VI Международная конференция «Рынок леса и пиломатериалов»
22–23 апреля в Москве прошла VI Международная конференция «Рынок леса и пиломатериалов» компании MaxConference. 150 участников из России и со всего мира работали в очном и удаленном формате. Генеральным информационным партнером мероприятия выступил журнал «ЛесПромИнформ».
Пандемия помогла лесопильному рынку
Вопреки мировым ожиданиям спрос на древесную продукцию в пандемию не упал. Программы помощи жителям разных стран при сокращении возможностей потратить деньги, интерес к индивидуальному жилью и обустройству домов на фоне карантина подстегнули потребление древесины в 2020 году, а снятие ограничений привело вызвало волну отложенного спроса. В связи с этим резко выросли цены на пиломатериалы на всех ведущих рынках, особенно в Северной Америке.
«Думаю, сейчас мы примерно на пике цен, и этот уровень сохранится плюс-минус год: например, котировки фьючерсов на Чикагской бирже на январь 2022 года остаются высокими, – спрогнозировал старший менеджер StepChange Consulting Алексей Бесчастнов. – Это создает российским компаниям возможности на американском рынке: можно устанавливать у себя строжку, силовую сортировку, искать нишевые продукты».
Из-за рекордных цен компании «сидят на большой подушке кэша» и заинтересованы в инвестировании. «В Северной Америке анонсировано появление 5 млн м3 новых лесопильных мощностей, а проекты расшивки узких мест и перезапуска заводов дадут еще столько же. Похожая ситуация в Европе, между регионами будет крепнуть мостик в инвестициях. Россия может остаться в стороне от этой волны, и есть риск отстать от конкурентов по свежести активов. Европейцы продолжают инвестировать в мощности на фоне дешевой “короедной” древесины, однако это создаст проблемы по окончании эпидемии короеда», – напомнил Алексей Бесчастнов.
В 2020 году закрыта крупнейшая сделка в отрасли: West Fraser приобрела Norbord и стала одним из мировых лидеров по производству пиломатериалов, фанеры и плит OSB. Годовой оборот West Fraser равен выручке всей лесопильной отрасли России с серым сегментом или плитной и мебельной отраслей вместе взятых.
15 млн м3 импорта кругляка в Китай уже перешли из России в Новую Зеландию, сообщил директор консалтинговой компании O'Kelly Acumen Глен О'Келли: страна с нуля выросла до крупнейшего поставщика леса в Китай и сейчас экспортирует 50% заготавливаемой древесины. Это создало большие проблемы для местной лесопильной отрасли, и, по оценке Глена О'Келли, дальнейший рост экспорта сильно ограничен.
«В последние годы кругляк поступает в Китай отовсюду: из Австралии, с западного побережья США, а также из Германии и Чехии, – но это временный эффект из-за нашествия короеда. Можно ожидать, что после российского запрета на экспорт леса Китай нарастит поставки пиломатериалов из России и стран Европы. В Канаде проблемы с сырьем, и экспорт оттуда вряд ли вырастет кардинально. В средней перспективе запрет экспорта леса сделает российскую отрасль более конкурентоспособнной, заводы инвестируют в сушильные мощности мирового класса. В долгосрочной перспективе возможно появление глубокой переработки и на Дальнем Востоке, на базе лесопилок», – прогнозирует аналитик.
«Мы ожидаем, что в 2021 году цены сохранятся на апрельском пике, в Европе они пока продолжают расти. В Китае рост замедлился, но страна готовится к олимпиаде в Пекине, будет много строить и взяла вектор на экологичность, что поддержит сильный спрос. В 2022 году можно ожидать снижения цен на 10–15%, – рассказала директор по аналитике Segezha Group Надежда Рязанцева. – Мировой рынок пиломатериалов – это сообщающиеся сосуды. Канада за этот год серьезно уменьшила поставки в Китай и перенаправила объемы в США, Европа сократила поставки в Японию и нарастила в США. В этой ситуации Россия увеличила продажи в Европу. В потреблении хвойных пиломатериалов по-прежнему доминирует строительный рынок: 70% в Европе, 74% в США, 68% в Китае, 75% в странах MENA. В 2021–2023 годах мы ждем появления 7 млн м3 новых мощностей: в России – производства хвойных пиломатериалов, а в Европе – по глубокой переработке, это трамплин для сохранения маржинальности и хеджирования рисков, так как сырье все дороже и недоступнее».
Директор бизнес-департамента Китайской ассоциации оборота древесины и лесопромышленной продукции Шэнь Вэй подтвердила, что Китай расширяет спектр поставщиков древесины. По итогам 2020 года импорт леса из Японии вырос на 23%, до 1,15 млн м3 – это результат продвижения японским правительством своих поставщиков. Одним из быстрорастущих направлений стали поставки сосны из ЮАР.
Потребление древесины по-прежнему будет расти. Программа развития контейнерных маршрутов по Евразии позволила наладить железнодорожные поставки в отдаленные регионы Китая. Тем временем в центральных и западных провинциях бурно развиваются инфраструктура и жилищный рынок. Китайские потребители обращают внимание на экологичную продукцию, и подушевое потребление древесины 0,4 м3 скорее всего вырастет до среднемирового уровня: 0,7 м3. «Власти Китая планируют, что к 2030 году страна пройдет пик парниковых выбросов и к 2060 году достигнет углеродной нейтральности. Увеличение потребления будут сдерживать строгое жилищное законодательство и постепенное старение населения и прекращение его роста», – заключила Шэнь Вэй.
Директор по маркетингу и коммуникациям «Илим Тимбер» Святослав Бычков остановился на экспорте пиломатериалов в США. 90% поставок приходится на Канаду, 8,5% – на Европу (ель и сосна из Германии, Швеции, Австрии, Румынии). Штаты покупают строганые пиломатериалы, поэтому доля финских лесопилок невелика. Продукцию поставляют в порты атлантического побережья балком и контейнерами.
«При мировых ценах $400–420 американские $750 заставляют многих задуматься: "Почему мы еще не там?" Однако стоит оценить свою моральную устойчивость. Цены в США весьма волатильные, стандарты специфические, это консервативная и конкурентная территория», – пояснил спикер. С другой стороны, это емкий, стандартизированный и прозрачный рынок. Там весьма компактная спецификация, небольшое разнообразие сечений и длин. При текущих ценах рынок США может стать небольшим, но премиальным сегментом в корзине продаж.
Продукция с Северо-Запада России по американскому продуктовому стандарту попадает в категорию северных хвойных пиломатериалов, аналогичных европейским, и относительно легко может получить сертификацию. Сибирским компаниям будет намного сложнее, а без сертифицирования отсекается самый объемный и дорогой строительный сектор, заключил Святослав Бычков.
«На регион MENA приходится 14% глобального импорта пиломатериалов, – сообщил глава проекта Centersource Technologies Амир Рашад. – До пандемии это был самый динамичный строительный рынок в мире, его главными драйверами выступали правительственные проекты доступного и социального жилья. Отложенные после карантина проекты возобновляются. В Египте в 2020 году инвестиции в недвижимость составили $44 млрд. 70% пиломатериалов в стране потребляет строительный сектор, 30% – столярный. Сейчас товарные запасы ниже 200 тыс. м3, поэтому востребованы все сечения, включая нестандартные для Египта. С 1 июля 2021 года вступает в силу новая электронная декларация для экспортеров, которую нужно предоставить таможне до отправки груза из порта».
На другом крупном рынке региона, в Саудовской Аравии, темп задают такие инфраструктурные программы, как Land Bridge стоимостью $7 млрд, предполагающая к 2030 году построить автомобильные и железные дороги, которые соединят восток и запад страны.
Японский рынок охарактеризовал директор по продажам и логистике «ММ-Хольц Ефимовский» Павел Старков: 8 млн м3, из них 5 млн м3 – импорт. Наибольший объем потребляется в традиционном каркасном домостроении, его позиции все еще сильны, поскольку даже дети, получившие дом от родителей, перестраивают его под себя. Основу потребления составляет сухая доска для ламинирования в клееные балки и столбы и строганая мабашира. В сегменте ламины из-за дефицита ели в последние пять лет растет доля сосны, даже в производстве столбов. Цены на японском рынке в ближайший год будут приближаться к конкурентным на других рынках: в потреблении восходящий тренд, а предложение не очень большое.
Что в других секторах?
«В России, наконец, заработали СПИК 2.0 и Соглашение о поощрении капиталовложений, и, судя по опросу, доверие отрасли к этим инструментам поддержки за год резко выросло. Также запущена программа льготных кредитов на строительство деревянных домов», – рассказал партнер EY Андрей Сулин.
Самые динамичные сегменты российского ЛПК – это упаковочный картон (+16,4% среднегодового роста в 2009–2019 годах), СГИ (+12,2%), пеллеты (+7,4%), фанера (+6,8%) и целлюлоза (+6,0%), причем темпы роста в основном опережают среднемировые. Ожидается, что доля возобновляемых источников энергии к 2029 году вырастет с 16 до 21%, интерес к отрасли проявляют и частные, и государственные структуры, включая «Росатом».
«На ЛПК приходится 6,7% несырьевого неэнергетического экспорта из России, – сообщила Елена Смирнова, руководитель проекта по поддержке экспорта ЛПК в Российском экспортном центре. – В нестабильном 2020 году самым популярным инструментом поддержки РЭЦ у лесопромышленников стало страхование краткосрочной дебиторской задолженности. Скоро центр запустит компенсацию сертификации на внешних рынках, включая стандарты PEFC и FSC».
«Среди трендов, которые усилила пандемия, резкое снижение потребления газетной и журнальной бумаги. Stora Enso закрывает два больших целлюлозных комбината в Европе и снижает производство на 35%, а годовой оборот – на €600 млн», – сказал гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. Другой нарастающий тренд – спрос на экологичное жилье: если XX век был веком бетона, XXI имеет все шансы стать веком дерева. В пандемию производители смогли быстро остановить производство, но провалили возвращение в бизнес, когда спрос стал быстро расти, в связи с чем на рынке домостроения возник дефицит и стали повышаться цены.
«В 2020 году объем ввода деревянного жилья стал рекордным в России с 2009 года – 16 млн м2, это 39% всех малоэтажных домов или 19,5% всего жилья», – сообщила руководитель направления «Пиломатериалы и КДК» управления по маркетингу Segezha Group Анастасия Богдан. На фоне роста цен многие заявки на дома были перенесены и формируют отложенный спрос. Увеличилась доля коттеджного строительства, растет спрос на домокомплекты заводского производства и высокой степени готовности. 50% домов – каркасно-панельные, 40% – бревенчатые, 10% составляют остальные технологии, в том числе клееный брус и фахверк – новая и перспективная ниша. Емкость рынка КДК в домостроении заводской готовности оценивается в 130 тыс. м3, в 2020 году его рост составил 5%. Многоквартирное строительство из дерева помогло бы государству расселить ветхое жилье. Законодательные вопросы постепенно урегулируются, но есть еще одно ограничение: не хватает проектировщиков, готовых работать с деревом.
Генеральный директор «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин» Антон Зебанц охарактеризовал ситуацию на российском плитном рынке. Производство ДСП к 2030 году должно вырасти с 8 млн до 10 млн м3, а MDF – с 3,3 млн до 5,2–5,3 млн м3. Возможен рост экспорта этих материалов в Европу и Китай. А рынок OSB в России на ближайшие годы насыщен и вряд ли будет расти, по мнению топ-менеджера.
Завод в Гагарине – один из крупнейших в группе Egger, в год потребляет 1,5–1,6 млн м3 балансов и отходов лесопиления. Компания вместе с коллегами пытается наладить переработку вторичного сырья: старой мебели, поддонов, упаковки. В Европе около 40% ДСП состоит из вторичного сырья, и Антон Зебанц считает, что в крупных российских городах потенциал развития этой модели очень высокий, особенно с учетом проблемы мусорных полигонов в России.
На мировом рынке отмечается тренд перехода от стандартных плит на специализированные, в 2020 году в Австрии и Германии большим спросом пользовались плиты Egger с антибактериальной поверхностью.
Директор направления «Столярные изделия. Развитие товарных рынков» Leroy Merlin Елена Безганс рассказала о потреблении древесной продукции в сегменте DIY. Поставщики плит стали распиливать для магазинов сети стандартные панели до форматов 1/2 и 1/4. Изучив потребности клиентов, компания вместе с поставщиками стала выставлять в витринах толстые OSB-плиты для формирования полов с соединением «шип – паз». В магазинах появился LVL-брус стандартных сечений, а вагонку заменяют современными дизайнерскими решениями. Расширяется ассортимент нестандартных заготовок: российским потребителям, как и во всем мире, все больше хочется создавать авторские вещи. Появились дизайн-проекты целых квартир, тестируется продажа террас и лестниц под ключ. Компания ищет стратегических поставщиков. Общая потребность сети в России – 270 тыс. м3 пиломатериалов и профилированных досок в год, 100 тыс. м3 фанеры и 200 тыс. м3 плит OSB.
Директор по корпоративным отношениям UPM Россия Наталия Малашенко представила новейшие разработки финского концерна. Стартовавший в 2015 году проект производства биодизеля на талловом масле окупился, и UPM построит второй завод на 500 тыс. т в Финляндии или Нидерландах – на порубочных остатках или абиссинской горчице. Биодизель концерна уже используется для общественного транспорта Хельсинки, а в смеси с обычным дизелем его можно найти и на финских заправках. Среди других проектов нафта для производства биопластиков (упаковка напитков), завод биохимикатов стоимостью €550 млн в Германии (возобновляемые гликоли, лигнин и пр.), наноцеллюлозный гидрогель для выращивания клеток в лабораториях, пластырь из древесины березы, композитная террасная доска из отходов этикеточного производства, чернила для 3D-печати для производства мебели.
По данным директора по развитию Союза участников пеллетного рынка Александра Махонько, на 2021–2022 годы запланировано открытие 1 млн т новых пеллетных мощностей, не считая перезапуска «Выборгской целлюлозы» Segezha Group. Две теплые зимы в Европе привели к тому, что в 2020 году цены на древесные гранулы неуклонно снижались (–20% за год). Резко уменьшила потребление Швеция, зато выросли поставки в Бельгию и налажены регулярные продажи в Южную Корею. Нарушить нисходящий тренд сейчас может только японский рынок, на который в 2020 году начала поставлять пеллеты Россия. С запуском программ перехода на биотопливо потребление в Японии может вырасти с нынешних 2 до 10 млн тонн.
ОАО «РЖД» ввело второй тарифный класс для пеллет, что повысило стоимость перевозки на 80%. Выросли вдвое и ставки фрахта. С другой стороны, упростилась логистика, когда в морском порту Санкт-Петербурга стали обрабатывать крупнотоннажный флот (30 тыс. т). Упростить перевалку сибирским заводам помогло использование 20-футовых контейнеров.
Консультант агентства WhatWood Марина Зотова сообщила, что, согласно предварительным данным Рослесхоза, лесозаготовка в России в 2020 году составила 220 млн м3 (+0,5% к предыдущему году). Всего 7% древесины отправлено на экспорт, 24 млн м3 остались в лесу. По оценкам агентства, выпуск пиломатериалов в России составляет 42 млн м3, плит – 15 млн м3, целлюлозы – 9 млн т. Из 7,5 млн м3 древесных отходов производится 3 млн т пеллет, а 9 млн м3 отходов пока не востребованы. Объем перевозки леса по железной дороге в I квартале 2021 года остался на уровне прошлого года: 5 млн м3. Но отмечено падение на 22% в Иркутской области. В 2021 году прогнозируется рост экспорта фанкряжа в Китай, а в России локальная нехватка фанкряжа и елового пиловочника.
Подготовлен проект постановления о пошлине на экспорт досок естественной влажности. Его могут утвердить, но, по оценкам WhatWood, это мало скажется на отрасли: ставка пошлины всего 10%, при этом в Сибири и на Дальнем Востоке 55% пиломатериалов подвергаются камерной сушке, на Северо-Западе – 65%.
Советник генерального директора Архангельского ЦБК Наталья Пинягина обратила внимание, что Стратегия развития ЛПК предусматривает резкий рост выпуска целлюлозы при необъяснимой стагнации тарного картона и санитарно-гигиенических изделий. В документе также не учтено пространственное размещение предприятий и не проведена оценка внешних рынков: государству следовало сначала выявить точки экспортного роста, определить емкость внешних рынков и на основе этих данных стимулировать бизнес выпускать соответствующую продукцию глубокой обработки.
Сырьевое обеспечение отрасли стало темой серьезной дискуссии. «Проблему представляет не только объем экспорта фанкряжа, но и его качество: китайцы покупают спецкряж для рубашечных слоев. В России растет производство шпона китайскими компаниями. Их заводы отличает низкая культура производства, и с ними сложно конкурировать. Было бы правильным квотировать экспорт фанкряжа и стимулировать переработку низкосортной древесины», – считает директор по закупкам и логистике компании «Свеза» Борис Диденко.
«В министерстве слышат голос лесопромышленников, но отрасль давно шла к запрету экспорта леса, и меры поддержки позволят перейти к переработке леса внутри страны», – выразил уверенность руководитель отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности в Минпромторге Григорий Гусев. С ним согласился Святослав Бычков: «Мы с удовольствием купим лес, который останется в Иркутской области. Это своевременное решение. Уверен, что опытные профессионалы нашей отрасли справятся. Пока нет сигналов, что происходит нечто драматичное».
А руководитель отдела закупок «Эггер Древпродукт Гагарин» Денис Колосков возразил: «Невозможно нашу огромную страну грести под одну гребенку – условия везде разные. В Смоленской области заготовка немало зависит от погоды, а заготовительные компании маленькие. Не хотелось бы увидеть, как люди станут уходить из отрасли, ведь если уйдут завтра, послезавтра они не вернутся».
Лесной кодекс и логистика
«Принятые в феврале 2021 года поправки в Лесной кодекс должны замкнуть цепочку производства и максимально упростить жизнь легальным крупным компаниям – так начал второй день конференции глава Рослесхоза Иван Советников. – Цифровизация поможет избавиться от бумажного документооборота и сделать отрасль прозрачнее. Также наша задача – разорвать этот круг лукавства, когда одни и те же цифры кочуют из материалов лесоустройства в лесную декларацию, а затем с неизбежностью в отчеты».
Главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг» Александр Мариев и проректор ВИПКЛХ Ирина Вуколова представили законодательные изменения в подробностях. В законе появилось понятие «места складирования древесины». К обязательным электронным документам (отчету об использовании лесов, сопроводительному документу, декларации о сделке с древесиной) добавляются два отчета: о балансе древесины по складу и о переработке древесины. Большая часть информации легко вводится в мобильном приложении с помощью выпадающих списков. Из 27 подзаконных актов в 2021 году вступают в силу одиннадцать. С начала 2023 года система ЛесЕГАИС будет поглощена новой ФГИС ЛК.
«Централизация полномочий выгодна компаниям, работающим сразу в нескольких регионах, но увеличение объема отчетности не упростит жизнь бизнесу, – посетовал GR-директор Архангельского ЦБК Николай Кротов. – Появились избыточные обязательства: например, в отчете нужно указывать маршруты, хотя транспорт уже оснащен требуемыми законом приборами геолокации. Осталась в законе и норма, по которой арендаторы должны самостоятельно тушить лесные пожары».
«Первоначальная сеть лесных дорог во всех странах создавалась при поддержке государства, у частных компаний на первом этапе не хватает ресурсов», – отметил заместитель гендиректора «Свезы» Борис Френкель. ЛПК может внести больший вклад в экономику, на российскую продукцию есть спрос. Но нужно смелее развивать интенсивное лесопользование и решить проблему дисбаланса сортиментов. Из-за строительных норм и правил строительство ЦБК в России сейчас было бы на 15–20% дороже, чем в Финляндии. Борис Френкель выступил с предложением создать государственную горячую линию, чтобы компании могли консультироваться по изменениям в лесном законодательстве.
Оборот древесины в 3-ФЗ регламентируется без использования отраслевых терминов, что затрудняет его применение. Проект унифицированной классификации терминов представил директор компании «Лесэксперт» Анатолий Курицын, предложивший пока распространить действие 3-ФЗ только на сортименты: «Ведь если нет нелегального пиловочника, не может быть нелегальных пиломатериалов».
Перевозки лесных грузов в контейнерах будут расти, в этом году рост составит 5,9%, как прогнозирует руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук. На контейнеры переходят и другие отрасли промышленности. Устаревшие платформы списываются, их парк будет сокращаться.
«Стоимость перевозки лесных грузов на платформах – 1,42 руб./ т-км, в полувагонах – 2,07 руб./ т-км», – сообщила и. о. начальника Департамента перевозок промышленных грузов и ТНП «Первой грузовой компании» Ирина Капитанова.
Член совета директоров AKUTU Inc. Олег Масленников сравнил данные о речных перевозках до морских портов со станций Пластун (Дальний Восток) и Нанаймо (Канада): отгрузка из обоих портов в пандемию упала на треть, при этом из Пластуна сократились поставки в Японию, из Нанаймо – в Китай, но в период после пандемии канадцы нашли дополнительный рынок в Южной Корее. По мнению эксперта, контейнеризация вряд ли будет доступна сегменту индустриальных пеллет, кроме Южной Кореи, которая заинтересована в пустых контейнерах, будучи экспортером грузов.
«Дефицит подвижного состава поможет снизить активное строительство фитинговых платформ», – считает директор по продажам и развитию бизнеса FESCO Алексей Кравченко. Переток грузов в 2020 году на сухопутные погранпереходы связан с рядом факторов: китайскими субсидиями, нехваткой доступного оборудования в Петербурге, ростом фрахтовых ставок и увеличением периода оборачиваемости контейнеров. Чтобы снизить нагрузку на погранпереходы, компания предлагает сотрудничать и обмениваться подвижным составом, распределять отправки географически и быть готовым к гибким схемам и смене маршрутов.
Руководитель направления экспорта грузов лесной промышленности компании «Модуль» Александра Соколова рассказала о совместном с Maersk и Global Ports проекте – регулярном контейнерном поезде из Петербурга в порт Восточный и обратно.
«Лесные грузы в I квартале 2021 года по объему отгрузки на РЖД с долей 8,6% уступали только химикатам и соде, годовой рост составил 7,3%», – сообщил Александр Ахмедов, замдиректора по продажам и клиентскому сервису «ТрансКонтейнер». Компания ежегодно вводит в оборот тысячи контейнеров и может вводить еще больше по запросам клиентов, готовых к долгосрочному планированию. Для решения проблемы заторов на погранпереходах «ТрансКонтейнер» сотрудничает с властями китайских провинций по управлению сквозной перевозкой на территории КНР.
Текст Кирилл Баранов