Биоэнергетика

Лесному комплексу дан зеленый свет

Реализация биоэнергетических проектов в стране позволит решить целый комплекс вопросов, в том числе социальных. Именно к такому выводу пришли участники совместного заседания Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Совете Федерации под председательством сенатора Татьяны Гигель, Комитета по предпринимательству в лесопромышленном комплексе ТПП РФ во главе с Николаем Макаровым и представителей профильных министерств и ведомств.

Татьяна Гигель поделилась своей точкой зрения по теме встречи.

– Татьяна Анатольевна, сегодня государство и население получают должный экономический эффект от использования природных ресурсов?

– К сожалению, вклад лесного комплекса в экономику страны все еще значительно ниже, чем в Финляндии и других европейских странах. Но резерв для действенного экономического эффекта есть, и мы все о нем знаем. Это переработка всей лесопродукции. Экспорт круглых необработанных лесоматериалов не в состоянии дать нужный экономический эффект. Именно поэтому сегодня таким острым стал вопрос о переводе отрасли на глубокую стопроцентную переработку.

В то же время мы не вправе забывать, что лес – это еще и дикоросы, и мед, и богатый животный мир, то есть все то, что нас окружает в нем. К тому же лес играет основополагающую роль в сохранении климата. Зная его уникальность, при использовании леса мы должны четко соблюдать баланс.

– Проблематике лесов сегодня уделяется достаточно внимания?

– Без сомнения, да. Чего стоит только мнение по этому вопросу президента страны Владимира Путина, который считает, что варварское отношение к лесу, одному из наших главных сокровищ, должно уйти в прошлое. На решении проблем лесного комплекса акцентировал внимание Совет Федерации и лично спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.

Именно Совет Федерации обратил особое внимание на необходимость проведения лесоустройства, которое обеспечивает полный анализ состояния современных лесных ресурсов. Полученные в ходе этих работ данные, в свою очередь, позволяют принимать грамотные управленческие решения по использованию лесных ресурсов.

А наша страна располагает колоссальными лесными богатствами. Вдумайтесь только: леса в России занимают 800 млн га. Поскольку устроить всю площадь лесов за один год нереально, так как это финансово емкая задача, было принято решение в первую очередь провести лесоустройство в субъектах с интенсивным лесопользованием. Эта территория составляет примерно 300 млн гектаров.

В настоящее время мы можем смело говорить, что ситуация изменилась к лучшему. И этому способствовала передача полномочий по лесоустройству на федеральный уровень. Мера эта вынужденная, поскольку в свое время передача этого направления деятельности в регионы обернулась катастрофой. Не каждый субъект смог найти финансовое сопровождение лесоустройства. Скажем, у нас, в Республике Алтай, его не проводили последние 18 лет, это точно. И вот в этом году дело сдвинулось с мертвой точки и в двух лесных районах такие работы ведутся. Крайне важно, что все эти мероприятия получили закрепление в современном лесном законодательстве.

– Вы говорите, что лесоустройство затратное мероприятие. А можно надеяться, что для этих работ найдутся средства в бюджете страны?

– Конечно. Министерство финансов РФ и правительство поддержали это предложение, финансовые средства на лесоустройство будут выделяться. То есть можно констатировать, что лед тронулся и назревший вопрос переходит в практическую плоскость.

– Татьяна Анатольевна, в числе перспективных направлений современной экономики специалисты называют биоэнергетику. Вы согласны?

– Начну с того, что в конце ноября на очередном заседании Экспертно-консультативного совета обсуждалась проблема «Развитие биоэнергетики и потенциал отечественного лесного комплекса». Сразу оговорюсь, что речь шла не о сжигании лесных ресурсов, а об их превращении в биоэнергию. Кстати, это направление не новое, а, как говорят, хорошо забытое старое. Сегодня многие лесоперерабатывающие предприятия страны готовы перерабатывать древесину и превращать биомассу в энергоресурсы. Есть хорошие примеры в Вологодской, Архангельской и других областях. И себестоимость биоэнергии в разы ниже, чем при переработке углеводородов. Но, как выясняется, есть ряд административных препон, которые заложены в ФЗ-35. В частности, этим законом установлен лимит выработки биоэнергии. К примеру, предприятие, которое получило право вырабатывать энергию из биомассы, не может использовать больше 25 МВт. Все полученные сверх этой нормы энергоресурсы должны сбрасываться в общую энергосистему. А если предприятию потребуется сверхлимитная энергия на производственные цели, для отопления тех же социальных объектов в населенных пунктах, где живут лесники, оно вынуждено будет покупать собственные энергоресурсы по рыночной стоимости. То есть стимул переработки биомассы теряется.

Кстати, биоэнергию получают не из деловых сортиментов, а из малоотходной древесины и отходов лесозаготовок.

– Вы считаете, пришло время вынести на государственный уровень вопрос о причислении лесной биомассы к важнейшим возобновляемым источникам энергии?

– Эта проблема как раз обсуждалась профессиональным и экспертным сообществом на круглом столе, посвященном недоиспользованию потенциала лесных ресурсов. Его участники говорили, что, к сожалению, сегодня упускается из виду одно из основных свойств древесины – способность к термическому разложению с выделением тепловой энергии. А вопросы развития биоэнергетики не нашли должного отражения ни в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, ни в дорожных картах по развитию энергетики страны, ни в новой Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, принятой во исполнение указа президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов», ни в других важных программных документах.

При этом современные технологии использования биомассы для получения энергии, применяемые во всем мире, характеризуются значительно большим потенциалом развития и внедрения в России, чем активно обсуждаемые и предлагаемые инновационные разработки в области ветряной, солнечной, водородной энергии и других видов ВИЭ.

– Что может дать реализация биоэнергетических проектов в России и в Республике Алтай в частности?

– Это позволило бы решить целый комплекс вопросов – более полного использования потенциала российских лесов, улучшения их состояния и увеличения поглощающей способности по углероду, утилизации отходов, образующихся при лесозаготовках и деревообработке. Речь также идет о создании новых рабочих мест, повышении привлекательности труда в этой отрасли, экономической и экологической эффективности действующих и новых предприятий лесного комплекса, а также об обеспечении дешевой и при этом «зеленой» энергией промышленных предприятий и населения. У нас в республике, конечно же, населения таежных поселков. В целом же это упрочит позиции Российской Федерации на мировой арене в плане достижения целей устойчивого развития и поддержки Парижского соглашения по климату. 

Текст
Экспертно-консультативный совет по лк при комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию