Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревообработка

Вилочные фронтальные погрузчики для деревообрабатывающих предприятий

Покупка или аренда?

Зачастую руководителям и собственникам деревообрабатывающих предприятий приходится выбирать: покупать или арендовать необходимые на производстве подъемно-транспортные машины. Попробуем разобраться. Начнем с основных понятий. Погрузчик – отдельный вид специализированной техники, используемый для перемещения и укладки различных грузов.

Классификация и назначение подъемно-транспортных машин

Все погрузчики подразделяются на следующие группы:

  • по типу обрабатываемого груза;
  • по типу рабочего органа:
    – ковшовые;
    – вилочные: фронтальные, с боковой загрузкой, штабелеры, ричтраки;
  • по типу привода: автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), бензин/газ; автопогрузчики с дизельным двигателем; электропогрузчики.

В зависимости от типа перемещаемого груза используются погрузчики с разными техническими характеристиками, адаптированные к определенным условиям работы.

На деревообрабатывающих производствах и складах сырья и готовой продукции обычно применяются все погрузчики, за исключением ковшовых. На крупных, а также плитных производствах используются и ковшовые погрузчики – для перемещения сыпучих мягких отходов производства, сырья для производства плит. Применяются они и на складах топлива для утилизаторных котельных. Рассмотрим далее вилочные фронтальные погрузчики.

Вилочные погрузчики

Вилочные погрузчики предназначены для работы с единичными грузами: пакетами, поддонами и пр. Основным рабочим органом служат вилы разной длины. Вилы представляют собой две съемные металлические полосы, согнутые под углом 90°, и крепятся на подъемнике спереди или сбоку. В первом случае погрузчики называются фронтальными, во втором – с боковой загрузкой. Вилочные погрузчики с боковой загрузкой используются в основном для перевозки крупногабаритных грузов: пакетов пиломатериалов, длинномерных заготовок и т. п. Они незаменимы, когда, например, длинномерные грузы невозможно подать в цех из-за узких ворот. Характеристики наиболее распространенных вилочных погрузчиков:

  • грузоподъемность вил от 1,0 т (в зависимости от конструкции);
  • высота подъема груза от 1,5 до 5,5 м;
  • мощность двигателя от 20 л. с.;
  • угол наклона подъемника: 3° вперед и 12° назад.

В зависимости от типа привода погрузчики подразделяются на газовые, дизельные, бензиновые и электрические. Наиболее распространены дизельные погрузчики, что обусловлено невысокой стоимостью дизельного топлива по сравнению со стоимостью бензина, кроме того, они отличаются низким уровнем шума и вибрации. Дизельные и бензиновые погрузчики в обслуживании дешевле электрических, но шумные при работе, поэтому их не рекомендуется использовать в закрытых (без вентиляции) помещениях. Электрические дороже, требуют постоянной подзарядки, но бесшумные и не поставляют никаких выбросов, кроме выделяемых при зарядке аккумуляторов. Зарядная для электропогрузчиков должна быть оборудована в отдельном помещении с качественной вентиляцией. Кроме того, электрические модели наиболее экологичные. Техника с газовыми двигателями подходит для эксплуатации в закрытых помещениях.

Автопогрузчики

Автопогрузчики, как правило, оснащены ДВС и работают на дизельном топливе, бензине или газе. Они универсальны – их можно использовать как на улице, так и в закрытых помещениях. К недостаткам относятся высокий уровень шума, выделяемые выхлопные газы, быстрое нагревание. Кроме того, такие машины нуждаются в частом техническом обслуживании, а на предприятии необходимо создавать заправочные станции.

Электропогрузчики

Электропогрузчики работают с помощью встроенного тягового аккумулятора, полного заряда которого хватает на восемь часов работы. Такие подъемно-транспортные машины (ПТМ) удобны для использования в закрытых помещениях без вентиляции, так как работают без вредных выхлопов. К тому же они экономичее погрузчиков с ДВС за счет низкой стоимости электроэнергии.

Используются две разновидности электропогрузчиков: четырехопорные и трехопорные. У первых поворотными являются задние колеса, привод передний, они работают быстро, способны поднимать до 5 т груза, но плохо маневрируют. Трехопорные характеризуются большей маневренностью, оснащены одиночным или сдвоенным задним колесом, однако менее устойчивы и рассчитаны на груз не более 3 т.

Электропогрузчики дороже аналогов, оснащенных ДВС, но аккумулятор заряжается от 8 до 12 ч, что снижает их эффективность при работе в две смены. Использование электрических погрузчиков на улице, особенно в дождь, запрещено.

Штабелеры

Штабелеры широко применяются в разных отраслях промышленности и для складских работ. Отличаются приемлемыми грузоподъемностью, производительностью и функциональностью, используются в узких проездах для перемещения различных заготовок и пакетированных материалов при стеллажном хранении.

Ричтраки

Ричтрак – это разновидность штабелера, предназначенная для подъема грузов до 2000 кг на высоту до 10 м. Возможность перемещать предметы на большой высоте сделала ричтраки незаменимыми на крупных торговых и промышленных складах, в цехах, где сложно использовать полноразмерные погрузчики.

Такая спецтехника оснащается колесами литого или пневматического типа. Литые экономичнее, прочнее, долговечнее, не боятся механических повреждений и проколов, но не подходят для работы в помещениях с неровной поверхностью пола.

Пневматические колеса требуют более аккуратной и осторожной эксплуатации. Их целесообразно эксплуатировать на поверхностях с плохим покрытием, при работе на улице, в неблагоприятных погодно-климатических условиях.

Навесное оборудование

При помощи сменного оборудования вилочные погрузчики могут захватывать сложные грузы при работе с пиломатериалами и лесоматериалами. Специальные штыревые захваты позволяют перемещать грузы кольцеобразной формы – штыри захватывают кольцо изнутри. Другие захваты дают возможность работать с рулонами бумаги, пленки, стройматериалами и т. п.

Навесное оборудование значительно расширяет функционал погрузчиков, повышая тем самым эффективность их использования и снижая временные и финансовые затраты. На ПТМ обычно устанавливаются гидравлические или механические приспособления. Функциональные возможности погрузчиков повышают следующие виды навесного оборудования:

  • киповый захват – предназначен для перемещения тюков с различными материалами, например тканью, макулатурой; некоторые модели захватов с возможностью вращения;
  • рулонный захват – используется для рулонных грузов (бумаги, пленки и т. п.), позволяет захватывать и поворачивать груз; существуют захваты с одними и двумя вилами;
  • захват для бочки – позволяет транспортировать, вращать, погружать и разгружать тяжеловесные емкости округлой формы;
  • позиционер для вил – используется для изменения расстояния между вилами, что позволяет адаптировать его для погрузочных работ с поддонами разных параметров;
  • сайдшифтер – система бокового смещения каретки, обеспечивающая ее горизонтальное движение и упрощающая проведение работ на высоте (чаще всего устанавливается на ричтраках и штабелерах);
  • поворотный механизм – позволяет кантовать и вращать груз на 360°;
  • сталкиватель – пластина, которая помогает передвигать пакеты или тюки с вил на рабочую поверхность;
  • ковш – используется для работы с сыпучими видами груза;
  • телескопические вилы – позволяют обслуживать два груза одновременно; упрощается установка паллет на стеллаж и в кузов транспортного средства;
  • штырь – используется для работы с грузами, рулонными материалами, предметами кольцеобразной формы; длина приспособления может достигать нескольких метров;
  • стабилизатор – специальная пластина, устанавливаемая над вилами для фиксирования груза;
  • многовилочный захват – позволяет обрабатывать сразу несколько грузов;
  • кран-балка – стрела для подъема грузов, монтируемая на вилы погрузчика (рис. 1).

Постановка на учет

Кран-балка – навесное оборудование для вилочного фронтального погрузчика
Кран-балка – навесное оборудование для вилочного фронтального погрузчика

Грузоподъемное и самоходное оборудование подлежит обязательной постановке на учет в Гостехнадзоре, который проверяет состояние специальной техники. Отсутствие регистрации погрузчика в Гостехнадзоре служит поводом для наложения штрафа и запрета на его эксплуатацию.

Владельцы погрузчиков зачастую считают так: поскольку эта техника используется на закрытой территории (склада или предприятия) и не выезжает на дороги общего пользования, регистрировать ее не нужно. В этом случае можно к тому же избежать уплаты транспортного налога и прохождения технического контроля.

Однако подобные действия противоречат действующему российскому законодательству, которое требует регистрации всех транспортных средств, оснащенных поршневым двигателем с объемом более 50 см3 или электромотором мощностью выше 4 кВт. При обнаружении в ходе рейдов такой работающей техники, незарегистрированной в Гостехнадзоре, согласно статье 19.22 КоАП РФ, на юридическое лицо, являющееся владельцем оборудования, налагается штраф в размере 5–10 тыс. руб.; одновременно наказываются должностные лица, допустившие эксплуатацию погрузчиков, не поставленных на учет.

Покупка или аренда?

Каковы преимущества покупки погрузчика? Первое и, наверное, самое главное: техника принадлежит владельцу и может работать 24 часа в сутки без участия посредников. Второе преимущество – экономия средств для бизнеса.

Есть и минусы. Техника изнашивается, поэтому со временем придется покупать запчасти для погрузчика. Если у фирмы несколько предприятий и складов, расположенных в разных частях города, придется купить несколько погрузчиков (для каждого участка) либо спецтехнику для транспортировки погрузчиков между площадками. Обычно при правильной эксплуатации погрузчики окупаются в течение года.

Такую технику, особенно эксплуатирующуюся в две или три смены, следует заменять новой не реже одного раза в три года. Разумно покупать погрузчики одной компании, унифицировав их номенклатуру, чтобы минимизировать расходы на запчасти.

При лизинге преимуществ несколько: относительно низкие ежемесячные платежи, в отличие от покупки в кредит, получение фиксированной ставки финансирования вместо плавающей ставки, возможность использования налоговых льгот, сохранение оборотного капитала и недопущение пожертвований, а также немедленный доступ к самым современным бизнес-инструментам. Приобретение оборудования также отражается в отчете о прибылях и убытках как расходы на аренду, а не на покупку. Если его покупать, баланс фирмы будет менее ликвидным.

Неверное управление заменой оборудования и механизмов в течение жизненного цикла (например, длительного срока эксплуатации) является одной из самых дорогостоящих ошибок, которые ежедневно совершают компании. Лизинг может быть хорошим инструментом для управления заменой.

Однако и лизинг не лишен минусов. Из-за процентных выплат в долгосрочной перспективе можно заплатить больше, чем при оплате наличными. Кроме того, лизинг обязывает держать на балансе компании часть оборудования в течение определенного времени, что может быть проблематично, если бизнес постоянно меняется. Если договор аренды не соответствует заявке, приходится платить за сверхурочную работу или злоупотребления в конце срока (в случае аренды без права собственности или полной выплаты).

Аренда вилочного погрузчика подходит в основном для небольших компаний, с минимальным оборотом. Стоимость аренды на короткий срок вполне приемлемая. При этом в штате компании не нужен механик – ремонт и приобретение запасных частей берет на себя фирма-арендатор. Если фирма, предоставляющая погрузчик в аренду, может также предложить для него водителя, то последнего тоже нет необходимости держать в штате, хотя это не всегда оправданно. Из-за невозможности определить продолжительность некоторых работ (например, загрузки-разгрузки автотранспорта из-за несвоевременной подачи) окончательная стоимость аренды погрузчика может вырасти.

Решая, покупать или арендовать вилочный погрузчик, следует учесть режим и условия эксплуатации машины. Например, если необходимость в погрузчике возникает несколько раз в месяц, приобретать его не стоит. Планируя использовать его длительное время, есть смысл задуматься о покупке. Наиболее перспективны два варианта: долгосрочная аренда и покупка в лизинг.

Долгосрочная аренда и покупка погрузчика с использованием лизинговых механизмов и минимизацией капитального ремонта либо отказом от него и постоянной заменой новыми в течение 2–3 лет весьма актуальны и экономически обоснованы.

Погрузчики б/у в рабочем состоянии могут быть проданы за символическую сумму, например, арендным фирмам, или реализованы на запчасти.

Рекомендации

При выборе поставщика фронтальных вилочных погрузчиков следует руководствоваться не ценой, а надежностью механизмов и сроком их фактической эксплуатации. Погрузчики от надежных и проверенных производителей, как правило, в течение 1,5–2 лет не требуют серьезных (в том числе капитальных) ремонтов и замены колес.

Целесообразно ограничить линейку погрузчиков, применяемых на производстве и складах, например, грузоподъемностью 5, 3 и 2 т. Желательно использовать технику одного производителя, с тем чтобы снизить основные и эксплуатационные затраты, в частности, на запчасти.

Погрузчики, работающие на перевозке грузов между складами и цехами, из-за плохих дорог должны быть дизельными и с пневматическими колесами, а внутрицеховые и внутрискладские – с ДВС (бензин/газ или электропривод) на монолитных (не пневматических) колесах.  

Текст Владимир Падерин