Особенности национального спроса в период кризиса
Наибольшее падение спроса производители мебели ощутили на продукцию средней ценовой категории. Однако, когда он начнет повышаться, в выигрыше окажутся отечественные предприятия.
Рынок мебели в России ещё относительно молод − основные игроки присутствуют на нем не более 15–20 лет. Поэтому говорить о четких тенденциях на рынке стало возможно только сейчас.
По оценке правительственных экспертов, в России мебель производят 5770 предприятий, среди которых более 500 крупных и средних. Интересно, что доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года увеличилась почти в два раза.
Согласно официальной статистике, объемы потребления мебели (включая офисную и специальную) за последние пять лет выросли более чем в два раза: в 2000 году россияне покупали мебель в среднем на $9 на человека, а в 2004‑м − уже на $20. К примеру, французы тратят на мебель до 200 евро в год, немцы − до 300.
В целом рынок мебели характеризуется растущей емкостью, связанной с повышением уровня доходов населения и значительным объемом операций на рынке недвижимости.
Самыми быстрыми темпами рынок мебели развивается в северо-западной части России. На долю этого региона, по оценкам экспертов, приходится 10–15% российского рынка производства мебели. По итогам первого полугодия 2007 года производство мебели выросло здесь на 25% (относительно аналогичного периода 2006 года), а в предыдущие годы рост рынка мебели на Северо-Западе РФ составлял около 15%.
Крупными покупателями российской мебели являются Казахстан, Белоруссия и Украина. По итогам 2006 года экспорт её в страны СНГ увеличился более чем в полтора раза, а в дальнее зарубежье остался на прежнем уровне. При этом объемы поставок по обоим направлениям практически сравнялись.
По оценке заместителя генерального директора Ассоциации мебельной промышленности России Андрея Шнабеля, в прошлом году рынок мебели вырос не менее чем на 20%. Повышение спроса на продукцию мебельных фабрик директор компании «Феликс» Илья Кондратьев называет «своеобразным индикатором развития экономики страны».
Вместе с тем этот «индикатор» отреагировал и на сокращение спроса, и на падение объемов производства, характерные для российской экономики в последнее время. «Снижение спроса производители мебели ощутили только во второй половине марта. До этого момента продажи были на уровне показателей 2008 года. Наша компания производит корпусную мебель в средне-среднем и средне-высоком ценовом сегментах. В нынешних условиях это самые устойчивые сегменты рынка, − отмечает менеджер по маркетингу фабрики „Севзапмебель“ Виктория Солева. − Экономсегмент пострадал от кризиса в первую очередь. Производители мебели экономкласса уже в ноябре заговорили о снижении спроса на свою продукцию. Спрос в этом сегменте упал почти на 30%».
Снизился покупательский интерес и к сегменту импортной мебели класса люкс. «Спрос на мебель класса люкс отечественного производства пострадал, я думаю, незначительно. А вот на рынке продаж импортной мебели (в первую очередь производства Италии, Испании и Германии) он весьма ощутим − 20–30%, так как в результате роста курсов валют эта мебель значительно подорожала. Кроме того, из-за немалых сроков доставки из-за рубежа такая продукция резко дорожает уже в процессе самой доставки. Когда клиент заказывает гарнитур, его цена в евро или долларах соответствует курсу на тот момент, но пока мебель едет, курс растет, и, соответственно, когда она прибывает на место назначения, стоит она уже дороже», − говорит Виктория Солева.
Уверенно рос, но…
До недавнего времени импорт мебели уверенно рос. Только за последние 10 лет он увеличился в два раза. Общий объем продаж мебели на российском рынке, по неофициальным данным, составляет около $4,6 млрд.
В 2005 году объем потребления мебели (включая офисную и специальную) на одного россиянина, по официальным данным, составил $22 и 32.
В 2003 году доля импорта составляла 43,1% от всего объема продаваемой мебели, а сегодня − около 50%. Однако в конце 2004 года впервые были введены пошлины на импорт мебели, учитывающие её ценовую и товарную категорию. Увеличились пошлины на ввоз недорогой продукции, которая составляла до 80% мебельного импорта в России, что незамедлительно вызвало сокращение объемов поставок. Так, например, в 2005 году импорт мебели только из Белоруссии снизился на 9%. Параллельно с повышением пошлин на готовую мебель были снижены с 20 до 10% тарифы на ввоз комплектующих (фасадов, стекла, кромок, фурнитуры). В результате отечественные производители смогли в больших объемах использовать импортную фурнитуру.
Российским производителям тяжелее всего конкурировать с иностранными в сегменте спален и гостиных. Зато в сфере офисной мебели отечественные производители позиции не сдали, а, наоборот, по словам Андрея Шнабеля, уверенно закрепились на рынке. «В секторе мебели для персонала российские производители полностью вытеснили европейских, а азиатских вообще на рынок не пустили», − говорит он. Рост производства офисной мебели отчасти связан с производством базового сырья − древесно-стружечных плит, в том числе и облицованных. Так, в последнее время возобновили работу заводы по выпуску ДСтП, которые простаивали в 1990‑е годы. Сегодня российские плиты вполне могут конкурировать с недорогим импортом: отечественные заводы при изготовлении ДСтП используют те же связующие смолы, облицовочную бумагу и декоры, что и иностранные производители.
Для дома и офиса
По статистике, около 75% мебельного рынка составляла мебель для дома. В этом сегменте наибольшие продажи пришлись на корпусную, мягкую мебель и мебель для кухни. Лидирующее положение корпусной мебели соответствует общемировым тенденциям. Однако с 2004 года в секторе корпусной мебели наметилась стагнация, связанная с тем, что в сегменте корпусной мебели для гостиных (шкафы, модульные программы) очевиден спад производства. На рынке отмечается замещение шкафов и стенок встраиваемой мебелью, спад продаж мебели для гостиных.
Потребление мягкой мебели в России превышает среднеевропейский уровень в полтора раза: у россиян диван или тахта не только предмет интерьера, но и основное место для сна. По мере увеличения площади жилья, приходящейся на одного гражданина России, прогнозируется падение спроса на мягкую мебель, которую заменят спальные гарнитуры и стационарные кровати.
Спрос на кухонную мебель в России также значительно ниже, чем в среднем по Европе. С 2001 года этот сегмент стали активно развивать отечественные и белорусские производители.
В последние годы значительно вырос спрос на кухонную мебель на заказ (в основном её по чертежам заказчика производят небольшие фирмы).
По мнению экспертов, лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома у корпусной мебели для комнат и прихожих − 32% продаж. Мягкая мебель по объему продаж заняла 23% рынка. На третьем месте кухонная мебель (16%), за ней идут мебель для спальни (14%), детская (3%), встроенная (2,5%). Меньше всего в нашей стране продается мебели для ванных комнат, которая занимает 1,8% рынка.
В целом же «докризисный» объем продаж домашней мебели составил $3,2 млрд. При этом следует отметить значительную долю импортной продукции в общем объеме − около 50%, то есть $1,6 млрд. По оценкам экспертов, импорт мебели за последние несколько лет в целом вырос на четверть, тогда как российское производство − только на 13%. Однако кризис может изменить соотношение спроса в пользу отечественных производителей.
Быстро рос и рынок офисной мебели. Сейчас доля этого сегмента в общем объеме продажи мебели примерно на уровне 20%. Эксперты отмечают, что российский рынок офисной мебели в прошлом году рос даже быстрее, чем в предыдущие, когда показатель роста составил около 13%.
В денежном выражении суммарный объем российского рынка офисной мебели в 2006 году составил $1–1,1 млрд. Однако с этой оценкой согласны не все: некоторые эксперты полагают, что реальный объем этого сегмента уже перевалил за $1,3–1,5 млрд и его доля в общем объеме рынка составляет сейчас 25%.
Современный российский рынок офисной мебели характеризуется жесткой конкуренцией. Ситуацию ещё больше обостряет выход на рынок новых игроков, однако, по мнению аналитиков, перспективы на длительный срок имеют только крупные компании. Уже сейчас эксперты отмечают, что российские фирмы в основном работают в нише дешевой мебели, тогда как зарубежные игроки со своими представительствами в России занимают «дорогой» рынок. И пока российские компании не готовы составить достойную конкуренцию западным, особенно в сегменте элитной мебели.
Мебель экономкласса наиболее востребована и продается в основном через мебельные магазины. Большинство российских компаний работают именно в этом сегменте. Элитную же мебель отличают эксклюзивность и, как следствие, высокая цена. Объемы продаж в натуральном выражении, как правило, незначительны. Развит сектор авторской мебели и мебели на заказ.
Мебель премиум-класса выпускается из натурального сырья (что в большой степени определяет цену). Её отличают высокое качество и известность торговой марки. Продвижение такой мебели осуществляется через мебельные салоны.
В последние два-три года выделился такой сегмент мягкой мебели, как «эксклюзив», или мебель на заказ. Особенно это заметно на московском рынке мягкой мебели. Объясняется выявившаяся тенденция ростом благосостояния покупателей, потребностями заказчиков в большем комфорте и высоком качестве, а также ростом объемов продаж квартир в сегменте премиум.
А дизайн − западный
Чуть менее половины всей мебели России изготавливается в Центральном федеральном округе. Особенно быстрыми темпами растет мебельное производство в Москве (в 2008 году его объем составил 170% к объемам 2005 года).
Большинство производителей мебели из дерева работают на иностранном оборудовании − оно позволяет изготавливать качественную продукцию. «На нашей фабрике импортное оборудование − в России не производят станки должного качества. Исторически сложилось так, что мебельные производства работают на немецком оборудовании, как на самом оптимальном», − отмечает Виктория Солева.
Российские мебельщики привлекают зарубежных дизайнеров для разработки новых моделей. К примеру, так поступают на петербургской Первой мебельной фабрике, где иностранцы участвуют в разработке моделей кухонной мебели. По мнению генерального директора Первой мебельной фабрики Александра Шестакова, менеджер из Германии «подтянет» слабые звенья производственной цепи и окончательно выведет российско-германское предприятие на проектные мощности. В основе производства мебельной фабрики «Дана» испанские технологии. Так или иначе с иностранными партнерами сотрудничают все крупные мебельные производители.
Изготовители прогнозируют, что спрос на мебель и в дальнейшем будет зависеть от развития экономической ситуации. «Если опять начнется курсовая истерия валют, население будет сбрасывать деньги и вкладывать в товары длительного спроса. Некоторые эксперты говорят о том, что в конце этого года будет новая волна роста курсов, а значит, и роста спроса на мебель в конце этого года. Если же кризис будет развиваться стабильно, с плавным ростом курсов валют, скорее всего, спрос будет падать и дальше − население вложит деньги в у. е. и будет выжидать. В этой ситуации рост продаж следует ожидать не ранее 2010 года», − считает Виктория Солева. Вместе с тем спросу на мебель присуща сезонность, и в течение этого года вне зависимости от состояния экономики в стране спрос на мебель упадет к лету, а со второй половины июля начнет повышаться.
В результате роста спроса на мебель в выигрыше будут в первую очередь отечественные производители, что, по прогнозам участников рынка и экспертов, подстегнет их к качественному развитию. Большое будущее предрекают и российским производителям мебели класса люкс.
Милана ЧЕЛПАНОВА