Новые лесные требования
Что ждет лесопользователей
1 марта 2022 года вступают в силу некоторые новые нормативные правовые акты, относящиеся к лесам, лесному хозяйству и лесопользованию.
Некоторые из них вполне безобидны, но некоторые, касающиеся ужесточения контроля за оборотом древесины, могут сразу привести к серьезным проблемам. Также к серьезным проблемам в будущем могут привести «рекреационные» поправки к Лесному кодексу, которые явно ускорят застройку и озаборивание лесов в самых густонаселенных районах страны.
Вот какие новые нормы начнут действовать в первый день весны:
- cостав сведений, включаемых в отчет о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине (приказ Минприроды от 25 августа 2021 года №590);
- форма, состав сведений, требования к подготовке в электронном виде отчета о древесине, которая поступает на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры, древесине, которая перерабатывается, продукции переработки древесины (приказ Минприроды от 25 августа 2021 года №589);
- правила использования лесов для осуществления рыболовства (приказ Минприроды от 13 октября 2021 года №742);
- правила создания лесных питомников и их эксплуатации (приказ Минприроды от 12 октября 2021 года №737);
- форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (приказ Минприроды от 29 апреля 2021 года №303);
- особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (приказ Минприроды от 12 августа 2021 года №558);
- профстандарт «Работник парашютно-десантной пожарной службы» (приказ Минтруда от 30 августа 2021 года №582н);
- профстандарт «Лесной пожарный» (приказ Минтруда от 10 июня 2021 года №395н).
Кроме того, вступают в силу два набора поправок к Лесному кодексу РФ, принятых в 2021 году:
- «рекреационные» поправки, направленные в том числе на упрощение застройки лесов, внесенные федеральным законом от 2 июля 2021 года №301-ФЗ;
- федеральный закон от 02.07.2021 №301-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- новые статьи 89.1 и 89.2 Лесного кодекса РФ («Проект лесовосстановления» и «Проект лесоразведения» соответственно), внесенные федеральным законом от 2 июля 2021 года №303-ФЗ;
- федеральный закон от 02.07.2021 №303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказами Минприроды от 25 августа 2021 года №589 и 590 вводится так называемый балансовый подход к формированию электронных документов, связанных с учетом древесины на складах и перерабатывающих предприятиях и ее перемещением. Многие параметры должны будут формироваться в ЕГАИС автоматически, и при ошибках или при несовпадении чего-нибудь с чем-нибудь сформировать нужные документы, скорее всего, будет невозможно. Это может произойти и в том случае, если склад древесины заблаговременно не прошел инвентаризацию и учет в ЕГАИС.
Крупным источником проблем с «балансовым» подходом к контролю за оборотом древесины могут стать очень серьезные расхождения между фактическими запасами древесины на лесосеках (как в целом, так и по породам и сортиментам) и теми запасами, которые числятся в разрешительных и плановых документах, вплоть до лесных деклараций. Разница между реальными запасами древесины на лесосеке и запасами по данным лесоустройства часто исчисляется десятками процентов – как из-за изначально низкой точности таксации, так и из-за ее средней давности по стране примерно 25 лет. Вступающий в силу 1 марта 2022 года приказ о лесных декларациях теоретически позволяет безнаказанно указывать в них реальные объемы древесины на лесосеках. В приказе говорится, что «отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации» (а также для отказа в приеме изменений в лесную декларацию). Но сейчас все арендаторы и постоянные (бессрочные) пользователи проводят рубки в соответствии с ранее поданными лесными декларациями, а раньше органы управления лесами очень внимательно смотрели, чтобы все бумажки соответствовали друг другу, а не реальности. Да и нет уже в лесном секторе такого числа грамотных и опытных людей, чтобы обеспечить качественную таксацию всех лесосек.
Так что на практике этот «балансовый» подход к контролю за оборотом древесины, скорее всего, не сработает, а лесопользователи, перевозчики и переработчики древесины столкнутся со множеством проблем. Видимо, проблемы будут еще более серьезными, чем после введения обязательных электронных сопроводительных документов на древесину 1 января 2022 года. Разумеется, это приведет к дальнейшему снижению доступности лесоматериалов, особенно низших ценовых категорий, для населения и росту цен на большинство видов лесной продукции.
Текст forestforum.ru