Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Впереди большая работа по развитию лесного комплекса

На 491-м заседании Совета Федерации Федерального cобрания Российской Федерации 3 ноября сенаторы единогласно приняли Постановление №475-СФ «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства», направленное на декриминализацию и развитие лесного комплекса России.

«Проект документа приняли за основу еще на прошлом заседании Совета Федерации, с участием вице-премьера Виктории Абрамченко, но по его итогам доработали с учетом предложений сенаторов, субъектов РФ и профильных министерств», – пояснил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Именно этот комитет отвечал за подготовку и парламентского часа с участием вице-премьера и проекта постановления.

«Принятое постановление стало итогом серьезной и многолетней работы, – сказала сенатор, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, председатель Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при комитете Татьяна Гигель. – Согласно документу отрасль будет рассматриваться в комплексе – мы очень долго к этому шли! Отрадно, что все рекомендации Экспертно-консультативного совета включены в текст. Но самое главное, как воспринимает проделанную работу профессиональное сообщество. И общее мнение специалистов. Лед тронулся!

Каждый пункт и абзац документа отражает конкретную проблему в той или иной отрасли ЛПК. Важно, что документ определяет основу основ – кадровую политику. Кроме этого, поднят важнейший вопрос финансирования: пересмотра требует методика расчета выделений финансовых средств на распределение полномочий, особенно в лесном хозяйстве. А введение запрета на вывоз круглого леса просто обязывает (и это учтено в постановлении) принимать решения по поддержке и финансированию глубокой переработки древесины, которая даст и дополнительную добавленную стоимость, и дополнительный доход, и дополнительные рабочие места».

Сенатор считает, что работа только начинается и сейчас важно контролировать реализацию постановления на контроле. Такую задачу ставит Экспертно-консультативный совет, который планирует работать над каждым направлением отдельно. «Видя внимание к отрасли и общественности, и государства, уверена, что лесной комплекс вновь займет достойное место в экономике России!» – сказала Татьяна Гигель.

В постановлении «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства», в частности, говорится:

«В целях решения проблем лесной отрасли Правительством Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и 1 октября 2020 года утвержден план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.

Кроме того, проводится работа по актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 года №1989-р…

Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации постановляет: <…>

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в трехлетний период обеспечить разработку и реализацию комплекса следующих первоочередных мер, направленных на сохранение и приумножение лесов, развитие лесного комплекса, повышение доходности лесного сектора экономики, увеличение доли отечественной продукции лесного комплекса на мировом рынке:

1) подготовить и внести в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие:

  • создание единой информационной системы лесного комплекса, обеспечивающей прослеживаемость оборота древесины от ее заготовки и переработки до реализации готовой продукции, в том числе до вывоза за пределы Российской Федерации в случае ее экспорта;
  • реформирование системы лесоустройства как основы учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий органов власти, закреплением функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне;
  • осуществление федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотрев распространение федерального государственного лесного надзора на отношения в сфере транспортировки, хранения и переработки древесины;
  • разграничение полномочий по федеральному государственному лесному надзору и государственной лесной охране, включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны отдельных мер государственной защиты;
  • установление запрета на нахождение в лесу лиц с лесозаготовительной и лесовозной техникой без правоустанавливающих или разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;
  • установление возможности безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием незаконной рубки лесных насаждений и принадлежащей на праве собственности третьим лицам, определение условий такого безвозмездного изъятия;
  • уточнение критериев, определяющих основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим существенное нарушение лесного законодательства, и для заключения на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов для лесопользователя, не допустившего существенных нарушений условий такого договора;
  • введение требования реализации на биржевых торгах древесины, полученной при рубках лесных насаждений в рамках выполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями мероприятий по сохранению лесов (за исключением реализации древесины для собственных нужд местного населения);
  • создание механизма экономической устойчивости отдельных типов государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за счет расширения перечня видов работ, выполняемых этими учреждениями в рамках приносящей доход деятельности;
  • развитие деятельности в области семеноводства, в том числе путем обеспечения функционирования лесного семеноводства как самостоятельного вида деятельности по производству семян и посадочного материала лесных растений отечественного происхождения;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в области создания и эксплуатации лесных дорог, введение механизмов софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства;
  • совершенствование использования лесов и нормативно-правового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанном с ее заготовкой;
  • приведение действующих договоров аренды лесных участков в соответствие с утвержденными типовыми договорами;
  • наделение арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по производственному контролю в области предупреждения, выявления и пресечения незаконных рубок лесных насаждений в границах лесных участков, предоставленных в аренду и (или) постоянное (бессрочное) пользование;

2) проработать вопрос об увеличении общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, до уровня, предусмотренного нормативами;

3) проработать вопрос о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;

4) разработать комплекс мер по поддержке работающих в лесном комплексе молодых специалистов, включая предоставление гарантии трудоустройства выпускникам образовательных организаций и выделение субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности;

5) рассмотреть возможность использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации для погашения кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации, образовавшейся в том числе в результате ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

6) рассмотреть вопрос актуализации профессиональных стандартов и образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров в области лесного хозяйства;

7) принять меры, направленные на:

  • поддержку модернизации производства и создания мощностей для глубокой переработки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по экспорту необработанной древесины;
  • стимулирование перевода на биотопливо котельных, работающих на мазуте, в том числе путем предоставления субсидий в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению инновационных технологий;
  • развитие деревянного домостроения, в том числе с использованием механизма субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов на приобретение деревянных домов и предоставления льготных кредитов на приобретение жилья в сельской местности в рамках государственной программы Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года №696;
  • обеспечение доступности лесных ресурсов для населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях;

8) утвердить новую Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, обеспечив участие в подготовке указанной стратегии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных природоохранных организаций;

9) разработать, в том числе с учетом международной практики, отечественную систему оценки законности происхождения лесоматериалов и продукции из древесины;

10) установить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение древесины без доказательств законности ее происхождения, в том числе без подтверждения наличия разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;

11) рассмотреть предложения, предусматривающие определение размера расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов для осуществления заготовки древесины; увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при использовании лесов, в том числе за счет формирования системы рыночного ценообразования на лесные ресурсы, учитывающей динамику цен на древесину и изделия из нее на отечественном и мировом рынках, затраты лесопользователей, связанные с охраной, защитой и воспроизводством лесов; оказание содействия отечественным предприятиям машиностроительной и станкостроительной промышленности в разработке и запуске в производство продукции для лесного комплекса, предусмотрев меры государственной поддержки организаций, приобретающих такую продукцию;

12) разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”, направленных на совершенствование механизмов взаимодействия уполномоченных органов государственной власти при выявлении пересечений установленных границ лесничеств или лесных участков и населенных пунктов;

13) подготовить предложения по нормативно-правовому регулированию перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в целях освоения месторождений урана.

3. Рекомендовать Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона №1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".

4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации обратить особое внимание на соблюдение требований лесного законодательства, в частности, на правомерность реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, назначение и проведение санитарных рубок, соблюдение особого правового режима в отношении защитных лесов, распоряжение землями лесного фонда.

5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации продолжить работу: а) по утверждению правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, предоставляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений; б) по внесению в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих соблюдение принципов непрерывного и неистощительного лесопользования в границах лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных по договорам аренды для заготовки древесины; в) по изменению параметров расчета размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается.

6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части включения объектов создаваемой и (или) реконструируемой лесной инфраструктуры, объектов, обеспечивающих воспроизводство лесов (лесных селекционно-семеноводческих центров, лесных питомников и других), в перечень объектов соглашения, в отношении которых возможно заключение соглашений о государственно-частном партнерстве.

7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства: а) провести совместно с органами государственной власти Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской и Иркутской областей в 2021 году в отношении земель лесного фонда на территориях указанных субъектов Российской Федерации эксперимент по осуществлению федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; б) разработать меры по стимулированию воспроизводства лесов, в том числе наиболее пострадавших от лесных пожаров и незаконных рубок, и поддержке организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию посадочного материала лесных растений и в области лесного семеноводства; в) рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 декабря 2015 года №534, в части увеличения годового фонда оплаты труда работников, занятых в лесном хозяйстве, и доведения размера их среднемесячной заработной платы до уровня среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации; г) представить предложения по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда; д) рассмотреть вопрос о включении работ по осуществлению ухода за лесными культурами до перевода их в покрытую лесом площадь в перечень работ по лесовосстановлению; е) ускорить разработку методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов.

8. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства: а) продолжить проведение надзорных мероприятий по проверке законности заключения договоров долгосрочной аренды лесных участков и соблюдения инвестиционных обязательств, предусмотренных конкурсными предложениями и договорами аренды лесных участков, заключенными ранее в целях заготовки древесины; б) определить нормативы затрат на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 года №1404 "Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации", с учетом региональных особенностей.

9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации: а) завершить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесничеств, расположенных рядом с населенными пунктами, и обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в отношении населенных пунктов в части создания противопожарных разрывов, устройства противопожарных минерализованных полос и недопущения их застройки, предусмотрев финансирование указанных мероприятий при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период до 2023 и 2024 года; б) активизировать работу по строительству помещений [контор] лесничеств, принятию мер социальной поддержки государственных лесных инспекторов и сотрудников лесничеств [в том числе обеспечение их жилыми помещениями, повышение квалификации указанных специалистов] с включением этих мероприятий в региональные программы развития субъектов Российской Федерации; в) провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях обеспечения мониторинга реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" и от 21 сентября 2020 года №1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".

10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года о реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и ходе реализации плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.

11. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию».

Парламентский контроль за исполнением постановления будет осуществляться под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьева. 

Источник информации:
Экспертно-консультативный cовет по лесному комплексу
при комитете совета федерации по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию