Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Отрасль

Снизить себестоимость продукции поможет экономия энергопотребления на производстве

Изобретатель и бизнесмен Сергей Фомин рассказал о том, как создал инновационную систему энергосбережения, объединил блокчейн-технологии и энергоменеджмент, получив контракты в России и европейских странах.

– Как была создана система энергосбережения Energy-S?

– Идея заняться энергосберегающими технологиями появилась у меня в 2009 году, когда был подписан ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первоначально не ставил себе задачи придумывать что-то новое, а просто изучить существующие в мире технологии (большинство разработок в области энергосбережения сделаны в ЕС и США) и применить их в нашей стране. В России другие стандарты (к примеру, напряжение и частота тока отличаются от принятых в США), а кроме того, изучив тему внимательно, я обнаружил много пробелов и технологических недоработок, что и побудило заняться созданием собственной системы для снижения потребления электроэнергии на промышленных предприятиях и в коммунальном и жилищном секторе.

– Что представляет собой установка?

– ЭСУ (энергосберегающее устройство) Energy-S разработано для электрических сетей 0,4 кВ. Установка представляет собой электрический шкаф, размер которого зависит от его мощности (ЭСУ на 400 кВт имеет размеры 2 х 1 х 0,5 м). Для обеспечения надежности энергоснабжения предусмотрен режим транзита – байпас.

В систему внедрен модуль записи параметров электроэнергии, это важно для системы энергоменеджмента: система мониторинга подключена к «облачному» ресурсу и может формировать, отправляя на e-mail, отчеты с внушительным функционалом: отчет по заданным временным интервалам и границам значений, наглядный прогноз расходов электроэнергии; сравнение данных энергопотребления объекта групп объектов для проверки соответствия стандартам; автоматическое оповещение об аварийных ситуациях на объекте и т. д.

– Есть ли ограничения по мощности ЭСУ?

– Мы ориентируемся на спрос. Сейчас в основном получаем заказы на оборудование мощностью до 400 кВт, но можем изготовить на 500–600 кВт и даже больше.

– Как работает установка? За счет чего достигается экономия?

– Чтобы снизить потребление, нужно снизить мощность. Специально разработанный тороидальный индуктор снижает активную мощность магнитным полем, изменяя параметры электроэнергии с минимальными потерями (из-за высокого КПД). Практика показала: возможно снижение мощности до 8–15%; потребитель при этом не страдает, напротив – увеличивается срок службы его электроприборов. Сейчас производим установки уже третьего поколения, их КПД около 99,7%. А срок окупаемости до двух лет, в зависимости от энергопотребления и тарифа.

– Кто ваши основные заказчики?

– В России нашими покупателями стали сетевые рестораны быстрого питания и кафе: KFC, «Бургер Кинг», «Шоколадница». Выбор на эти предприятия сделан не случайно: заведения сконцентрированы в центре Москвы, нам проще было обслуживать и следить за оборудованием. У компаний общепита до 80% в себестоимости продукции составляет электроэнергия, поэтому снижать потребление для них очень важно. Освоив ресторанный бизнес, пошли дальше, и сегодня наша компания поставляет оборудование на промышленные предприятия России и Евросоюза.

– И еще вы придумали, как энергию превратить в криптовалюту…

– На западе энергосберегающие предприятия получают субсидии от государства. К примеру, в США по результатам расхода ресурсов компании присваивается определенный класс энергопотребления. Чем выше – тем больше льгот и поощрений предприятию и сотрудникам. В России ничего подобного нет. Вот я и придумал еще один модуль-монетизатор, который переводит часть сэкономленной электроэнергии в криптовалюту, используя технологию блокчейн.

Как это происходит? Допустим, наш шкаф экономит 12% электроэнергии, 2% из них мы переводим в «крипту», распределяя между обслуживающими электрическую инфраструктуру работниками, чтобы они были заинтересованы в работе оборудования. Этот блокчейн-механизм решает задачу стимулирования энергоменеджмента, позволяя работникам получать стабильный дополнительный доход. Но все же основная цель технологии не производство токенов, а экономия энергии.

– Расскажите о структуре вашей компании.

– Сначала разработкой и продажей ЭСУ занималась ООО «Московская энергетическая компания». Инжиниринговые решения и принципиальные схемы лежат на компании Energy-S Ltd. Выйдя на международный рынок, для удобства логистики мы открыли компанию в Гонконге. Наши представители есть во многих странах: Германия, Италия, Испания, Казахстан, Белоруссия и др. В России это ООО «КластерТек» (Москва). Оборудование для европейского рынка собирается в Италии, на каждый внедренный объект оформляется страховка €3 млн.

Чтобы завтра экономить, решение нужно принимать сегодня. В ближайшее время мир серьезно изменится, и особенно заметными будут изменения в беспроводной передаче электроэнергии. Наша компания уже вовсю работает над новыми разработками в солнечной и ветроэнергетике.

Уменьшение себестоимости конечной продукции за счет экономии энергопотребления – перспективный тренд для ЛПК, поскольку снижать себестоимость продукции, экономя на зарплате работников или за счет более дешевого сырья, сегодня уже нереально. 

Текст
Сергей Передерий, s.perederi@ eko-pellethandel.de