Новый план импортозамещения приведет к вытеснению иностранной мебели
Постепенный рост спроса на мебель и восстановление нарушенных из-за пандемии производственных цепочек привели к увеличению доли импортной продукции на российском рынке до докризисного уровня. Принятый правительством отраслевой план импортозамещения не только позволит переломить эту тенденцию, но и принесет предприятиям отрасли 120–130 млрд руб. в год. Это существенный прирост в масштабах мебельного рынка, оборот которого составляет 540 млрд рублей.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило план по импортозамещению в лесопромышленном комплексе, в котором прописана необходимость увеличения доли российской продукции на мебельном рынке с 58% по итогам 2020 года до 70% до 2024 года. Предприятия, участвующие в программе импортозамещения, могут рассчитывать на господдержку, которая, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности и инновационности их продукции. Конкретные меры поддержки должны быть определены в ближайшее время. По аналогии с поддержкой предприятий других отраслей речь может идти о получении льготных кредитов или компенсации логистических затрат при экспорте в обмен на увеличение объемов производства продукции, попавшей в программу импортозамещения. Это решение позволит представителям отрасли увеличить загрузку мощностей и объем продаж.
Повысить требования к уровню импортозамещения в мебельной отрасли Минпромторгу предложила Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), в мае направившая в ведомство соответствующее письмо. Ранее, весной 2021 года, ассоциации удалось убедить правительство в необходимости вернуть запрет госзакупок импортной мебели, из-за которого российские производители ежегодно теряли миллиарды рублей.
«Представители мебельной отрасли столкнулись с подорожанием иностранных комплектующих и ростом цен на сырье, что увеличивает себестоимость производства. В этих непростых условиях импортозамещение может не только поддержать участников рынка, но и стимулировать их инвестиции в развитие и повышение производительности, – считает Александр Шестаков, генеральный директор "Первой мебельной фабрики", президент АМДПР. – Политика государства по сокращению доли иностранной продукции уже дала плоды в виде технического перевооружения существующих мебельных производств и создания новых. Это позволило российским игрокам укрепить рыночные позиции и продемонстрировать, что их продукция способна выдержать конкуренцию с сертифицированными иностранными аналогами как по цене, которая на 10–15% ниже, так и по качеству».
Увеличение доли российской продукции на мебельном рынке – стратегическая задача АМДПР. Необходимость этой меры связана с возобновлением роста доли импортной продукции из Китая и стран Западной Европы на российском рынке. Во время вызванного пандемией экономического кризиса доля импорта снизилась с 50 до 42%, однако по мере роста внутреннего спроса и восстановления нарушенных логистических цепочек она достигла 47–49%.
Сейчас загрузка мебельных производств составляет не больше 70%, что говорит о наличии задела для роста производительности и вытеснения импорта. По оценке АМДПР, экономический эффект от этой инициативы составит для отрасли 120–130 млрд руб. в год. Кроме того, это позволит создать тысячи новых рабочих мест и обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет примерно 50 млрд руб. ежегодно.
Текст АМДПР