов по возможности без волоков. Отвод лесосек делается непосредственно перед рубкой. Поврежденные деревья нужно убрать. Необходимо своевременно очищать лесосеки, собирать порубочные остатки в кучи и сжигать. Клеймить следует только живые (больные и ослабленные) деревья, диаметр ствола которых не меньше 12 см. На соседних участках леса рекомендуется проводить рубки ухода раньше намеченного срока, чтобы предотвратить распространение вредителей и болезней.

Иногда помимо санитарных рубок отдельно планируется очистка участка от захламленности. Это мероприятие проводят чаще всего в городских и пригородных лесах, там, где валежа значительно больше средней нормы и его можно использовать для глубокой переработки – на топливо и удобрение.

Несмотря на трудности и недоработки в сфере санитарной безопасности лесов, законодательство совершенствуется, повышается открытость и доступность информации о запланированных санитарно-оздоровительных мероприятиях.

Текст Ольга Григорьева, канд. сельхоз. наук, доцент каф. лесоводства СПбГЛТУ