Xylem
Создан по законам природы
Деревянный павильон Xylem, вдохновленный культурой народов Африки, возведен в арт-центре североамериканского штата Монтана по всем законам «зеленого» строительства. Фрэнсис Кере спроектировал его так, чтобы можно было проводить и шумные литературные вечера, и сеансы медитации.
Павильон площадью 195 м2 построили в 2019 году из древесины сосны и ольхи. По словам архитектора, «ни одно живое дерево в процессе строительства не пострадало»: были использованы только обрезки и деревянные материалы, оставшиеся в результате профилактических рубок.
Xylem стал своеобразной доминантой арт-центра, созданного фондом Сидни Э. Франка Tippet Rise, который и прежде поддерживал Фрэнсиса Кере, организовавшего строительство экологически устойчивых и климатически обустроенных школ в Западной Африке. Одна из них планируется в Буркина-Фасо, в деревне Гандо, где архитектор родился.
Соучредитель Tippet Rise Foundation художница Кэти Холстед и ее абстрактные картины стали источником вдохновения для Фрэнсиса Кере и помогли вписать объект в сложный холмистый ландшафт.
Павильон стоит в природной седловине между основными объектами арт-центра, в начале пешеходных маршрутов, поляна напротив небольшого ручья Гроув Крик, обрамлен осинами и березами. В Xylem посетители могут собраться, чтобы поговорить, полюбоваться видами или просто посидеть в одиночестве и тишине.
Гости Tippet Rise Art Center повсеместно контактируют с живой природой, а в Xylem получают символический доступ к самой сокровенной части растительного мира – «сердцу деревьев». Объект привлекает внимание нестандартностью архитектурного решения и выбора материалов для строительства.
Архитектор использовал принципы возведения традиционных хижин, которые часто можно видеть в деревенских общинах на западе Африканского континента. Павильону присущи черты тогуны – сакрального сооружения в деревнях догонов, где ведут переговоры старейшины. Сосновые бревна навеса собраны в пучки, размещенные в шестиугольных ячейках-«сотах» модульной конструкции из погодоустойчивой стали, закрепленной на семи металлических опорах. Массивная и в то же время воздушно-легкая крыша сверху напоминает соцветие тысячелистника. Укрытие не только защищает от солнца, но и обеспечивает вентиляцию затененного пространства внизу. Разноуровневая волнистая конструкция павильона перекликается с окружающим ландшафтом. Солнечные лучи проникают между вертикальных бревен, и причудливую игру света и тени можно видеть на расставленных внизу сиденьях «органических» форм и круглой бетонной платформе в основании постройки.
По материалам открытых источников