В центре внимания

Российский ритейл хочет товары с «Лесным эталоном»

Что ответят производители продукции из древесины и бумаги?

Российская система добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» появилась как реакция на фактическую приостановку работы в стране получившей мировое признание FSC. Бывшие сотрудники FSC России разработали систему «Лесной эталон», поскольку долг специалистов, преданных защите лесов и зависящих от них людей, – сохранить достижения международной системы более чем за 20 лет существования.

Прежде всего, речь идет о механизмах взаимодействия лесного бизнеса и общества, когда учитываются различные точки зрения и интересы, а также о защите наиболее ценных участков лесов, включая малонарушенные лесные территории (МЛТ).

Для сохранения в реальности, в лесу, этих подходов, необходимо было заново собрать всю систему, пока сложившиеся ответственные цепочки поставок не распались. Также было важно, чтобы ведущие игроки рынка продемонстрировали готовность признать новую систему и включить в свои требования. Отдельный вызов при запуске системы заключался в одновременном включении разных производителей и покупателей по всей цепочке: от леса до полки в магазине или карточки товара на интернет-странице.

К счастью, идею поддержали, и рынок откликается.

Запрос ритейла VS готовность производителей

Российские предприятия и бизнесы столкнулись с проблемами в поставках, но, как показала практика, ритейл, ранее взявший курс на устойчивое развитие, не отступает от этих ориентиров. При общении с коллегами и партнерами из ритейла и e-commerce, HoReCa (сферы гостеприимства), сектора FMCG (товары повседневного спроса), команда «Лесного эталона» отметила запрос на инструмент, которым можно было бы заменить привычные международные маркировки, в том числе FSC, говорящие об устойчивом происхождении товаров и упаковки.

Ряд лесозаготовителей, небольших деревообрабатывающих предприятий и других предприятий в цепочке поставок обнаружили готовность быстро включиться в новую сертификацию, если того требует рынок. Тем более что с технической точки зрения система «Лесной эталон» выдвигает те же требования, что и FSC, по которой компании уже привыкли работать.

Крупные лесозаготовители подавали разные сигналы, видимо, с одной стороны, боролись с искушением «отдохнуть от устойчивого развития» (и, возможно, оценивали запасы древесины в МЛТ, защищенных мораториями в рамках FSC), а с другой – все же хотели сохранить лицо и ждали возвращения FSC. Возможным решением они видели внедрение внутрикорпоративной системы проверки – это хорошо, но абсолютно непрозрачно и не может вызвать доверие партнеров. Добровольные системы сертификации предполагают верификацию независимой третьей стороной и поэтому пользуются бóльшим доверием и применяются разными участниками рынка как инструмент, позволяющий отделять товары ответственного происхождения и отдавать им предпочтение.

Презентация системы, поддержка ритейла, отраслевой стандарт

18 мая состоялась онлайн-презентация системы «Лесной эталон» для ритейла и производителей, в ней участвовало примерно 200 человек. Несмотря на турбулентную обстановку на рынке и новые вызовы, у ритейла действительно мощный запрос на ответственную упаковку и устойчивое происхождение товаров. Это сигнал всем переработчикам в цепочке поставок, до самого леса.

Х5 Group, которая несколько лет назад разработала детальные рекомендации по устойчивому развитию для своих поставщиков, планирует добавить «Лесной эталон» в список рекомендуемых партнерам сертификатов. «Нам, как и раньше, важно не допустить нарушения ответственной цепочки поставок и сохранить все принципы, которым мы следовали. Мы продолжим развивать и актуализировать рекомендации по устойчивому развитию для партнеров и планируем включить "Лесной эталон" в перечень признанных нами систем сертификации после прохождения процедуры регистрации», – заявила и. о. директора по устойчивому развитию Х5 Group Мария Подкопаева.

«Оптиком» будет использовать «Лесной эталон» вместо FSC как инструмент для отслеживания устойчивого происхождения товаров и рекомендовать его своим покупателям, в том числе корпоративным клиентам, которые ввели политику «Зеленого офиса». «После прекращения работы FSC в России мы сначала пытались запрашивать у поставщиков сертификаты FSC на лесоуправление, то есть пойти вверх по цепочке, но это огромная работа, на которую нет ресурсов, – рассказала руководитель отдела устойчивого развития АО “Оптиком”. Анна Васильева. – Поэтому мы видим в "Лесном эталоне" необходимый инструмент, без которого остался весь ответственный бизнес после ухода FSC. Мы планируем внести "Лесной эталон" в требования по устойчивости цепочек поставок. Это поможет "Оптикому" и его партнерам продолжить работу в сфере устойчивого развития, которой мы занимаемся уже 12 лет».

Алтын Нугманова, директор по устойчивому развитию компании «Додо пицца», призналась, что компания недавно занялась вопросами устойчивого развития и прорабатывает с поставщиком коробок для пиццы возможность сертификации по схеме «Лесной эталон» с соответствующей маркировкой.

«Производитель санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы и макулатуры “Сыктывкар Тиссью Груп”, который ранее всю свою продукцию (включая бренд Veiro) выпускал как FSC-сертифицированную, подтвердил готовность пройти сертификацию по “Лесному эталону” и поставлять продукцию из ответственных источников на рынок», – сообщила Виктория Миронова, старший бренд-менеджер «СТГ».

Ирина Федоренко, руководитель проекта по сертификации и регистрации Российского экспортного центра сказала, что центр положительно относится к инициативе сертификации по «Лесному эталону» и будет ее поддерживать.

Еще одним важным событием, которое подтверждает серьезность подхода ритейла и его запрос на ответственную упаковку, стала разработка неправительственной группой экспертов по потребительской упаковке добровольного отраслевого стандарта устойчивой упаковки, в котором рекомендуется «Лесной эталон».

Что это значит для лесного бизнеса?

Для российского лесного бизнеса, привыкшего к тому, что повышенные требования к устойчивости цепочек поставок выдвигают (вернее, выдвигали) зарубежные покупатели и партнеры, весьма необычно, когда драйвером масштабных изменений выступает отечественный ритейл. Сегодня, когда цепочки поставок перераспределяются, на внутреннем рынке важнейшим драйвером становятся торговые сети, которые также вынуждены замещать выбывший импортный ассортимент отечественной продукцией. Это затронет не только бумажную упаковку, но и, например, сектор мебели.

Что касается традиционной и понятной для российского бизнеса ориентации на внешние рынки и биржевые требования, для компаний, которые планируют выходить на доступные России биржи, вопросы экологической и социальной ответственности останутся актуальными. Заслуженный эколог РФ Евгений Шварц в комментарии на онлайн-презентации «Лесного эталона» отметил, что на Гонконгской бирже, куда устремятся некоторые российские компании после Лондонской, экологические требования выше, а значит, в развитии сертификации «Лесной эталон» также будет большая потребность.

Техническая сторона дела

Добровольная лесная сертификация «Лесной эталон» подтверждает происхождение выпускаемой в России лесобумажной продукции из ответственных источников. На данный момент система частично базируется на собственных стандартах, частично удостоверяет соответствие требованиям стандартов международно признанной системы FSC по версиям на 7 марта 2022 года. «Лесной эталон» признает действующие сертификаты лесоуправления FSC без внутренней цепочки поставок – FM, а также приостановленные решением FSC International от 7 марта 2022 года сертификаты лесоуправления с внутренней цепочкой поставок – FM-CoC.

Стандарты «Лесного эталона» по внутренней цепочке поставок (FE-STD-03-001) от 25 мая 2022 года и по цепочке поставок (FE-STD-04-004 V 1-0) от 27 мая 2022 года уже опубликованы. Разрабатываются еще несколько стандартов, в частности, по контролируемой древесине и использованию товарных знаков «Лесной эталон». Стандарты системы размещены в открытом доступе, на официальном сайте forest-etalon.org. Об обновлениях на сайте команда оперативно оповещает в своем телеграм-канале и e-mail дайджестах.

Проверку компаний проводят органы по сертификации, которые имеют опыт добровольной лесной сертификации и заключили договор с разработчиком системы – ООО «Ответственное управление лесами». Партнерами системы «Лесной эталон» уже стали три органа по сертификации: ООО «СТАРегистр Евразия», ООО «Лесная сертификация» и Ассоциация по сертификации «Русский регистр». Они имеют право проводить аудиты и выдавать сертификаты. Все новые партнеры «Лесного эталона» из числа органов по сертификации будут приведены на сайте системы. 

Текст Юлия Бурнышева