Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Stora Enso Timber − преимущество в качестве

Stora Enso Timber является торговым и производственным подразделением концерна Stora Enso с объемом продаж 1,2 млр евро в год. Компания включает 28 лесоперерабатывающих предприятий различного профиля, на которых работают 4600 сотрудников по всему миру. В настоящий момент компания Stora Enso осваивает новые активно развивающиеся рынки стран Азии, Китая, Латинской Америки и, разумеется, Российской Федерации. Твердая рыночная позиция в секторе деревянного домостроения и уникальные технические инновации компании позволяют говорить об успешной реализации эффективной маркетинговой стратегии. Детали нам сообщил директор Stora Enso Timber по маркетингу в России Пекка ХЯМЯЛЯЙНЕН.

− В настоящий момент лесопромышленные компании со всего мира находятся под воздействием грядущего повышения таможенных пошлин на круглый лес. А изменится ли стратегия развития компании Stora Enso?

Пекка Хямяляйнен

− На настоящий момент в этой сфере все необходимые меры для достижения равновесия компанией Stora Enso уже предприняты. При этом, конечно же, следует учитывать различия между обстоятельствами, изменившимися в связи с повышением пошлин, в России и Финляндии. В данном случае это две различные стороны, на каждую из которых у Stora Enso существует особая экономическая стратегия. И то, что происходит в Финляндии: какие проблемы существуют и как они решаются, − я предпочитаю оставить без комментариев.

Сейчас сложно сказать, какие изменения произойдут в лесном секторе Финляндии и России. Но, безусловно, небезынтересно будет наблюдать за ними в будущем.

− Расскажите, пожалуйста, об участии Stora Enso Timber в специальном проекте постройки жилищного поселка Кюмлено.

− Участие в выставке-ярмарке малоэтажного жилья в коттеджном поселке Кюмлено − немаловажная часть маркетинговой кампании Stora Enso Timber в России, которая представляет собой активно развивающийся рынок с точки зрения лесной промышленности. Проект «Кюмлено» в сфере деревянного домостроения − это отличная возможность укрепить позиции Stora Enso Timber в России и привлечь новых покупателей.

В данном случае мы поставляли материалы из Финляндии для строительства трех домов в Кюмлено. Включая детали деревянных конструкций, необходимых для строительства каркасного дома, полностью подготовленные для использования строительными компаниями на наших фабриках, а также многие другие детали внешней и внутренней отделки домов, в том числе декор. Декор одного из этажей домов в Кюмлено мы осуществляли совместно с двумя финскими партнерами: компанией Artek (производитель дизайнерской мебели) и Pukkila (производитель керамической плитки). Официальных постоянных партнеров у нас сейчас нет. Возможно, в будущем будет необходимо установление партнерских отношений с российскими компаниями, которые могли бы выступать в качестве дилеров и распространителей нашей продукции. Повторюсь, что нашей конечной целью стала возможность для российского потребителя «вживую» оценить все достоинства продукции Stora Enso Timber.

− В настоящий момент в России функционируют два деревообрабатывающих завода Stora Enso Timber. Как продвигается процесс освоения российского рынка лесной промышленности с этой точки зрения?

Коттеджный поселок Кюмлено
Коттеджный поселок Кюмлено

− В России действуют два деревообрабатывающих предприятия Stora Enso Timber: лесозавод в городе Питкяранта (Импилахти) в Карелии и завод в поселке Неболчи в Новгородской области. Первый завод мы построили в 2003 году. Дополнительные инвестиции были вложены в расширение обоих заводов в 2007–2008 годах. В 2005 году мы начали активную маркетинговую кампанию. Деревообрабатывающий завод в Новгородской области заработал вновь совсем недавно, после расширения производства, запустили в том числе и столярное производство. В начале этого года мы сделали большие финансовые вливания, и потому сейчас, несмотря на небольшое снижение объемов продукции, уровень производительности неуклонно возрастает. Строительство новых заводов пока не планируется, так как продолжаем расширять существующие, которые обещают большую прибыль и значительноеное укрепление позиций компании в секторе деревообрабатывающей промышленности РФ. Если эти положительные прогнозы развития двух вышеупомянутых предприятий подтвердятся, будем продумывать планы о строительстве новых производств.

− А как вы прокомментируете актуальный в настоящий момент экономический кризис?

− Я думаю, только время покажет, к чему приведут текущие критические изменения в экономике. Однако, поскольку кризис больше затрагивает международную рыночную банковскую сферу, вряд ли это сможет существенно повлиять на ситуацию в деревообрабатывающей промышленности. На развитие нашей компании это точно никак не повлияет. Мы продолжим освоение локального российского рынка.

− В таком случае какие направления рыночного развития характеризуют маркетинговую политику Stora Enso Timber в России?

− Мы нацелены на освоение всего российского рынка, в особенности на северо-западе и юго-западе России, в том числе в Московской области. Мы готовы предложить нашим российским заказчикам
высококачественную продукцию. Качество − одно из наших главных преимуществ на российском рынке, что поможет нам преодолеть жесткую конкуренцию даже в сложных условиях кризиса.

− Какова, по вашему мнению, специфика освоения растущего российского рынка по сравнению с не менее активно развивающимися рынками Китая, Индии, Латинской Америки?

− В России слабо развита деревообрабатывающая промышленность. Тогда как во всем мире, включая европейские страны и Китай, в секторе деревянного домостроения функционирует значительно больше предприятий для производства окон, дверей и других строительных конструкций. В России чрезвычайно мало компаний, производящих готовый продукт для строительства домов, а также работающих на экспорт. Я думаю, для того чтобы найти около 20 крупных заказчиков в России (эта цифра приблизительно совпадает с необходимым количеством заказчиков в Финляндии), нам, безусловно, потребуются время и серьезные усилия. Именно такая цифра необходима для установления стабильного функционирования предприятий. Однако мы уверены, что деревообрабатывающий сектор будет быстрее развиваться в России. Возможно, новая государственная политика в этой сфере сможет оказать положительное влияние.

− Намерены ли вы внедрять новые технологии Stora Enso в России, в частности Effex?

− Да, разумеется, однако эта уникальная технология переработки древесины и, скорее всего, продукция под торговой маркой Effex появятся в России не раньше марта 2009 года. Данная технология может быть использована при изготовлении полов, потолков и других элементов внутренней отделки. В России мы занимаемся также производством клееного бруса и клееных конструкций из него для строительства домов. Кроме того, мы производим продукты для упаковки, хотя и не в такой мере, как предприятия деревообрабатывающего сектора лесной промышленности. Кроме того, мы являемся членами Ассоциации деревянного домостроения. Для нас участие в мероприятиях ассоциации − ещё один эффективный способ представить свою продукцию российскому производителю. Например, в ноябре мы планируем участвовать в двухдневной конференции, организованной ассоциацией. Основной акцент на презентацию продуктов компании мы планируем сделать в следующем году.

− Есть ли у вас конкуренты и, если есть, как бы вы охарактеризовали деятельность последних?

− У нас два вида конкурентов. Первая категория − это локальные российские лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, производящие не больше 2–3 тыс. м пиломатериалов в год. Их цены намного ниже, но и качество значительно уступает качеству продукции Stora Enso Timber. Есть мелкие компании и в сфере упаковки и ЦБП. Однако эти фирмы с разными названиями появляются и исчезают, их цены настолько ниже, насколько и качество товаров. Другая категория конкурентов − это некоторые крупные компании из Германии, Финляндии и Австрии, производящие продукцию в России, а также некоторые российские компании. Их стратегия в целом схожа с маркетинговой стратегией Stora Enso Timber.

Однако мы стремимся сформировать клиентскую базу в России, осознавая, что этот рынок не дешев, а порой даже более дорогой, нежели, скажем, в Финляндии. В то время как многие из наших западных конкурентов до сих пор полагают, что российский деревообрабатывающий сектор − дешевый и легко осваиваемый рынок, предлагающий продукты низкого качества, поэтому их представления можно было бы назвать «старомодными».

− Каким образом вы осуществляете освоение рынка и его деление в соответствии с различными категориями клиентов?

− Для того чтобы увеличить базу клиентов, которая постепенно растет, мы тщательно изучаем рынок и проводим многочисленные исследования уже на протяжении трех лет.

Такой подход позволил нам разработать корректную стратегию поиска потребителя и способы наиболее продуктивной коммуникации с ним.

В российском ЛПК в качестве клиентов мы заинтересованы в предприятиях, работающих в деревообрабатывающем секторе лесной промышленности, а также в секторе деревянного домостроения. Последняя категория более сложна для нашей работы, так как в России древесина в строительстве не используется столь широко, в основном преобладают монолитные конструкции.

− Какие трудности, препятствующие развитию Stora Enso Timber, вы видите в российском ЛПК: транспортная инфраструктура, профессиональный уровень сотрудников на заводах компании?..

− Да, одна из проблем − это плохо развитая транспортная система в России. Весной главные дороги в Карелии и в Новгородской области доставляют нам много хлопот. Также большой проблемой являются ограничения по весу перевозимых товаров и высокая цена на сами перевозки. Что касается персонала, на начальной стадии открытия заводов в России в 2002–2003 годах мы отобрали наилучших специалистов из Санкт-Петербурга и Петрозаводска, которых мы обучали в Финляндии. Затем они вернулись в Россию для управления заводами в качестве топ-менеджеров. Такая стратегия оказалась вполне успешной. Кроме того, мы постоянно проводим интенсивные тренинги для всех сотрудников предприятий Stora Enso Timber в России.

− Как бы вы охарактеризовали деятельность компании Stora Enso Timber за последние пять лет?

− Мы развиваемся стабильно и успешно осваиваем рынок. Однако в России все происходит чрезвычайно медленно. Фактор, тормозящий развитие наших деревообрабатывающих предприятий, − долгий и трудный процесс административной и юридической деятельности, которую приходится осуществлять на начальной стадии реализации проектов. Что же касается взаимоотношений с нашими клиентами, мы устанавливаем гармоничные, а главное, долгосрочные и доверительные отношения с заказчиком, снабжая его качественной продукцией и постоянно поддерживая. Мы создаем для них комфортную ситуацию, оказавшись в которой они всегда останутся в выигрыше и получат качественный продукт. Причем качество Stora Enso Timber для наших клиентов не изменится ни сегодня, ни завтра, ни через год. Мы продолжим активно продвигать бренд Stora Enso Timber в России, и количество наших заказчиков с каждым днем, безусловно, будет расти.

Беседовала Ольга ТРОСКОТ