Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Кадры

Школьные лесничества

Колыбель кадров для лесного хозяйства

Работа лесничего издавна была призванием не в меньшей степени, чем профессией. Крайне неудачные реформы лесного законодательства прошлого десятилетия, а также довольно нелепые требования антикоррупционного законодательства привели к тому, что были «выбиты» целые династии лесничих, которые десятилетиями жили в лесу, растили и оберегали его, передавали опыт из поколения в поколение. Оскорбительно низкие зарплаты работающих в лесничествах профессионалов и сейчас не способствуют решению кадровой проблемы.

День профориентации «Школьное лесничество – наше будущее»
День профориентации «Школьное лесничество – наше будущее»

Если лесопромышленники мотивированы прибылью, то работники лесничеств фактически только любовью к лесу, а ее необходимо прививать с раннего детства. И эту важную функцию выполняют школьные лесничества, закладывающие у детей любовь к лесу и его глубокое понимание и обеспечивающие приток кадров в лесное хозяйство да и лесной комплекс в целом.

О проблемах и перспективах работы школьных лесничеств мы беседовали с кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом кафедры лесного хозяйства Вологодской ГМХА Владимиром Вернодубенко, который много лет курирует работу школьных лесничеств Вологодской области.

– Как вы участвуете в развитии движения школьных лесничеств?

Рабочая встреча по развитию школьных лесничеств
Рабочая встреча по развитию школьных лесничеств

– Я куратор по взаимодействию со школьными лесничествами Вологодской области от кафедры лесного хозяйства Вологодской ГМХА. Стремлюсь оказывать посильную помощь и поддержку школьным лесничествам. Таких кураторов в области еще несколько. Конечно, в развитии движения школьных лесничеств области заинтересованы гораздо больше людей, вплоть до руководства региональных департаментов, таких как департамент лесного комплекса и департамент образования. Они оказывают немалую помощь.

– Почему важно заниматься школьными лесничествами? Какими должны быть эти организации?

Школьное лесничество «Лес» Бабаевский район
Школьное лесничество «Лес» Бабаевский район

– Есть такой слоган «Школьные лесничества – наше будущее». Убежден, что для лесной отрасли он должен стать аксиомой. Развитие школьных лесничеств – это прежде всего возможность с ранних лет заинтересовать неравнодушных к лесу ребят и затем профессионально ориентировать их и обучить лесным специальностям. Если это получится, то скорее решится вопрос, связанный с дефицитом кадров для лесного комплекса.

Движение школьных лесничеств не новое явление для нашей страны, в СССР оно было достаточно развито. Его создание было блестящей идей, демонстрирующей системное мышление ее авторов, которые понимали важность планомерной и непрерывной подготовки кадров для отрасли. Очень хорошо, что такие структуры, как школьные лесничества, сейчас стали возрождать. Ведь далеко не все, что было создано раньше и уже проверено временем, плохо. Многие разработки доказали свою эффективность, и хорошо, что их не стали отбрасывать, а, взяв за основу, поставили на современные рельсы.

Мероприятия кафедры в День профориентации
Мероприятия кафедры в День профориентации

Школьное лесничество – это прежде всего дружный коллектив единомышленников, созданный для того, чтобы изучить и понять простые лесные истины, а также оказать посильную помощь природе и лесам. Каким оно должно быть – вопрос сложный. В 2020 году вышел семилетний программно-методический комплекс для школ «Школьное лесничество», подготовленный коллективом авторов Воронежского лесотехнического университета им. Г. Ф. Морозова, он размещен на официальном сайте Рослесхоза. В нем составители выделили три уровня подготовки: стартовый, базовый и продвинутый. Считаю, что комплекс вполне реалистичен для использования и при определенных условиях может служить основой организации деятельности школьного лесничества. А условия – это оснащение всеми необходимыми учебными материалами, наборами и инструментами, которое наблюдается далеко не во всех школьных лесничествах. Я сторонник единого подхода к организации деятельности школьных лесничеств по базовым направлениям. Но, конечно же, в каждом коллективе возможны уникальные особенности выстраивания работы.

– Как давно вы помогаете развивать движение школьных лесничеств?

Представители лесного кадетского класса
Представители лесного кадетского класса

– Лес мне был небезразличен с детства, можно сказать, он у меня в генах, ведь я представитель уже четвертого поколения лесной династии. В детстве я узнал о существовании школьных лесничеств и хотел стать участником этого движения. Но, к сожалению, как раз тогда этих организаций в нашей стране и не стало... Когда я окончил академию, вновь возродилось движение трудовых студенческих отрядов, и я даже год был комиссаром отряда «Штиль», названного так в честь марки бензомоторного инструмента. Мы занимались исключительно проведением лесохозяйственных уходов с применением этого инструмента, отсюда и название. После того как я ушел из отряда, началось возрождение общественных объединений молодежи, в частности школьных лесничеств. Позже государство стало поддерживать это движение. Была разработана программа развития школьных лесничеств на 2018–2027 годы. С конца 2018 года я и решил заняться работой, связанной с этими организациями.

– Что сделано в регионе для развития школьных лесничеств?

Церемония награждения призеров олимпиады
Церемония награждения призеров олимпиады

– В процедуре открытия школьных лесничеств кафедра лесного хозяйства не участвовала и не участвует, это всегда была инициатива объединения школьников, желающих пополнить ряды движения. А процедура открытия весьма непростая, поскольку за каждым школьным лесничеством должен быть закреплен учебный участок леса с оформлением комплекта документов. В настоящее время в Вологодской области функционирует более 40 школьных лесничеств, которые объединяют свыше 700 участников. На стадии открытия еще ряд школьных объединений – претендентов. В Перьевской школе Вологодского района есть даже лесной кадетский класс, его курирует Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Далеко не в каждом регионе действует столько школьных лесничеств, у некоторых наших соседей результаты гораздо скромнее. Задачу нашей кафедры и свою я вижу в оказании методического сопровождения и консультационной помощи существующим школьным лесничествам, этим мы и занимаемся в настоящее время. На основе государственной программы развития движения мы составили свою дорожную карту, содержащую те же пункты, только раскрытые в соответствии со специ­фикой и возможностями нашего региона. Часть мероприятий согласно договорам о сотрудничестве кафедра лесного хозяйства проводит вместе с партнерами, а часть параллельно с нами проводят партнеры, ответственные за развитие школьных лесничеств.

В 2019 году на базе Вологодской ГМХА прошел День профессиональной ориентации «Школьные лесничества – наше будущее», в нем участвовали члены 21 школьного лесничества области из 17 муниципальных районов, руководители школьных лесничеств, специалисты регионального центра дополнительного образования детей, специалисты Департамента лесного комплекса Вологодской области. Для этого мероприятия я придумал и провел интерактивную игру «Лесной квест», которая потом стала лауреатом Всероссийского конкурса методистов «ПРОметод» в номинации «Методические материалы по разработке тематических мероприятий для педагогов дополнительного образования детей естественно-научной направленности».

В 2020 году руководитель экостанции Регионального центра дополнительного образования детей Елена Шаталова внесла предложение разработать и реализовать вместе с кафедрой лесного хозяйства краткосрочную дополнительную обще­образовательную общеразвивающую программу «Лес и человек». Ребята из школьных лесничеств обучались по ней. Из-за карантинных ограничений мероприятия для 194 членов школьных лесничеств из разных районов области пришлось проводить в дистанционном формате. В дальнейшем эта программа стала победителем регионального конкурса и дипломантом всероссийского конкурса программ естественно-научной направленности.

На рабочих совещаниях, посвященных развитию школьных лесничеств, часто говорилось о необходимости обучения не только участников школьных лесничеств, но и их учителей – для пополнения багажа лесных знаний. Ведь прежде всего от педагогов зависит, насколько эрудированная и экологически грамотная личность сформируется в школьном лесничестве. В конце 2020 года на базе Вологодской ГМХА 32 педагога из Вологодской и Ленинградской областей на безвозмездной основе прослушали онлайн курс повышения квалификации «Научно-методические основы организации работы школьного лесничества» на базе факультета повышения квалификации и переподготовки академии. Программа курса была разработана сотрудниками кафедры лесного хозяйства и включала следующие разделы: экология леса, методология изучения лесов, безопасность жизнедеятельности в лесу, лесные хозяйства России и мира. По окончании обучения педагоги получили удостоверения о повышении квалификации.

В марте 2021 года была организована открытая областная олимпиада участников школьных лесничеств, приуроченная к Международному дню лесов. Мероприятие проходило в дистанционном формате на электронной образовательной платформе Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н. В. Верещагина. Учредителями и организаторами олимпиады выступили Вологодская ГМХА, АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей», Департамент лесного комплекса Вологодской области. Председателем оргкомитета был заместитель губернатора Вологодской области Михаил Глазков, а его заместителем – ректор Вологодской ГМХА Николай Малков. В олимпиаде в двух возрастных категориях участвовали больше 160 детей – членов школьных лесничеств.

Ежегодно в области проходят региональные этапы Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», их проводит АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей». Периодически в качестве членов жюри приглашают сотрудников кафедры. Раз в два года они совместно с Департаментом лесного комплекса Вологодской области проводят областной слет-смотр школьных лесничеств. В 2021 году из-за карантинных ограничений, введенных в регионе, мероприятие проходит дистанционно.

Каждую весну кафедра лесного хозяйства на научной конференции «Ростки науки» открывает для участников школьных лесничеств специальную номинацию, в которой ребята могут представить результаты своих научных экспериментов и опытов.

– Какие планы на будущее и что нужно для их реализации?

– В ближайшее время планируется активизация сетевого взаимодействия организаций лесного профиля и школьных лесничеств. Это уже осуществляется. Практически каждому районному лесничеству оказывают поддержку территориальные отделы государственного лесничества Департамента лесного комплекса. В области также есть школьные лесничества, образованные при содействии крупных лесозаготовительных предприятий, которые помогают им как спонсоры. Кафедра лесного хозяйства Вологодской ГМХА намерена в рамках развития сетевого взаимодействия запустить проект по оказанию тьюторской помощи руководителям и участникам школьных лесничеств, тем самым мы хотим закрепить профессоров и преподавателей кафедры за лесничествами для помощи в организации их деятельности. Это очень сложно, но нужно попробовать. Кроме того, есть план по преобразованию областной олимпиады участников школьных лесничеств, приуроченной к Международному дню леса, в межрегиональный формат, это также потребует больших усилий. Для осуществления этих задумок нужны желание, время, отдача и обратная связь школьных лесничеств и их готовность к взаимодействию, и не должно быть непреодолимых административных барьеров на пути.

А для развития этого движения в стране необходимо еще материальное и финансовое сопровождение и его рациональное распределение. Я, например, знаю, что далеко не в каждом лесничестве есть свое форменное обмундирование, наличие которого четко прописано в государственной программе развития. Существует и проблема оплаты труда учителям, которые практически на благотворительных началах руководят школьными лесничествами, поскольку такая статья оплаты в школах не предусмотрена.

Если мы хотим достигнуть результата в будущем, то вкладывать в него надо уже сейчас, иначе будет поздно.

Участникам школьных лесничеств хочется пожелать, не теряя времени, впитывать знания о лесе, которыми делятся с ними наставники, поддерживать свой интерес к лесу, активно участвовать в жизни лесничеств, подавать заявки на конференции, конкурсы, олимпиады. А еще яркого огонька любопытства в глазах, побед, а главное – в будущем связать свою жизнь с лесом! Отчасти и по-доброму завидую им, ведь это так увлекательно – заниматься в школьном лесничестве. Мы же будем стараться всячески помочь ребятам в постижении основ лесных наук. 

Текст
Игорь Григорьев, д-р техн. наук,
профессор кафедры «Технология и оборудование лесного комплекса» Арктического ГАТУ