Сила в единстве
В Санкт-Петербурге прошел Биотопливный конгресс
Прошел ровно год, и вот 16 и 17 марта в отеле Crowne Plaza, недалеко от аэропорта Пулково, на традиционный тематический конгресс снова собрались профессионалы биотопливной индустрии. Такая душевная, но при этом деловая атмосфера на отраслевых мероприятиях – большая редкость.
В минувшем году конгресс выпал на период, когда любые собрания стали попадать под запрет, и участники были рады самой возможности встретиться с коллегами и друзьями «вживую» после долгих недель карантина. Кто мог предположить, что недели превратятся в месяцы и даже теперь часть спикеров и слушателей смогут участвовать в форуме лишь виртуально?
Тем не менее в зале собрались больше 90 человек, и они обсудили наиболее важные вопросы отраслевого сегмента: рыночную ситуацию и прогноз развития биоэнергетики, нынешние и перспективные цены на твердое древесное биотопливо, итоги 2020 года для крупнейших игроков, механизмы господдержки экспорта и внутреннего потребления пеллет и брикетов, логистику и стимулирование спроса, внедрение инновационных технологий производства и другие. Приведем лишь несколько фрагментов прозвучавших выступлений.
Алексей Бесчастнов и Нелли Яницкая (StepChange Consulting) подвели итоги 2020 года для крупнейших игроков рынка биоэнергетики, представили тенденции спроса и предложения. Спикеры отметили рост спроса и усиление консолидации, при этом рентабельность оказывается под угрозой. Пеллеты остаются признанным решением для замены угля в промышленной выработке энергии, что способствует стабильному росту спроса. Спрос в промышленном секторе растет быстрее, чем в частном, и в настоящее время определяется несколькими странами (например, Великобританией и Японией).
В отрасли ожидается серьезное повышение мощностей: четыре ведущих поставщика планируют до 2022 года увеличить производство на 30%. Ценообразование в промышленном секторе для крупнейших игроков (по долгосрочным контрактам) стабильное, а затраты сильно зависят от стоимости древесины и транспортных расходов.
С 2005 года мировое производство гранул растет примерно на 2,5 млн т ежегодно. Доля РФ почти не меняется: около 5%; производство в 2020 году составило чуть менее 2,4 млн т. Доля трех крупнейших производителей (Enviva, Drax, Pinnacle RE) выросла с 18% в 2015 году до 21% в 2020 году (оценочно), а к 2022 году может достигнуть 30%.
В 2020 году 1/6 всех гранул, произведенных в мире, была отправлена одной компании. 1/4 мирового объема пеллет выпускают четыре компании: Drax, Enviva, Pinnacle RE, Graanul Invest. Ожидается, что к 2022 году Drax и Enviva станут двумя крупнейшими мировыми производителями гранул. Прогноз на 2022 год предполагает 95-процентную загрузку мощностей всех участников топ-3.
В 2020 году Enviva обеспечила 10% мирового производства пеллет. Британская компания Drax стала производителем номер два, оставаясь и крупнейшим мировым потребителем пеллет (более 25% объема мирового промышленного потребления).
В отрасли много средних игроков: 0,5–1 млн т в год. Россия представлена в этой группе компаниями «ВЛК» и «УЛК». Каковы ее перспективы? К преимуществам следует отнести возможность наращивания объемов, развития локальной базы потребления и вертикальную интеграцию. Россия остается одним из самых конкурентоспособных регионов за счет создания новых масштабных конкурентоспособных производств и альтернативных вариантов использования низкосортной древесины.
Пандемия мало сказалась на крупном пеллетном бизнесе, но повлияла на цены, в частности, на электроэнергию в ЕС и на гранулы в России. «Европейский рынок пеллет – крупнейший в мире», – констатировал в тематическом обзоре директор PelTrade Ltd (Великобритания) Александр Афанасьев. По его данным, в 2019 году потребление в странах Западной Европы составило около 28,6 млн т, в том числе 13,2 млн т для индустриального использования и 17,3 млн т для отопления.
Собственное производство в Евросоюзе оценивается в 21,8 млн т. Недостаток покрывается импортом из Северной Америки и Восточной Европы. Гэп между производством и потреблением уже около 7 млн т. и продолжает увеличиваться.
Зима 2020/21 выдалась в Европе относительно холодной. Пандемия внесла свои коррективы – замерли целые отрасли экономики. В результате потребление биотоплива коммерческими структурами сократилось до 30–40%, но выросли запросы частных домовладельцев.
Докладчик отметил, что в России темпы развития производства пеллет не самые быстрые: 2016 год – 1,1 млн т, 2017 – 1,4 млн т, 2018 – 1,6 млн т (при этом производственных мощностей достаточно для выпуска 3 млн т). Чем это объяснить? У российских производителей несколько проблем:
- отсутствие государственного стимулирования внутреннего спроса;
- ненадлежащая транспортная инфраструктура;
- сложности с привлечением долгосрочных финансовых ресурсов.
При этом есть и очевидные преимущества:
- близость к основным европейским и азиатским рынкам сбыта;
- большой объем недорого сырья для производства;
- относительно дешевые рабочая сила и электроэнергия;
- действующая программа государственного субсидирования логистики для высокотехнологичной продукции.
Перспективы развития экспорта российских пеллет в Южную Корею и Японию рассмотрела аналитик агентства WhatWood Мария Фролова.
Объем древесного сырья для производства пеллет в России, по оценке WhatWood, составляет около 7,5 млн м3 (по входящему сырью). 75% обеспечивает переработка собственных отходов лесопильных производств, еще 15% – сторонняя закупка отходов лесопильных производств, оставшиеся 10% – прочие источники сырья.
По доле в производстве пеллет в России можно выделить три макрорегиона:
- Северо-Запад – 48%.
- Сибирь – 27%.
- Дальний Восток – 10%.
Экспорт пеллет из России последовательно увеличивался с 0,9 млн т в 2015 году до 2,3 млн т в 2020 году. Только за последний год рост составил 19% (1,9 млн т в 2019 году).
Производство пеллет в России будет расти довольно быстро, согласно прогнозу ввода пеллетных мощностей (млн т): 6,8 – в 2021 году; 7,3 – в 2022 году; 8,0 – в 2023 году; 8,5 – в 2024 и 9,0 в 2025 году. Согласно базовому прогнозу WhatWood, к 2030 году объем производства увеличится в 4,7 раза относительно уровня 2019 года.
Основными рынками сбыта, как прежде, будут страны Европы, однако доля азиатских стран увеличится.
Экспорт пеллет будет расти пропорционально растущему объему производства, а вот внутреннее потребление по ряду причин останется на минимальном уровне. По мнению аналитика, запрет экспорта круглых лесоматериалов хвойных пород с 2022 года может стать дополнительным фактором, который ускорит ввод биотопливных мощностей в России. Это подстегнет деревообработку, и прежде всего лесопиление, внутри страны, что создаст дополнительные объемы древесных отходов – сырья для производства пеллет.
Если говорить о крупнейших экспортных рынках Азии, то это Южная Корея и Япония. Да, в сравнении с европейскими, они небольшие, но интересны и перспективны. Импорт пеллет в Корею составил в 2020 году 3 млн т (+0,1% к 2019 году), продукция других стран обеспечивает 90% потребностей. Япония закупила 2 млн т (+26%) импортной продукции, покрывающей 95% потребления.
В Японии ожидается динамичный рост потребления пеллет, по предварительным оценкам, в 2021 году спрос увеличится еще на треть. При этом доля собственного производства в покрытии потребления будет сокращаться.
Растущий спрос на пеллеты в Корее будет обеспечиваться за счет повышения объемов импорта. Несмотря на рост внутреннего производства, оно по-прежнему будет покрывать не больше 5% общей потребности страны.
Структура потребления азиатского рынка существенно отличается от европейского: частное потребление почти нулевое. Рынок Азии может быть надежным и стабильным, но с низкой доходностью для инвесторов.
Выводы аналитиков WhatWood в той или иной мере подтвердил в докладе «Эффективная логистика – ключевой фактор успешности экспорта биотоплива: новые вызовы и перспективы» соучредитель СУПР Александр Махонько. Докладчик назвал основные российские регионы производства пеллет: Красноярский край, Республика Карелия, Иркутская, Архангельская, Ленинградская и Новгородская области.
90% российских пеллет потребляет Европа, 5% – Азия. Существенный рост объемов потребления пеллет в азиатском регионе – важный тренд ближайших лет.
Структуру рынка пеллет в 2019–2020 годах докладчик охарактеризовал в цифрах:
- больше 270 производителей;
- 40 производителей обеспечивают 80% объема рынка;
- в 2020 году произведено около 2,3 млн т пеллет;
- производство в 2020 году по сравнению с 2019 годом выросло на 20%;
- в 2019 году Россия вышла на второе место в Европе по объему производства после Германии (3,1 млн т).
Каковы перспективы развития производства и потребления твердого древесного биотоплива в России? В Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как целевой показатель заявлен годовой объем его производства 5,2 млн т. При этом уже в 2019 году потенциал производства, исходя из объема производственных древесных отходов составлял 6,8 млн т. На 2020–2021 годы заявлены проекты строительства пеллетных заводов мощностью 2 млн тонн.
Весь цивилизованный мир активно сокращает потребление ископаемого топлива в пользу альтернативного, в том числе пеллет. В 2019 году объем потребления пеллет в Европе (включая РФ) составил 29,4 млн т, а произведено было только 17,7 млн т. Запланированный в 2020–2021 годах запуск электрических и тепловых станций, потребляющих ежегодно 2–3 млн т, может привести к дефициту топлива 10–12 млн т в год.
«Потребление пеллет в мире устойчиво растет, и этот тренд сохранится», – заверил докладчик. Прогноз мирового потребления пеллет – 44,5 млн т в 2020 году и 66,4 млн т к 2025 году. Самый высокий потенциал по производству этого вида топлива в мире у России.
В развитии пеллетного рынка большую роль играют грамотно организованные перевозки и складирование гранул. Докладчик рассмотрел возможности и риски перевозки гранул разными способами и усиление конкуренции портовой логистики на основных площадках Северо-Запада РФ.
Лидером среди портов остается Морской порт Санкт-Петербурга, обработавший в 2020 году около 750 тыс. т пеллет. Здесь впервые стали обрабатывать флот грузоподъемностью 30 тыс. т, кроме того, в порту реализуется программа увеличения складских мощностей и перехода на конвейерную загрузку складов и погрузку флота, есть кэптивный терминал компании-трейдера и крытые склады. В связи с кризисом на рынке пеллет Морской порт Санкт-Петербурга значительно нарастил грузооборот, используя возможности клиента-трейдера.
Признанный вторым по значимости кэптивный порт Архангельск обслуживает грузопотоки местных заводов, за 2020 год обработал около 200 тыс. т.
Третий в списке порт Усть-Луга, в котором самый большой складской комплекс, рассчитанный на единовременное хранение до 50 тыс. т. В порту применяются только навалочные технологии; в 2020 году было обработано около 170 тыс. т.
Эти три лидера в 2020 году обработали 50% грузооборота РФ (1 млн т). Возможно увеличение объемов. Ключевой вопрос: хватит ли грузов на всех?
У портовой логистики пеллет на Северо-Западе немало особенностей и проблем, спикер отметил следующие:
- ограниченное число терминалов готово предложить перевалку навалом с возможностью принятия груза с транспортных средств всех типов в любой таре;
- недостаток складских площадей, особенно для хранения груза навалом;
- локальный кризис на рынке пеллет: низкие цены, вызванные падением спроса из-за теплой зимы (затоваривание), пандемии коронавируса, отложенного ввода новых энергомощностей;
- отсрочка заключения новых долгосрочных контрактов;
- крайне ограниченные спотовые поставки груза;
- постоянный рост грузопотока – груз стал интересен всем ключевым игрокам;
- увеличение размеров судовой отправки как новый тренд;
- строительство всепогодного терминала;
- обеспечение чистоты груза при перевалке;
- снижение издержек на перевалку;
- усиление конкуренции за груз;
- снижение ставок перевалки;
- необходимость инвестиций в новые мощности/технологии перевалки.
Доклад руководителя департамента промышленного оборудования и инвестиций СУПР Сергея Исправникова был посвящен организации рентабельного производства биотоплива. В качестве сырья, рекомендуемого для изготовления белых пеллет докладчик назвал щепу, опилки (от лесопиления и после окорки), фанерный шпон и карандаши (без клея). Для выпуска промышленных пеллет подойдут балансы, неделовая и дровяная древесина с корой, горбыль, щепа от мобильных рубительных комплексов, лежалая щепа с пластификаторами. А круглый лес (пригодный для первичной переработки), отходы мебельного и фанерного производства (с клеем), поддоны, строительные древесные отходы и кору не следует использовать как сырье.
Инвестиции в пеллетное производство существенно разнятся в зависимости от исходных условий. Если есть собственная производственная база, приток сырья постоянный и бизнес устойчивый, то доступны кредиты с использованием региональных программ поддержки. При наличии таких активов, как промплощадка и электроэнергия, и договоренностях о сырьевом обеспечении можно рассчитывать на кредиты (при достаточном обеспечении), лизинг, лизинг с государственной поддержкой через МСП. Открытый бизнес, стартовый капитал не менее 40% от инвестпроекта и договоренности о снабжении сырьем позволят оформить кредит (через программу государственной поддержки) и лизинг, войти в активы вместе с поставщиками сырья.
Вариантов продаж отечественных пеллет не много:
- Через российских трейдеров на Европу и Азию.
- Через европейских трейдеров и их представителей.
- Прямым покупателям – энергетическим компаниям.
- Прямым покупателям – коммерческому сектору и бытовым потребителям.
- В виде энергии (электричества и тепла) конечным российским потребителям.
О перспективах твердого биотоплива в низкоуглеродной экономике рассказал заведующий кафедрой СПб ГУПТД, профессор Эдуард Аким, начавший с краткого обзора мировой ситуации с энергоносителями и ее влияния в том числе на климат.
Учтенный объем заготовки древесины в мире составляет около 4 млрд м3 в год.
Древесного угля производится свыше 50 млн т в год, из которых 33 млн т поставляет Африка. Объем добычи каменного угля – около 7,5 млрд т в год (содержание общей серы обычно от 0,2 до 10%). Годовое потребление нефти – около 4,5 млрд т (максимальное содержание сернистых соединений свыше 10%, хотя обычно не больше 6%). Мировой объем потребления крупнотоннажных полимеров – свыше 265 млн т, бумаги и картона – свыше 430 млн тонн.
Для того чтобы перейти к низкоуглеродной экономике и остановить климатический кризис, необходимо активнее заниматься лесовосстановлением и защищать тропические леса, а также срочно озадачиться вопросами улавливания, хранения и использования углерода. В подкрепление своих слов докладчик привел фрагмент выступления генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша 19 февраля 2021 года: «2021 год – решающий для планеты. Еще не поздно все поменять, но мы должны уже сейчас быть уверены в том, что сможем не только обеспечить условия для резкого снижения выбросов в течение ближайшего десятилетия, но и создать новую среду для сохранения биоразнообразия, а также принять ряд серьезных мер для уменьшения загрязнения».
Производство биочара, по мнению Эдуарда Акима, можно рассматривать как одно из направлений секвестирования углерода. Древесный уголь связывает углерод почвы и может повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Но еще никто не пытался выпускать биочар в больших масштабах.
В апреле 2018 года компании Clean Energy Generation (CEG) и Stork объявили о создании глобального партнерства для продвижения биоугольной технологии. Получаемую с ее помощью торрефицированную древесину можно будет использовать на обычных угольных электростанциях в смеси с измельченным каменным углем. Согласно заявлению CEG, каждая тонна биоугля сокращает выбросы CO2 на 2,5 тонны.
Текст и фото: Леспроминформ