Партнеры журнала:

Мебельное производство

Японский дом: традиционный и современный

История компании Yamanishi

Деловая поездка «ЛесПромИнформ» в Японию в октябре прошлого года завершилась визитом российской делегации в пригород Нагои, на домостроительный комбинат Yamanishi, выпускающий 4000 домокомплектов в год по двум технологиям. Несколько компаний из делегации провели с Yamanishi импровизированные переговоры о поставке своей продукции деревообработки.

После Второй мировой войны Хироши Нишигаки вернулся в родную Нагою, увидел выжженную землю и решил восстанавливать деревянные дома в городе. Из этого стремления вырос его бизнес: в апреле 1952 года была образована компания Sansai Timber Co., Ltd., ставшая прародителем Yamanishi. Нишигаки начал с маленького производства, а следом стал торговать материалами для домостроения, открывая магазины по всему городу. В 1973 году компания получила нынешнее название.

История основной производственной площадки в префектуре Аити, близ Нагои, началась в сентябре 1988 года, когда там открылся завод по выпуску традиционных сборных домокомплектов из бруса (precut), а в мае 1996 года запустили завод по выпуску компонентов для каркасного домостроения американского типа из бруса и древесных плит (так называемого two-by-four, или 2 х 4). В сентябре 2000 года Yamanishi получила сертификат качества управления ISO 9001. В июне 2013 года заработал второй завод сборных домокомплектов: Techno Hills в Камеяме (префектура Миэ, южнее Нагои). Сейчас компания сотрудничает и с другими фабриками.

Деревянные дома до сих пор очень популярны в Японии: из вводимых ежегодно 500 тыс. единиц индивидуального жилья 350 тыс. построены из дерева. При этом, по данным ассоциации Canada Wood, все бóльшим спросом у японцев, особенно у молодежи, пользуется каркасное домостроение. Это может быть связано, в том числе, с сейсмостойкостью каркасных домов. По данным опросов, 26% японцев предпочли бы жить в каркасном доме, а традиционный деревянный пока выбирают 48%.

В марте 2018 года компания построила на территории фабрики новое каркасное офисное здание, которое одновременно служит и образцом технологии two-by-four. Разумеется, на площадке представлены и традиционные дома.

Ежемесячно Yamanishi закупает для заводов в Нагое и Камеяме 10 тыс. м3 пиломатериалов. Раньше компания приобретала в России большие объемы сибирской лиственницы, но из-за высокой цены заметно сократила поставки и сейчас, в основном, закупает доску пола.

В производстве сборных домокомплектов на площадке в Нагое используются строганые и клееные доски из Европы, а также древесина японского кипариса (hinoki). Соотношение импортных и отечественных пиломатериалов примерно 50:50. Опорные балки изготавливаются из пиломатериалов высокого класса прочности, поскольку в Японии очень важна сейсмостойкость домов. Для каркасного домостроения компания закупает пиломатериалы в Германии, Франции, Канаде, а также и японские ДСП марки Novopan STP.

Для производства одного дома используется до ста различных станков и инструментов. Программное обеспечение и главное оборудование поставила компания Miyagawa. Основа линии – станок MPS-34 для обработки вертикальных опорных досок, MPS-55 для соединения «шип – паз», а также обрабатывающие центры MHG-M3, MPD-11, MPC-25K. За шлифование отвечает станок Amitec. Цех сборки панелей для каркасного домостроения состоит из небольших обрабатывающих станков. Опилки из цехов выдуваются по линии аспирации. Отходы на площадке не перерабатывают, часть опилок продается свинофермам в качестве подстилки для животных.

На двухэтажный дом средней площадью 130 м2 при традиционной технологии уходит около 25 м3 бруса. Для ускорения сборки дома заготовки для первого и второго этажа на складе готовых материалов помечаются буквами A и B, соответственно.

Основа завода – обрабатывающие центры Miyagawa
Основа завода – обрабатывающие центры Miyagawa

В цехе работают японские вилочные погрузчики UniCarriers TCM, а также Toyota – штаб этой корпорации расположен в одноименном городке, в нескольких километрах от Нагои.

Датчики останавливают работу станков при приближении людей к открытым частям механизмов, цеха оборудованы пожарной сигнализацией и порошковой системой пожаротушения, наличие которой, по закону, проверяют дважды в год.

Проектированием домов занимается собственное архитектурное бюро компании, в нем 25 сотрудников. Каждый проект ведут два специалиста, старший проверяет их работу. Почти все заказы нестандартные, ни один дом не похож на предыдущие.

«Молодые архитекторы показывают хорошие результаты уже после двух лет обучения в компании», – говорят менеджеры завода. Ситуация с плотниками иная – высокий уровень достигается за 10–20 лет, и мастера чаще всего пожилые. Иногда поступают заказы на дома с классическими гнутыми крышами (как на японских замках и пагодах), и тогда не обойтись без опытных мастеров по плотницкой части, поскольку программная обработка с подобными задачами не справляется. Yamanishi обучает уникальных плотников современным технологиям и поддерживает всеми возможными способами, чтобы сохранить их в компании. 

Справка

Yamanishi Co., Ltd.
Дата основания: апрель 1952 года
Годовая выручка: около 20 млрд иен ($189,5 млн)
Персонал: 293 человека
Штаб-квартира: г. Нагоя, префектура Аити
Генеральный директор: Ёити Нишигаки

Текст и фото Кирилл Баранов