Европа на пути к отказу от угля
Целый ряд европейских стран уже заявили о полном отказе от использования угля в энергетике. Правда, много и занимающих выжидательную позицию по этому вопросу.
АВСТРИЯ. Цель – отказ от угля к 2020 году. В январе 2018 года министр окружающей среды Австрии Элизабет Кёстингер заявила, что страна откажется от использования угля к 2020 году. Позднее цель ускоренного отказа от угля в энергетике была закреплена в финальной версии Национального плана по вопросам энергии и климата (НПЭК), представленного правительством Австрии в декабре 2019 года.
На сегодня в стране работает всего одна угольная электростанция мощностью 246 МВт в коммуне Меллах. Энергетическая компания Verbund, эксплуатирующая станцию, объявила о прекращении сжигания угля до конца 2020 года. Это будет означать полный отказ Австрии от угля для выработки электроэнергии.
БЕЛЬГИЯ. Уголь не используется с 2016 года. Это первая и пока единственная в ЕС страна, где действующие угольные электростанции были полностью заменены более чистыми источниками энергии. Последнюю угольную ТЭС в стране вывели из эксплуатации в марте 2016 года. Отказ от использования угля стал результатом поэтапного закрытия старых электростанций, выбросы которых не соответствовали нормативам ЕС по охране окружающей среды.
БОЛГАРИЯ. Планы отказа от угля не обсуждаются. К настоящему времени окончательный вариант НПЭК на рассмотрение Европейской комиссии не представлен. Предложенный в декабре 2018 года проект НПЭК не предполагал значительных сокращений использования угля в 2020–2030 годы.
Принятие мер для отказа от угля в энергетике не является приоритетом государственной политики страны. В стране работают 10 старых угольных электростанций общей мощностью более 5 ГВт. Об их закрытии никто не заявляет. Правительство Болгарии надеется на лояльное отношение Европейской комиссии, которое позволит электростанциям продолжать работать в прежнем режиме.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Цель – отказ от угля к 2025 году. Это первая страна в мире, объявившая о планах поэтапного сворачивания угольной энергетики. Закрытие всех угольных электростанций к 2025 году было анонсировано в 2015 году, незадолго до начала климатического саммита в Париже. В январе 2018 года правительство подтвердило планы отказа от угольной энергетики, но внесением необходимых изменений в законодательство продолжается. Предполагается, что с октября 2025 года будет установлен жесткий лимит выбросов парниковых газов на угольных электростанциях, который не позволит им работать без применения технологий улавливания и хранения углерода (Сarbon capture and storage, CCS), включающих сбор СО2 на промышленных и энергетических источниках, транспортировку к месту хранения и долгосрочную изоляцию от атмосферы. Главной целью улавливания и хранения углерода является борьба с глобальным потеплением, а также загрязнением окружающей среды.
После введения в 2013 году углеродного налога для электростанций установленная мощность и объем угольной генерации в стране резко сократились. Эта положительная динамика позволила премьер-министру Великобритании Борису Джонсону заявить в феврале 2020 года, что полный отказ от угля, вероятно, произойдет на год раньше анонсированного срока.
ВЕНГРИЯ. Цель – отказ от угля к 2030 году. Эксплуатируется единственная электростанция мощностью 884 МВт, работающая на буром угле. Будучи вторым производителем электроэнергии в стране (15% общего объема генерации), эта угольная электростанция в районе Матра входит в число стратегически важных объектов национальной электроэнергетической системы, поэтому вывод ее из эксплуатации связан со значительными техническими, экономическими и социальными сложностями.
Тем не менее на саммите ООН по климату в Нью-Йорке в сентябре 2019 года президент Янош Адер заявил, что Венгрия прекратит использовать уголь для производства энергии к 2030 году. Позднее эта цель была зафиксирована в итоговой версии НПЭК.
ГЕРМАНИЯ. Цель – отказ от угля к 2038 году (по возможности к 2035 году). В общей сложности мощность действующих угольных электростанций в стане составляет более 40 ГВт. Сжигание большого количества угля на ТЭС стало одной из причин невыполнения климатических обязательств страны к 2020 году. В октябре 2019 года правительство ФРГ приняло масштабную программу по защите климата – Klimaschutzprogramm 2030, в которой содержится план действий по достижению национальных целей в сфере климата, охраны окружающей среды и использования ВИЭ. Одним из главных пунктов программы является поэтапное снижение суммарной мощности угольных ТЭС: в 2022 году до 15 ГВт для бурого угля и 15 ГВт для каменного угля; в 2030 году до 9 ГВт и 8 ГВт соответственно, к 2038 году полный отказ от использования угля в энергетике.
График остановки отдельных электростанций на буром угле в соответствии с программой уже согласован. Строительство новых электростанций запрещено. В 2026, 2029 и 2032 годах предписано проверить возможность досрочного отказа от угольной генерации – в 2035 году.
Окончательный вариант НПЭК Германии к настоящему моменту не разработан. В проекте НПЭК даты отказа страны от угля в энергетике не указаны.
ГРЕЦИЯ. Цель – отказ от угля к 2028 году. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис объявил в сентябре 2019 года на климатическом саммите ООН в Нью-Йорке, что к 2028 году страна закроет все электростанции, использующие уголь в качестве топлива. Эта цель была затем зафиксирована в НПЭК.
В декабре 2019 года государственная энергетическая компания PPC сообщила о планах прекращения эксплуатации всех угольных электростанций в стране к 2023 году. Единственная угольная ТЭС, судьба которой в настоящее время не ясна, это строящаяся Ptolemaida V мощностью 660 МВт. Проект соответствует высоким экологическим и энергетическим стандартам, поэтому, возможно, станция будет запущена и продолжит работу до 2028 года.
ДАНИЯ. Цель – отказ от угля к 2030 году. Впервые о планах поэтапного отказа от угля в энергетике к 2030 году Дания заявила в ноябре 2017 года, в числе первых стран вступив в «Альянс против угля». Позднее это обязательство было внесено в НПЭК.
В 2017 году крупнейшая датская энергетическая компания Ørsted (ранее DONG Energy) объявила о закрытии угольных электростанций к 2023 году. На климатическом саммите ООН в сентябре 2019 года генеральный директор Ørsted Хенрик Поулсен заявил, что к 2022 году компания перестанет использовать уголь. Тем не менее угольные ТЭС, не входящие в Ørsted, вероятно, будут работать до 2030 года.
ИРЛАНДИЯ. Цель – отказ от угля к 2025 году. В марте 2018 года министр Ирландии по климатическим действиям Денис Нотен объявил, что страна вступила в «Альянс против угля» и прекратит производить энергию из угля к 2025 году. На саммите ООН по климату в 2019 году премьер-министр Ирландии Лео Варадкар подтвердил эту дату.
Окончательный вариант НПЭК к настоящему времени еще не опубликован, но в проекте документа, представленного Европейской комиссии в декабре 2018 года, поставлена цель отказаться от угля к 2025 году.
Кроме того, в конце 2019 года в Ирландии вступил в силу запрет использования угля для печей и каминов в крупных городах. В Дублине такой запрет был введен еще в 1990 году, теперь еще в 13 городах с населением свыше 10 тыс. человек.
ИСПАНИЯ. Отказ от угля обсуждается. До настоящего момента четких обязательств полного отказа от угля в энергетике нет, хотя руководство страны прорабатывает различные сценарии возможного замещения угольной генерации. Достаточный потенциал производства возобновляемой энергии в стране позволяет закрыть угольные электростанции без ущерба для энергетической безопасности.
В июне 2018 года министр экологических преобразований Испании Тереса Рибера в интервью упомянула о планах закрытия угольных электростанций к 2025 году. «В 2030 году в стране не будет угольных электростанций, но я верю, что они закроются сами по себе, без нашего вмешательства», – заявил в ноябре 2018 года государственный секретарь по энергетике Хосе Домингес Абаскаль. Затем он подтвердил, что к июню 2020 года девять из четырнадцати угольных электростанций Испании закроются, так как их работа не соответствует законодательству ЕС в сфере охраны окружающей среды.
В проекте НПЭК Испании, опубликованном в феврале 2019 году, написано, что «угольные электростанции прекратят обеспечивать потребителей энергией не позднее 2030 года, поскольку им будет трудно конкурировать с другими технологиями вследствие ужесточения экологических требований».
В феврале 2019 года парламент Балеарских островов, входящих в состав Испании, утвердил закон об изменении климата и энергетическом переходе, который устанавливает конечную дату отказа от угля в энергетике. Согласно закону последняя угольная электростанция на Балеарских островах, в Алькудии, должна быть закрыта к 2025 году.
ИТАЛИЯ. Цель – отказ от угля к 2025 году. В октябре 2017 года правительство объявило о прекращении использования угля к 2025 году в рамках Национальной энергетической стратегии. На саммите ООН по климату в 2019 году председатель совета министров Италии Джузеппе Конте подтвердил эту дату. В настоящее время отказ от угля для генерации электроэнергии к 2025 году фигурирует как цель в итоговой версии НПЭК Италии.
НИДЕРЛАНДЫ. Цель – отказ от угля к 2030 году. Правительство объявило о планах по закрытию угольных электростанций к 2030 году в коалиционном пакте, обнародованном в октябре 2017 года. В декабре 2019 года в стране принят закон о запрете угля для производства электроэнергии, в котором установлены крайние сроки отказа от этого вида топлива. Электростанции, построенные в 1990-х годах, должны перестать сжигать уголь к 2025 году, построенные позже – к 2030 году. Обязательства отказаться от угля к 2030 году закреплены также в НПЭК, представленном Европейской комиссии в ноябре 2019 года.
На текущий момент в стане эксплуатируются четыре угольные электростанции суммарной мощностью примерно 4,5 ГВт. Три из них были запущены в 2015–2016 годах, следовательно, к моменту закрытия они отработают меньше половины нормативного срока службы.
В октябре 2018 года апелляционный суд в Гааге вынес постановление, согласно которому Нидерланды должны добиться сокращения выбросов CO2 относительно уровня 1990 года минимум на 25% к 2020 году. В настоящее время выбросы снизились только на 21%, поэтому для выполнения решения суда правительству, возможно, придется принять дополнительные меры для закрытия угольных электростанций раньше запланированного срока. В 2017 году их оставалось семь, и они генерировали 35% всей электроэнергии в стране.
В 2020 году производство электроэнергии угольными электростанциями относительно объема 2019 года снизилось в два раза – на 9,7 млрд кВт·ч. «Угольная» электроэнергия составила около 8% общего объема производства электроэнергии.
НОРВЕГИЯ. Доля угля крайне мала. Единственная небольшая угольная электростанция мощностью 7,5 МВт удалена от материковой части страны и расположена в административном центре полярного архипелага Шпицберген г. Лонгйир. Это основной производитель энергии в городе, обеспечивающий теплом и электричеством промышленный сектор и население. Электростанция была построена в 1982 году, и ежегодно проводится техническое обслуживание и ремонт устаревшего оборудования.
В настоящее время министерство нефти и энергетики Норвегии рассматривает варианты модернизации системы энергоснабжения г. Лонгйир, которая, как подчеркивают в правительстве страны, должна быть устойчивой, надежной и экономически эффективной.
ПОЛЬША. Планы отказа от угля не обсуждаются. Несмотря на то что действующие старые угольные электростанции представляют серьезную угрозу здоровью людей и состоянию окружающей среды, в стране нет четких установок на замену угля в энергетике. «При наличии собственных месторождений каменного и бурого угля ожидается, что угольная генерация будет иметь важное значение для обеспечения стабильности и надежности системы электроснабжения. Однако доля угольной генерации будет систематически сокращаться. В 2030 году она достигнет 56–60%, и к 2040 году тенденция к снижению сохранится», – указано в НПЭК Польши.
На текущий момент в стране строятся пять новых угольных электростанций. Правительство поддерживает угольную энергетику, но ряд польских оппозиционных партий призывают отказаться от угля в 2035–2040 годах.
ПОРТУГАЛИЯ. Цель – отказ от угля к 2023 году. В ноябре 2017 года во время климатического саммита ООН в Бонне Португалия присоединилась к «Альянсу против угля», заявив тем самым о своем решении исключить использование угля в электроэнергетике к 2030 году. Через два года премьер-министр Португалии Антониу Кошта объявил, что две последние угольные электростанции в стране, в городах Пегу и Синиш, закроются в 2021 и 2023 годах соответственно, и это обязательство закреплено в НПЭК Португалии. То есть отказ от угля произойдет на семь лет раньше установленного срока.
РУМЫНИЯ. Планы по отказу от угля не обсуждаются. В Румынии работают восемь угольных ТЭС суммарной мощностью примерно 5 ТВт. Электростанции, введенные в эксплуатацию в 1964–1987 годы, уже исчерпали свой ресурс и оказывают сильное негативное влияние на окружающую среду. Тем не менее проект энергетической стратегии предусматривает, что в 2035–2050 годы ежегодная выработка электроэнергии из угля в стране составит 14,9 ТВт·ч, всего на 14% ниже уровня 2017 года (17,3 ТВт·ч). Строительство нового энергоблока 600 МВт угольной ТЭС в г. Ровинари рассматривается в стратегии как одна из приоритетных целей развития национального энергетического сектора.
Окончательный вариант НПЭК Румынии к настоящему времени на рассмотрение Европейской комиссии не представлен. В предложенном ранее проекте НПЭК не было обязательства по выходу из угля в 2020–2030 годы.
СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ. Цель – отказ от угля к 2025 или 2040 году. После принятия в феврале 2020 года новой энергетической стратегии страна стала первой на Западных Балканах, объявившей о планах по прекращению использования угля. Два представленных в стратегии сценария устанавливают отказ от угля к 2025 году, третий предполагает закрытие ТЭС на буром угле в г. Битола до 2040 года. Ожидается, что окончательное решение о сроке отказа от угля будет принято в этом году.
СЛОВАКИЯ. Цель – отказ от угля к 2023 году. 18 июня 2019 года президент страны Зузана Чапутова и премьер-министр Петер Пеллегрини объявили, что к концу 2023 года страна прекратит сжигать уголь для производства электроэнергии. В том же году Словакия вступила в «Альянс против угля».
В 2018 году министр экономики Питер Жига заявил, что с 2023 года государство откажется от субсидирования добычи угля, который используется на одной из самых грязных ТЭС страны в г. Новаке.
В НПЭК Словакии обязательств по отказу от угля нет.
СЛОВЕНИЯ. Цель – отказ от угля к 2050 году. Планы по уходу от угольной энергетики долгое время оставались довольно размытыми. В первоначальных версиях НПЭК сроки закрытия угольных ТЭС или не указывались, или ставились в зависимость от разных условий (сценариев развития страны). В конце января 2020 года министр инфраструктуры Словении Аленка Братушек, выступая в Любляне, представила обновленный вариант НПЭК, который содержит улучшенные целевые показатели во многих областях. Согласно документу Словения намерена сократить использование угля в энергетике на 30% к 2030 году, окончательный отказ от угля планируется не позднее 2050 года.
После общественных слушаний обновленный вариант НПЭК будет представлен словенскому правительству и после утверждения передан на рассмотрение в Европейскую комиссию.
ТУРЦИЯ. Планы по отказу от угля не обсуждаются. На угольную генерацию приходится более трети суммарного производства электроэнергии в стране. Национальная энергетическая политика поощряет добычу угля, используемого в качестве топлива на ТЭС, для сокращения зависимости страны от импорта газа. Суммарная мощность угольных электростанций в настоящее время составляет примерно 18 ГВт. Однако Турция официально объявила о планах увеличения угольной генерации до 30 ГВт к 2023 году.
ФИНЛЯНДИЯ. Цель – отказ от угля к середине 2029 года. В октябре 2018 года правительство представило проект закона, запрещающего производство электроэнергии из угля с 1 мая 2029 года. После рассмотрения в парламенте он был одобрен в феврале 2019 года. Закон предусматривает создание фонда в размере €90 млн для поддержки энергетических компаний, которые обязуются прекратить сжигать уголь до 2025 года. Отказ от угля в энергетике к 2029 году закреплен как цель в НПЭК Финляндии, опубликованном в 2019 году.
ФРАНЦИЯ. Цель – отказ от угля к 2022 году. На конференции ООН по климату в 2016 году в Марракеше президент Франсуа Олланд принял обязательство поэтапного отказа от угля в стране к 2023 году В 2017 году президент Эммануэль Макрон подтвердил данное обязательство, но перенес крайний срок его выполнения на 2022 год.
А в июне 2019 года отказ от угля к 2022 году был закреплен в законе об энергетике и климату, который предусматривает ограничение выбросов парниковых газов с 1 января 2022 года, и эта мера должна сделать работу угольных электростанций убыточной.
Окончательная версия НПЭК Франции к настоящему моменту не представлена.
ХОРВАТИЯ. Планы по отказу от угля не обсуждаются. Единственная угольная ТЭС в Пломине состоит из двух энергоблоков: мощностью 210 МВт эксплуатируется в обычном режиме, планов его закрытия нет, введенный в строй в 1969 году мощностью 125 МВт остановлен, так как нуждается в ремонте, оператор рассматривает вопрос о целесообразности его модернизации.
В НПЭК Хорватии не содержит обязательства по отказу от угля.
ЧЕХИЯ. Отказ от угля обсуждается. В августе 2019 года для всесторонней оценки возможности отмены угольной генерации в стране была создана специальная «угольная комиссия», рассмотревшая в январе 2020 года три возможных варианта отказа от угля: быстрый (к 2030–2035 году), умеренный (к 2035–2045 году) и медленный (к 2045–2050 году). Правительство предполагало получить выводы и предложения комиссии к сентябрю 2020 года, чтобы иметь возможность принять окончательное решение о сроках отказа от угля в стране к концу 2020 года, но до сих пор окончательного решения нет.
В НПЭК Чехии, опубликованном в ноябре 2019 года, доля угольной генерации в общем объеме производства электроэнергии в стране к 2040 году должна быть 11–21%. Для сравнения: в 2016 году из угля генерировано около половины всей электроэнергии в стране.
ШВЕЦИЯ. Цель – отказ от угля к концу 2020 года. Стремится стать первой в мире промышленно развитой страной, свободной от ископаемого топлива. В феврале 2017 года энергетическая компания Fortum Värme анонсировала закрытие последней угольной электростанции в стране к 2022 году, а в декабре 2019 года объявила о досрочном отказе от угля – к завершению отопительного сезона 2019/2020.
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА, СЕРБИЯ, КОСОВО, ЧЕРНОГОРИЯ. Планы по отказу от угля не обсуждаются. Эти страны региона Западные Балканы не входят в ЕС. В них эксплуатируются 16 угольных электростанций общей мощностью 8,8 ГВт. В Боснии и Герцеговине, Сербии и Косово собираются построить новые угольные ТЭС общей мощностью 5,7 ГВт. Часть проектов суммарной мощностью 1,5 ГВт уже согласованы, остальные анонсированы, но пока не получили разрешения на строительство.
АЛБАНИЯ, КИПР, ЛАТВИЯ, ЛИТВА, ЛЮКСЕМБУРГ, МАЛЬТА, ШВЕЙЦАРИЯ, ЭСТОНИЯ. Уголь для производства электроэнергии не используется. В настоящее время в этих странах нет угольных электростанций и их строительство не планируется.
В Швейцарии уголь играет второстепенную роль. Согласно данным федеральной энергетической статистики, уголь обеспечивает не больше 0,4% потребляемой энергии в стране. Более 4/5 импортируемой энергии, получаемой за счет бурого угля, используют цементные заводы, уже планирующие перейти на другие источники энергии.
Однако швейцарская энергетика все же связана с углем. Многие ведущие энергетические компании страны в последние годы активно инвестировали в угольные электростанции, правда, за рубежом.
Текст
Сергей Передерий, s.perederi@eko-pellethandel.de