На Сахалине планируется строительство гигантского лесопромышленного комплекса
Евразийский коммуникационный центр совместно с консультационным агентством WhatWood по поручению правительства Сахалинской области провел исследование «Разработка направлений развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области».
В центральной части Сахалина, в пгт Тымовское, планируется строительство одного из крупнейших в России центров по переработке древесины. Проект предусматривает диверсифицированное производство: хвойные пиломатериалы, CLT-панели, погонажные изделия, топливные пеллеты, топливная щепа и OSB. Лесопромышленный комплекс входит в топ-10 отраслей в плане мероприятий по реализации «Стратегии-2035» в Сахалинской области.
Экономическая целесообразность строительства лесопромышленного комплекса в регионе обусловлена наличием доступных ресурсов и готовой инфраструктуры и близостью крупных рынков сбыта (Китая, Японии, Кореи).
Целевой годовой объем потребления древесного сырья лесопромышленным комплексом составит 1,2 млн м3 в год. В породном составе сырья преобладают хвойные – 77%, лиственных 23%. Расчетная лесосека в целевых лесничествах (Охинском, Ногликском, Александровском, Тымовском, Смирныховском) составляет 1,9 млн м3 в год.
Место для производственной площадки выбрано таким образом, чтобы минимизировать расстояние вывозки. Среднее расстояние транспортировки автотранспортом – 153 км.
Программа модернизации портов
Круглогодичный морской порт Корсаков рассматривается как основной экспортный базис поставок. Логистика по сбыту готовой продукции налажена. Расстояние до порта Тояма – 645 км, Йокогама – 864 км, Шанхай – 1373 км, Пусан – 939 км. Правительство региона акцентирует внимание на развитии портовой инфраструктуры. Так, в Сахалинской области действует государственная программа «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства».
В 2019 году ВЭБ поддержал проект модернизации Корсаковского морского торгового порта. На базе порта планируется создать мощный логистический технопарк. Многофункциональный порт позволит сформировать крупный хаб для перевалки лесных грузов, следующих маршрутом «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона» – Россия – Европа. Сегодня максимальная глубина в порту 10,5 м, после реконструкции она увеличится до 14 м. Углубление дна и удлинение причалов позволят принимать в порту крупнотоннажные суда. После модернизации грузооборот порта вырастет в три раза и достигнет 3 млн т в год.
Кроме того, Минтранс РФ разместил проекты приказов, которые предусматривают проведение реконструкции и модернизации четырех крупных портов на Дальнем Востоке, в том числе Сахалинских портов Невельск и Холмск. Реконструкция будет осуществлена в рамках федерального проекта «Логистика международной торговли». Согласно документам строительные работы планируется провести с 2021 по 2023 год.
Порт Невельск должен открыться для морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ после завершения строительно-монтажных работ, намеченных на 2022–2023 годы. В результате реконструкции его пропускная способность с учетом сезонных терминалов составит 6000 транспортных судов в год. В порту Холмск после модернизации пропускная способность достигнет 1500 транспортных средств в год, в том числе пассажирских судов – 32 ед. в год/1 ед. в сутки, грузовых судов – 1468 ед. в год/4 ед. в сутки. Реконструкция порта запланирована в 2021–2022 годах. Программа модернизации портов улучшит транспортную доступность Сахалина.
Полная комплексная переработка лесосырья
Лесопромышленный комплекс ориентирован на производство как традиционных видов продукции – хвойных пиломатериалов, так и на современные и развивающиеся виды продукции: многослойные клееные плиты CLT и древесные топливные гранулы. Такой подход позволяет обеспечить устойчивость проекта на целевых рынках.Проект предполагает переработку всех категорий деловой древесины и всех видов образующихся древесных отходов.
Проект может быть реализован по этапам, с постепенным наращиванием производственных мощностей и адаптацией к локальной инфраструктуре. Срок строительства основных объектов составляет 1–2 года, без учета проектно-изыскательских работ. Якорным производственным комплексом, обеспечивающим дальнейшее развитие, является лесопильное производство на основе фрезерно-брусующей технологии пиления и комплексной переработки отходов в технологическую щепу и топливные пеллеты.
Стабильность спроса на продукцию
Близость лесопромышленного комплекса к ключевым рынкам потребления гарантирует стабильный спрос на продукцию. Лесные фонды Японии, Кореи и Китая не способны обеспечить растущее внутреннее потребление ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Внутренний рынок в этих странах может быть насыщен лесопродукцией только за счет импорта. Например, рынок хвойных пиломатериалов в Японии и Китае зависит от импорта на 40,1 и 48,5%, соответственно. Поставщиками пиломатериалов выступают российские производители с Северо-Запада и из Сибири. Емкость целевых рынков (Японии, Кореи и Китая) оценивается почти в 100 млн м3 пиломатериалов в год.
Основным драйвером роста рынка хвойной пилопродукции является Китай, в котором за девять лет ее потребление выросло в 2,8 раза, почти до 70 млн м3 в год. Несмотря на небольшой текущий кратковременный спад потребления в Японии и стагнацию в Южной Корее, рынок хвойных пиломатериалов целевых стран увеличился кратно и составляет суммарно 87,4 млн м3 в год. Взрывной рост потребления в Китае обусловил рост цен на пиломатериалы и увеличение предложения российских производителей, выдавливающих канадских и американских поставщиков.
CLT-панели пользуются большим спросом в Японии. Их потребление полностью субсидируется. Японское правительство намерено к 2025 году довести потребление этих панелей в жилищном и гражданском строительстве до 500 тыс. м3. Основную долю импорта CLT-панелей в Японию на данный момент обеспечивают удаленные от нее Германия и Австрия.
Южная Корея и Япония являются растущими рынками топливных пеллет, зависимыми от импорта. Российские поставщики ограниченно представлены только на корейском рынке. Основные поставки в регион производятся из Вьетнама, Малайзии и Северной Америки. Принятые государственные программы развития рынка топливных пеллет предполагают рост потребления в Японии до 15 млн т к 2030 году, а в Южной Корее – до 6 млн т к 2021 году. При росте потребления топливных гранул в Китае этот региональный рынок будет крупнейшим в мире.
Японские и китайские ЦБК собирают щепу по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону и выращивают на плантациях в Австралии быстрорастущие породы для производства щепы. У Японии крупнейший флот судов-щеповозов. Деградация мировой целлюлозно-бумажной промышленности не коснулась Китая, который за 19 лет увеличил объем потребления целлюлозы в 4,7 раза. Несмотря на спад потребления в Японии, этот региональный рынок вырос кратно, и внутреннее потребление целлюлозы составляет примерно 42,5 млн т.
На фоне ограничения экспорта круглого леса из России проблема снабжения региональных предприятий древесным сырьем становится все острее. В Китае прогнозируется дальнейший рост потребления целлюлозы, в том числе собственного производства. Рынок ДФО характеризуется нехваткой строительных материалов, что приводит к завышению цен на жилье, ограничению объемов его строительства. Весь объем OSB поставляется в ДФО из европейской части России. Транспортные затраты увеличивают стоимость плит почти в два раза. Региональные внутренние цены на OSB превышают экспортные, что говорит о перегретости локального рынка конструкционных плит.
Поддержка проекта региональной властью
В качестве мер поддержки для инвесторов будут созданы привлекательные условия: от льготного подключения объектов энергетики до строительства линий железной дороги от места производства до портов.
Также предоставляются региональные налоговые льготы. Льготная ставка налога на прибыль составляет 2% с момента получения первой прибыли до окупаемости проекта, но не более пяти лет, и 10% в последующие пять лет. Ставка налога на имущество – 0% с момента постановки на баланс до достижения окупаемости, но не более пяти лет.
Текст Марина Зотова