«Светофорная» коалиция против ядерного плана фон дер Ляйен
На заметку российским производителям пеллет
В канун Нового года Германия вывела из эксплуатации три из шести последних действующих ядерных реакторов: закрыты АЭС в Брокдорфе (Шлезвиг – Гольштейн), Гундреммингене (Бавария) и Гронде (Нижняя Саксония). В итоге из прежних 17 реакторов в стране работают только три, но и они будут заглушены к концу 2022 года.
Но вот неприятная новость для «светофорного»* альянса нового канцлера ФРГ Олафа Шольца. Комиссия ЕС в лице Урсулы фон дер Ляйен объявила атомную энергетику пригодной для будущего: ядерная энергия должна быть включена в список «устойчивых» видов энергии. Наряду с природным газом! То есть Еврокомиссия предлагает инвестировать и в газовую, и в атомную энергетику.
«Зеленые» министры взялись за оружие: Роберт Хабек (вице-канцлер, министр экономики и проблем климата) и Штеффи Лемке (министр по охране окружающей среды) возмущенно заявили, что модернизация ядерной энергетики, навязанная Францией, была «абсолютно неправильной». Министр иностранных дел Анналена Бербок (сопредседатель партии «зеленых» с 2018 года наряду с Робертом Хабеком) на переговорах в Париже, Брюсселе и Москве выразила обеспокоенность перспективой добавления атомной и газовой энергетики к возобновляемым источникам энергии (а ВИЭ для «зеленых» как красная тряпка для быка). Однако все эти действия представляются запоздалыми, поскольку бывшая канцлер Меркель и ее преемник Шольц согласились на «позеленение» ядерной и газовой энергетики.
Олаф Шольц объявил, что в 2022 году будет придерживаться концепции поэтапного немецкого «ядерного отказа». Но Свободная демократическая партия (СвДП) ясно дает понять, что он «не должен компенсироваться покупкой ядерной энергии у других стран», как сообщил вице-президент СвДП Вольфганг Кубицки в интервью Bild.
Эксперты по экономике резко критикуют поэтапный отказ Германии от ядерной энергии. Глава Кильского института мировой экономики (IfW) профессор Стефан Кутс предупреждает в той же самой тиражируемой в ФРГ и ЕС газете Bild, что Германия закрывает безопасные и функциональные АЭС и переориентирует финансовые потоки в другие секторы электрогенерации. «Но эти инвестиции не станут драйвером роста в обозримом будущем», – считает г-н Кутс, уверяя, что политики «лгут себе», когда говорят обратное.
Вольфганг Кубицки видит необходимость обсуждения проблемы в правительстве: «Мы в "светофоре" должны прийти к консенсусу относительно баланса сокращения выбросов CO2 и стабильного энергоснабжения».
После аварии на «Фукусиме» в 2011 году правительство Германии согласилось на постепенный отказ от ядерной энергетики. Тогда оно было «черно-желтое» и немедленно закрыло восемь старейших атомных реакторов и отозвало решение о продлении срока службы немецких атомных электростанций, принятое всего за несколько месяцев до этого.
Критики считают поспешным поэтапный отказ от ядерной энергии, указывая на низкий баланс CO2 при ее генерации. В некоторых соседних странах отношение к ядерной энергетике более дружелюбное. Голландское правительство, например, объявило, что планирует построить две новые атомные электростанции.
На международном уровне немецкий план полного отказа от ядерной энергетики заставляет многих удивленно качать головой. Так, британский The Wall Street Journal недавно прокомментировал: «Никогда прежде страна так усердно не работала, чтобы сделать себя уязвимой». Ведь спрос на электроэнергию в ФРГ будет только повышаться, в том числе из-за массового продвижения электромобилей. Цены на энергоносители на рекордных отметках, а цены на электроэнергию выше, чем где-либо в мире. При поэтапном отказе от ядерной энергии их рост продолжится, потому что мощности атомных электростанций недостаточно.
Нельзя не отметить, что и угольные электростанции по-прежнему необходимы для энергоснабжения. Представители нового коалиционного правительства Германии в период выборной компании заявили, что к 2030 году 80% электроэнергии должно вырабатываться из ВИЭ. Но всего через неделю после начала работы нового правительства, данные Федерального статистического управления засвидетельствовали, что доля возобновляемых источников энергии в электроэнергетике падает! В III квартале 2021 года она была лишь 43,1%, тогда как годом ранее – 43,9%. Основной производитель «зеленой» электроэнергии – ветроэнергетика, обеспечивающая 16,6%, но и ее доля упала на 0,5 процентных пункта.
В 2021 году Федеральное агентство окружающей среды оценило вклад в энергетику «зеленой» электроэнергии в 42%, тогда как в 2020 году он составлял 45,3%. Причины понятны: электропотребление неуклонно растет, а из возобновляемых источников энергии получено меньше, чем в предыдущем году, поскольку ветров было «чрезвычайно мало», особенно в I квартале, и, судя по данным агентства, солнце тоже светило «значительно меньше». Кроме того, развитие ВИЭ дает сбои. В Сааре, например, в 2020 году не одобрили ни одну ветряную турбину, а в Баварии добавились всего три установки. А ведь для достижения целей «светофора» в Германии каждые 3,5 часа должна строиться новая ветряная турбина! Впервые с 1997 года общий объем электроэнергии, вырабатываемой в Германии из возобновляемых источников, снижается. По данным Федерального агентства по охране окружающей среды, в 2021 году он составил около 237 млрд кВт·ч, на 5% меньше, чем годом ранее.
Основным источником энергии остается угольная энергетика, обеспечившая в структуре генерации электроэнергии в III квартале 2021 года почти треть (31,9%), значительно больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года (26,4%).
Весьма показательно, что в Германии растет импорт электроэнергии. В III квартале 2021 года из-за рубежа поступило 14,2 млрдк Вт·ч – 12% от общего объема потребляемой в стране электроэнергии, на 13,6% больше, чем в том же квартале 2020 года (12,5 млрд кВт·ч).
«Из-за поэтапного отказа от угля и ядерной энергетики для надежного энергоснабжения в будущем электроэнергию придется импортировать, – предупреждает ветеран ХДС Вольфганг Босбах. – Получать из-за рубежа электроэнергию, производимую угольными электростанциями, не соответствующими немецким стандартам, и атомными электростанциями, которые вовсе не так безопасны, как те, что все еще подключены к сети в Германии, представляется политическим абсурдом». Относительно остановки оставшихся атомных электростанций в следующем году г-н Босбах не испытывает оптимизма: «Кто-нибудь верит, что за такое короткое время нам удастся расширить использование возобновляемых источников энергии настолько, что они смогут обеспечить базовую нагрузку, заменить всю энергию один к одному? Это не сработает!»
Немецкий институт экономических исследований (DIW) тоже предполагает, что ядерная энергия скоро будет «заменена в основном за счет ископаемого топлива и увеличения импорта», как указано в еженедельном отчете в ноябре 2021 года. По данным DIW, в связи с замещением ядерной энергии энергией из других видов топлива, следует ожидать увеличения выбросов CO2.
В 2030 году «в идеале» все ныне действующие в ФРГ угольные электростанции должны закрыться согласно решению коалиции «светофорных» партий, особенно на этом настаивают «зеленые». А министр экономики Саксонии – Анхальт Свен Шульце (ХДС) предостерегает: «Если вы хотите полностью отказаться от производства электроэнергии на угле уже к 2030 году, то должны предложить альтернативное решение: откуда должна поступать необходимая электроэнергия. До сих пор "зеленые" не дали ответа на этот вопрос». Министр призывает к «массовому расширению потребления газа в качестве промежуточной технологии», для того чтобы обеспечить стабильное энергоснабжение, прежде всего промышленности.
В настоящее время постоянно доступную энергию, по мнению министра, «не может гарантировать ни энергия ветра, ни фотовольтаика, ни сжигание биомассы».
Федеральная ассоциация энергетической и водной промышленности Германии (BDEW) также выступает за развитие газовых электростанций. Они значительно «чище» угольных по выбросам CO2. К тому же, как считает управляющий директор BDEW Керстин Андреа, новые газовые электростанции в будущем должны использовать водород в качестве источника энергии и таким образом стать климатически нейтральными. «Нам нужно срочно поставить крест на расширении возобновляемых источников энергии», – уверена г-жа Андреа.
Теперь представим, что АЭС и газовую генерацию электроэнергии причислят к возобновляемым источникам энергии (лоббисты постарались и заявили об этом на самом высоком уровне в Брюсселе). Тогда часть финансовых потоков в виде субсидий, грантов и подобных им с большой вероятностью могут направить вместо ВИЭ на газовую и ядерную энергетику. Логичным видится следующий шаг – отказ от использования биомассы, тех же пеллет и щепы, на европейских электростанциях...
Означает ли это приближение заката биотопливной эры? Пожалуй, нет. В долгосрочной перспективе пеллеты будут востребованы, но все больше не на рынке электрогенерации, а для производства тепловой энергии и индустриального пара. Об этом автор неоднократно писал в журнале (№6–2012, №2–2014, №5–2015, №5–2021, №6–2021).
Текст Сергей Передерий Германия