Лесное хозяйство

Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах

1 января 2022 года вступит в силу новый закон о федеральном лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное, снизить среднюю давность лесоустройства.

Закон №304-ФЗ (федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации) и статьи 14 и 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработан в соответствии с поручениями президента Российской Федерации. Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места. На лесоустройство из федерального бюджета в 2022 году выделено 2,5 млрд руб., в 2023 году – 3,9 млрд, в 2024 – 4,8 миллиарда.

Для применения закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.

В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.

Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучетная организация Рослесинфорг. Это значит, что с 1 января 2022 года лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, следовательно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.

В первую очередь лесоустройство проведут в Сибири. Все, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках парт­нерства государства и бизнеса в финансировании лесоучетных работ.

О том, как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в коротких разъяснениях.

Как будут выполняться работы в этом году?

До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам, в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения закона №304-ФЗ, за исключением некоторых, вступят в силу 1 января 2022 года.

Около 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?

Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.

Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу закона №304-ФЗ (ст. 4, ч. 5).

Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменными вплоть до завершения срока его действия в 2022 или 2023 году. Необходимо продолжать работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.

Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, проведенного по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?

В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу закона №304-ФЗ. Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые введут в действие материалы лесоустройства и придадут им легитимный статус.

Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.

До какого срока можно заключить договор на лесоустройство с частной организацией?

Заключать договоры можно до 31 декабря 2021 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую. Для региональных госорганов это означает неэффективное расходование средств регионального бюджета или средств субвенций федерального бюджета, в зависимости от используемого источника финансирования. При этом допустимо заключение коммерческих договоров с Рослесинфоргом и его филиалами в случае, если лесные участки или лесничества целиком не попали в федеральный план лесоустройства.

Как формируется федеральный лесоустроительный план?

Порядок формирования плана проведения лесоустройства будет регулироваться постановлением Правительства РФ, документ на высокой стадии проработки. Он предполагает двухуровневую систему подготовки плана проведения лесоустройства.

На первом, региональном, уровне госорганы субъектов РФ подготавливают предложения в отношении объектов работ по лесоустройству. Они определяют зоны интенсивности освоения лесов на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. В числе основных критериев для включения в план лесоустройства обсуждаются следующие:

  • сроки давности таксации лесов;
  • высокая доходность лесных участков;
  • высокий уровень освоения расчетной лесосеки;
  • предписания и решения судов и контролирующих органов о необходимости проведения лесоустройства;
  • наличие приоритетных «лесных» инвестиционных проектов.

Обращаем внимание, что перечень критериев не является исчерпывающим и может быть скорректирован.

Эти сведения госорганы субъектов вносят в лесные планы, которые разрабатываются и утверждаются на 10 лет.

На втором, федеральном, уровне на основании подготовленных субъектами предложений формируется план проведения лесоустройства и определяется объем необходимого финансирования. Среди прочего в плане прописываются субъекты, лесничества, сроки проведения лесоустройства.

План сформирован, что дальше?

Рослесинфорг проводит лесоустройство в соответствии с утвержденным планом, после чего передает лесоустроительную документацию в Рослесхоз. Далее через Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК, ее создание предусмот­рено законом №3-ФЗ), сведения предаются гласности. Этот механизм начнет действовать с 2023 года.

В результате госорганы субъектов и лесопользователи смогут получать и использовать в своей деятельности актуальную информацию о лесах и лесных ресурсах. Однако не все данные будут в свободном доступе, часть их предназначена только для внутреннего пользования. Что именно будет в свободном, а что в ограниченном доступе, определят подзаконные акты к закону №3-ФЗ.

Я арендатор, и мои лесные участки включены в федеральный план. Как получить материалы лесоустройства на свой участок? У кого следует заказывать проект освоения лесов?

Мероприятия по лесоустройству арендованного лесного участка будут проводиться в сроки, определенные планом проведения лесоустройства в течение 10 лет. По результатам выполнения работ лесоустроительная документация будет включена в состав сведений Государственного лесного реестра (ГЛР) в электронном виде. Получить материалы лесоустройства на лесной участок можно в ГЛР.

Разработка проекта освоения лесов остается рыночной услугой. Рослесинфорг – одна из организаций, оказывающих ее.

Я арендатор, но мои лесные участки не попали в федеральный лесоустроительный план. Что мне делать?

Запросить коммерческое предложение в Рослесинфорге и провести лесоустройство за свой счет. Закон №304-ФЗ этого не запрещает – финансирование работ по лесоустройству в части таксации лесов и проектирования мероприятий по сохранению лесов возможно за счет лиц, использующих леса (ч. 10 ст. 19 Лесного кодекса РФ в редакции закона №304-ФЗ).

Включение результата таких работ в состав сведений ГЛР предусмотрено порядком его ведения в электронном виде.

У меня уже заключены коммерческие договоры на лесо­устройство с Рослесинфоргом, а мои лесничества и участки попали в федеральный план. Такое возможно?

Каждый такой случай рассмотрят в индивидуальном порядке. При любых обстоятельствах к договорным обязательствам, возникшим до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу закона №304-ФЗ. Это значит, что необходимо продолжать работы в соответствии с условиями договоров.

Кто принимает материалы лесоустройства у Рослесинфорга? Участвует ли субъект в контроле таксации? Как быть в случае несогласия субъекта с материалами таксации Рослесинфорга, выявленными в ходе хозяйственной деятельности?

До конца этого года следует действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса РФ, так как положения закона №304-ФЗ вступают в силу 1 января 2022 года.

В 2022 и 2023 годах в рамках государственных контрактов, заключенных до 1 января 2022 года, субъекты продолжат действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса РФ и условиями таких контрактов, а именно: принимать у исполнителя материалы лесоустройства и участвовать в контроле качества работ. При обнаружении недостатков выполненных работ они подлежат устранению по гарантии.

В рамках федерального плана проведения лесоустройства результаты работ будет принимать Рослесхоз. Состав комиссии по приемке и экспертизе материалов, а также случаи и порядок внесения изменений в лесоустроительную документацию будут определены обновленной лесоустроительной инструкцией, которая сейчас подготавливается.

Как будет осуществляться приемка работ и ввод лесо­устроительной документации в действие?

Вопросы будут регулироваться порядком ведения ГЛР и обновленной лесоустроительной инструкцией.

Изменится ли лесоустроительная инструкция?

В настоящий момент формируется рабочая группа по вопросам исполнения положений закона №304-ФЗ, а также подготавливается план-график разработки подзаконных нормативных актов. Конструктивные предложения по составу лесоустроительной инструкции будут рассмотрены рабочей группой.

Кто может подготавливать проектную документацию на лесной участок для постановки его на кадастровый учет и предоставления в пользование или аренду?

Проектирование лесных участков необходимо для последующего кадастрового учета и предоставления лесных участков в пользование или аренду.

С 1 января 2022 года подготовкой документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, будет заниматься только Рослесинфорг. Это означает, что учреждение станет единственным исполнителем работ по подготовке проектной документации лесного участка для последующего предоставления его в пользование (ст. 70.1. Лесного кодекса РФ в редакции закона №304-ФЗ).

Можно ли заказать в Рослесинфорге лесоустройство на землях лесного фонда сверх федерального плана за региональный бюджет? Должен ли субъект при защите бюджета предусмотреть субвенции на лесоустройство в 2022–2023 годах?

Нет. С 1 января 2022 года проведение лесоустройства на землях лесного фонда больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на такие цели выделяться не будут. Направление средств региональных бюджетов на это будет расцениваться как нецелевое использование.

Исключением являются государственные контракты, заключенные до 1 января 2022 года. На них распространяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу закона № 304-ФЗ. Для выделения средств на такие контракты будут проводиться процедуры защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета либо использоваться средства регионального бюджета. Все зависит от условий контракта.

Нужно ли субъектам передавать федеральному центру имеющиеся архивные и действующие материалы лесоустройства? Если да, то кому, в какие сроки и в каком виде?

Созданные до ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК) реестровые дела, лесоустроительная документация, документированная информация Государственного лесного реестра и ЛесЕГАИС хранятся в электронной форме или на бумажном носителе в порядке, который будет установлен правительством Российской Федерации (п. 13 ст. 93.1 закона №3-ФЗ).

Также прорабатывается вопрос о включении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных. Его фондодержателем, то есть администратором, выступит Рослесинфорг.

Нужно ли субъектам с 2022 года загружать материалы лесоустройства, выполненного в рамках федерального плана, в ведомственный фонд пространственных данных или это функция Рослесинфорга?

С 2022 года фактически заказчиком лесоустроительных работ будет Рослесхоз, то есть результаты этих работ будут подлежать включению в ведомственный фонд пространственных данных. Вопрос о добавлении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных прорабатывается.

Кто может проводить лесоустройство в лесах на землях населенных пунктов?

С 1 января 2022 года на землях населенных пунктов выполнять работы по лесоустройству могут муниципальные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ. Если такие обязанности не возложены, то органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов и мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Кто может проводить лесоустройство в лесах на особо охраняемых природных территориях регионального значения?

С 1 января 2022 года на землях ООПТ выполнять работы по лесоустройству могут государственные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ, а если такие обязанности не возложены, то органы государственной власти осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Какова будет стоимость комплексного лесоустройства одного гектара?

На данный момент идет разработка нормативов затрат на проведение лесоустроительных работ.

Мне нужно отвести лесосеку. К кому обращаться?

На данный момент обратиться можно в Рослесинфорг, а также к любым физическим и юридическим лицам, которые выполняют такие работы.

С 1 марта 2023 года работы и оказание услуг по отводу и таксации лесосек будут осуществляться Рослесинфоргом, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право выполнять работы и оказывать услуги по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также мероприятий по сохранению лесов отвод и таксация лесосек могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.

Когда заработает реестр и как в него попасть?

С 1 марта 2023 года. Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек, осуществление мероприятий по лесоустройству, а также порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение таких работ, и перечень включаемых в него сведений сейчас в стадии разработки. 

Текст Рослесинфорг