Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Мебельное производство

Российский мебельный рынок в 2021 году полностью восстановился после пандемии

По оперативным данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, объем производства мебели в России в 2021 году увеличился по сравнению с уровнем докризисного 2019 года в полтора раза. Драйвером роста мебельной отрасли стал строительный бум 2020–2021 годов.

Объем производства мебели в денежном выражении в России в 2021 году составил около 310 млрд руб., что больше аналогичного показателя 2020 года на 36,5%, а показателя 2019 года – на 46,2%, подсчитали в АМДПР. Наибольший прирост показал сегмент офисной мебели: объем производства металлической мебели для офисов увеличился в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 78%, до 29 млрд руб., деревянной – на 21%, до 20 млрд руб. Значительно выросли в 2021 году объемы производства кухонной мебели: кухонь – на 30%, до 42 млрд руб., а мебели для столовых и гостиных – на 40%, до 23 млрд рублей.

Важным фактором роста спроса на отечественную мебель в 2021 году стали меры государственного регулирования этого рынка, как отмечает президент ассоциации, генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков. Речь идет о постановлениях Правительства РФ №616 от 30.04.2020 и №2013 от 03.12.2020. «Оба этих документа регламентируют правила закупок мебели государственными и муниципальными учреждениями, госкомпаниями и корпорациями. Благодаря им крупнейшие госзаказчики оказались ограничены в возможностях приобретения мебели импортного производства, что стимулировало их обратить внимание на продукцию российских предприятий», – сказал глава АМДПР. По данным ассоциации, доля импорта второй год подряд держится на рекордно низком для постсоветского мебельного рынка уровне и не превышает 42% общего объема продаж. «Наша стратегическая цель – завоевать собственный рынок. Показатель импорта 42% все еще слишком высокий, в оптимальном варианте он не должен превышать 30%. Это выполнимая задача, и здесь мебельщики рассчитывают на помощь государства как в части дальнейшего ужесточения регулирования госзакупок, так и в части борьбы с нелегальными производителями мебели для тотального обеления рынка», – заявил Александр Шестаков.

«Еще одним драйвером роста отечественной мебельной отрасли в последние два года стал строительный бум, начавшийся в 2020 году и продолжившийся в 2021 году. Непростая для подавляющего большинства покупателей жилья ситуация, связанная с ростом цен на недвижимость и одновременным сокращением реальных доходов, спровоцировала становление новой для российского рынка тенденции – это рост спроса на меблированные квартиры, или “продукт под ключ”. На сегодня почти все ведущие застройщики предлагают эту опцию покупателям, таким образом позволяя им значительно экономить временные и финансовые ресурсы на ремонте и обустройстве квартиры. Крупнейшие мебельные предприятия быстро включились в этот процесс, многие активно сотрудничают со строительными компаниями, что, безусловно, способствует росту объемов производства мебели, в частности, в таких востребованных новоселами сегментах, как “кухонная мебель”, “мебель для гостиных и спален”. Глава АМДПР уверен, что этот тренд как минимум не ослабнет и в среднесрочной перспективе.

Среди важнейших рыночных трендов постпандемийного времени в АМДПР называют существенный рост цен на сырье и комплектующие, а также изменение потребительских предпочтений. По подсчетам ассоциации, в период с января по сентябрь 2021 года на внутреннем рынке цены производителей древесно-стружечных плит выросли на 42%, древесно-волокнистых плит – на 36%, фанеры – на 40%, основных химических компонентов, используемых при выпуске плит и декоративных пленок, – в 2,5–3 раза, фурнитуры – на 40%. Это привело к росту цен на конечную продукцию – мебель в 2021 году на 11,8%. «В 2020 году производителям мебели удалось не допустить роста цен на свою продукцию за счет снижения маржинальности, однако в 2021 году финансовые ресурсы предприятий оказались исчерпанными. Беспрецедентное удорожание сырья и комплектующих вынудило российских мебельщиков пойти на повышение цен», – объясняет Александр Шестаков.

Одним из главных достижений российской мебельной отрасли в 2021 году в АМДПР считают укрепление позиций отечественных предприятий на зарубежных рынках. С 2019 года объем экспорта вырос с 12 до 16% общего объема производства и составил в 2021 году около 50 млрд руб. В топ-10 стран по объему экспорта в прошлом году вошли Германия, США, Франция, Казахстан и Белоруссия. «Это очень позитивный сдвиг, доказывающий, что у российской мебели большой экспортный потенциал, что наша продукция конкурентоспособна на мировой арене и не уступает по качеству продукции признанных лидеров глобального рынка», – отметил Александр Шестаков. По прогнозам АМДПР, в течение ближайших пяти лет доля экспорта в общем объеме производства российских мебельных компаний может вырасти до 25%. 

Текст АМДПР