Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

«Рынок леса и пиломатериалов – 2020». Долгосрочные вызовы ЛПК после коронавируса

Долгосрочные вызовы ЛПК после коронавируса

16–17 сентября в московском отеле «Интерконтиненталь» прошла конференция «Рынок леса и пиломатериалов – 2020», организованная компанией MaxConference.

В двухдневном мероприятии, насыщенном свежими цифрами и экспертными мнениями, участвовали 32 докладчика и несколько десятков руководителей и ведущих специалистов российских лесопромышленных компаний, некоторые в удаленном режиме.

Конференцию открыла секция о мировых тенденциях и экспортных возможностях ЛПК, на ней выступили старший менеджер StepChange Consulting Алексей Бесчастнов, директор по маркетингу Segezha Group Надежда Рязанцева и первый зампред председателя правления Белорусской универсальной товарной биржи Андрей Новиков. Удаленно присоединились ведущий научный сотрудник Института природных ресурсов Финляндии (Luke) Евгений Лопатин, советник по экономике и политике Европейской организации лесопильной промышленности (EOS) Диего Бенедетти, директор AFRY Management Consulting Петтери Пихлаямяки и гендиректор Elshal Timber Ибрагим Эльшаль.

Участники сошлись во мнении, что пандемия коронавируса усилила существующие тренды, а для ЛПК не меньшую опасность представляют торговые войны и нашествие короеда в Европе. «Наряду с "черными лебедями" появлялись и новые возможности, например, во время карантина в Китае мировой рынок начал перестраиваться на работу с березовой фанерой», – рассказала Надежда Рязанцева.

Алексей Бесчастнов, анализируя финансовые показатели отрасли, отметил рост долга в экономике: отношение обязательств компаний к их активам продолжает увеличиваться, что вызывает тревогу инвесторов.

По данным Евгения Лопатина, вспышка короеда наблюдается не только в Европе, но и в Сибири, а если зима 2021 года снова будет теплой, можно ожидать распространения вредителей и на российском Северо-Западе.

«Из-за повреждения короедом на европейский рынок поступило много дешевой древесины, поэтому краткосрочно европейцы смогут продавать по конкурентным ценам пиломатериалы на Ближний Восток, в США и Китай, но в долгосрочной перспективе это приведет к нехватке сырья, – считает Диего Бенедетти. – Эта тенденция усилится общим стремлением развитых стран к низкоуглеродной экономике и сокращению заготовок».

Выступавшие на секции также обратили внимание на логичный всплеск продаж в сегменте DIY во время карантина и сложное состояние мебельной отрасли в Европе.

Посвященная стратегическому для России рынку КНР секция собрала лесопромышленников, чиновников, логистов и аналитиков. Участники обсудили проблемы спроса на китайском рынке древесной продукции и тонкости оформления субсидий на контейнерную перевозку лесных грузов российской и китайской сторонами.

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра Алевтина Кириллова анонсировала скорый запуск портала РЭЦ, который сведет на одну площадку услуги для экспортеров: цифровое оформление субсидий, доступ к лицензированию, таможенно-логистические и финансовые сервисы, алгоритм подбора инвестплощадок, организацию бизнес-миссий и форумов. Также РЭЦ сообщила о создаваемом вместе с Минтрансом едином мультимодальном документе для упрощения перевозки лесопромышленных грузов.

«Санкционное противостояние с США серьезно повлияло на рынок Китая и привело к накоплению пиломатериалов в портовых терминалах страны, при этом эффект коронавируса оказался недолговечным и не таким серьезным, как ожидалось. Мебельный сегмент потребления пострадал больше строительного, что повлияло на многих российских поставщиков», – отметил директор по маркетингу и коммуникациям «Илим Тимбер» Святослав Бычков.

Генеральный директор «ТрансЛеса» Алексей Барбариуш рассказал о проектах расширения погранпереходов в Забайкальске и Гродеково – бутылочных горлышек российского экспорта в Китай, через которые проходит львиная доля экспортируемых пиломатериалов.

На секции также выступили гендиректор VladVneshService Жанна Мартынова, президент торговой компании Wilwood Вилл Жанг, директор филиала «РЖД Логистика» в Нижнем Новгороде Андрей Смольников, гендиректор «Палэкса» Павел Корчагин и старший специалист департамента инвестпроектов Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Валерий Смирнов.

Доклады о сырьевых проблемах отрасли представили управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыжиков, GR-директор Архангельского ЦБК Наталья Пинягина и директор по лесным ресурсам «Икеа Закупочные услуги Рус» Константин Агапов.

Наталья Пинягина обратила внимание на необоснованное закрытие в межсезонье лесных дорог с хорошим покрытием, отметила необходимость административного объединения вопросов лесного хозяйства и лесной промышленности в одном ведомстве и возможность организации лесных плантаций на заросших сельскохозяйственных землях. По словам Алексея Рыжикова, биржевая торговля древесиной позволила государственным лесхозам получить средства на технику, которая в ближайшее время изменит облик этих предприятий. Константин Агапов признал, что доля на мировом рынке лесной продукции 1% накладывает на IKEA определенные обязательства, и компания намерена следовать экотрендам: оптимизировать выпуск продукции на своих заводах и использовать менее ценные породы и сортименты, без изменения дизайна и качества продукции.

Директор лесопромышленного комплекса SUDOMA Денис Волгин представил термомодифицированную доску – новый и дорогой продукт, который находит спрос в Европе, Индии и на российском рынке.

Генеральный директор Lesprom­Network Алексей Богатырев поделился трендами пеллетного рынка: ужесточение экологической повестки на руку производителям, поскольку компании в Европе и Восточной Азии все чаще отказываются от ископаемого и ядерного топлива.

Второй день конференции начался с панели, посвященной законодательным изменениям в лесоустройстве и лесоуправлении. Заместитель главы Рослесхоза Иван Советников представил проект близящейся цифровизации данных лесоустройства, открытую карту лесных ресурсов и анонсировал идею сбора данных о лесозаготовке с харвестерных головок заготовительной техники. Собравшиеся обсудили повышение ответственности таксаторов и перспективу лицензирования их деятельности. Свое видение развития системы лесоустройства и учета древесины представили главный аналитик Рослесинфорга Александр Мариев, директор «Инсайт-проекта» Виталий Быков и глава «Лесэксперта» Анатолий Курицын.

Ассоциированный партнер Ernst & Young Law Илья Скрипников представил новые инструменты государства, позволяющие получить льготы при реализации инвестиционных проектов: Специальный инвестиционный контракт позволяет снизить налог на прибыль и обеспечивает приоритетный доступ к субсидиям, а Соглашение о защите и поощрении капиталовложений дает возможность зафиксировать налоговый режим на определенное время, чтобы не зависеть от перемен в законодательстве. О том, какие риски недооценивают инвесторы, начиная новые проекты, рассказал управляющий директор блока по работе с активами ВЭБ.РФ Сергей Сухецкий.

Заключительная часть конференции была посвящена сотрудничеству лесопромышленников и транспортных компаний. Директор по работе с ключевыми клиентами «ФЕСКО Интегрированный транспорт» Алексей Кравченко отметил локальную нехватку контейнеров из-за таких проектов, как запуск нефтехимического производства в Тобольске. Стороны дискуссии согласились, что взаимные обязательства нужно повысить: транспортным компаниям следует точнее указывать гарантированные сроки поставки грузов и удовлетворить потребность рынка ЛПК в индивидуальных решениях и цифровизации процессов, а лесопромышленникам – выбирать транспортные компании по более прозрачным критериям и предлагать долгосрочное сотрудничество, а не спотовые контракты.

Начальник отдела маркетинга НПК «Объединенная вагонная компания» Игорь Сергиенко рассказал о проекте создания смарт-вагонов с датчиками для автоматического взвешивания товара. Менеджер по логистике ООО «НОВА-Балкерные услуги» Андрей Лазаренко отметил нехватку аналитических данных в отрасли – компаниям приходится собирать их самостоятельно, а также сообщил, что в 2020 году перевозки по железной дороге на расстояние всего 400 км часто дешевле автомобильных.

С докладами об оптимизации транспортных издержек выступили руководитель направления «Логистика» группы «Свеза» Дмитрий Леонтьев, замначальника дирекции по управлению терминально-складским комплексом РЖД Андрей Зыбкин и директор по аналитике и логистике компании «Морстройтехнологии» Александр Головизнин.

Для многих участников конференция стала первым очным мероприятием в этом году. Пандемия обусловила непривычные формат и атмосферу мероприятия, но дискуссии, переговоры и споры «вживую» показали, что при всей серьезности проблем пандемического 2020 года лесопромышленному сообществу предстоят и более долгосрочные и сложные задачи.

Подробный обзор докладов конференции будет опубликован в следующем номере журнала. 

Текст Кирилл Баранов
Фото maxconf.ru