Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Кадры

Олимпиада школьных лесничеств прошла на Вологодчине

Школьные лесничества дают существенный стимул подрастающему поколению для развития интереса к лесным наукам. Ежегодно эти организации обеспечивают лесной отрасли кадровую подпитку из высокомотивированных и грамотных молодых специалистов, с детства выбравших жизненный путь и получивших специальное лесное образование.

В марте 2022 года прошла открытая межрегиональная олимпиада школьных лесничеств, приуроченная к Международному дню лесов. Ее организаторами выступили Департамент лесного комплекса Вологодской области, Департамент образования Вологодской области, ФГБОУ «Вологодская ГМХА», АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей».

Целью мероприятия было формирование экологической, лесохозяйственной грамотности и потребности обучения в учреждениях среднего профессионального и/или высшего образования лесного профиля.

В олимпиаде участвовали школьники из 20 регионов России: Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, а также Красноярского края и республик Чувашия и Коми. В знании лесов и лесного дела состязались представители более 100 школьных лесничеств в составе двух возрастных групп: учащиеся 6–7-х и 8–9-х классов.

Олимпиада проводилась с применением дистанционных технологий.

Интеллектуальное состязание началось до выполнения олимпиадных заданий. На олимпиаду записались 455 человек, однако подать заявку на участие смог 361 человек, несмотря на подробную инструкцию о процедуре подключения. Таким образом, можно сказать, была проверена цифровая грамотность школьников.

Предусматривались два тура: тестирование и творческая работа (эссе) на заданную тему. Вопросы, предложенные школьникам в тестовых заданиях, были рассчитаны на общую эрудицию и затрагивали разные темы: лесные экосистемы, биогеоценозы, их экологические закономерности, взаимосвязи их компонентов. Ответить на них смогли знатоки природы родного края, любящие свою малую родину и ее лесные богатства. Во второй тур прошли 227 человек, написавшие творческие работы (эссе) на темы, связанные с лесом.

Если в прошлом году в Вологодской области проходила открытая областная олимпиада школьных лесничеств, то в этом году уже межрегиональная. Олимпиадные задания были разработаны в соответствии с всероссийским учебным комплексом «Школьное лесничество», размещенном на сайте Федерального агентства лесного хозяйства. В составлении олимпиадных заданий участвовали сотрудники кафедры лесного хозяйства Вологодской ГМХА. Согласно плану организаторов олимпиады, сотрудники академии провели тематические занятия по решению лесохозяйственных задач, включенных в задания, и написанию эссе. Региональный центр дополнительного образования детей сделал видео этих занятий и разослал подавшим заявки на участие в олимпиаде.

Победителем в группе учащихся 6–7-х классов стал Егор Виноградов из школьного лесничества «Лесной патруль» Вологодской области, а в группе учащихся 8–9-х классов – Илья Шахов из школьного лесничества «Юный лесник» Ярославской области. Всего в группах было 67 и 66 призеров соответственно.

Скачать сертификат участника олимпиады в электронном виде можно было сразу после выполнения заданий. Для организаторов всегда важна обратная связь с участниками, и поступали как положительные, так и критические отзывы. Участники, приславшие положительные отзывы, отмечали, что для них олимпиада стала проверкой знаний, а подготовка к ней повысила сплоченность коллективов школьных лесничеств. В критических отзывах сетовали на сложность процедуры электронной регистрации на олимпиаду, доступа на курс олимпиадных заданий и некоторых особенностей дистанционного формата. Такие оценки заставляют совершенствовать организацию олимпиады и устранять непродуманные моменты.

Рабочая группа по развитию школьных лесничеств Вологодской области работает уже несколько лет, в нее входят представители департаментов лесного комплекса и образования Вологодской области, Вологодской ГМХА как вуза, готовящего специалистов лесной отрасли высшей категории, и Регионального центра дополнительного образования детей, курирующего школьные лесничества общеобразовательных организаций. Эти организации заключили договоры о сотрудничестве, в рамках которых реализуется проект тьюторского сопровождения школьных лесничеств. Олимпиада стала неотъемлемой частью этого проекта, так как позволяет проверить у школьников Вологодской области и других регионов уровень знаний лесного дела и на его основе скорректировать дальнейшие действия и разработать необходимые мероприятия. Ставка делается на развитие движения школьных лесничеств, поскольку в них вступают ребята, которым небезразличны леса и лесное хозяйство, а при обучении по программам школьного лесничества их интерес к лесу повышается.

Решение кадрового вопроса в лесной отрасли стало острой проблемой. Есть много путей преодоления дефицита кадров. Наблюдается пренебрежение молодежи к лесным направлениям подготовки и явная недооценка важности этих профессий и специальностей. Даже среди тех, кто уже осваивает лесные профессии, отмечается неуважение к ним. Так происходит из-за стремления учебных заведений обеспечить контрольные цифры приема, зачастую принимают всех желающих, в основном тех, кто не поступил на другие специальности. В такой ситуации о мотивации изучения лесного дела речи быть не может, поскольку многие обучающиеся даже не собираются работать по специальности и не связывают свое будущее с ней, им нужен только диплом о высшем образовании. Изменить это положение сложно, нужно добиться, чтобы лесные специальности осваивали как можно больше замотивированных ребят. Таких могут воспитать школьные лесничества. Для этого надо всячески поддерживать их движение и проводить мероприятия, направленные на повышение компетентности в лесных науках. Олимпиада позволяет контролировать уровень знаний участников школьных лесничеств. Ближайшими планами на будущее в рамках тьюторского сопровождения школьных лесничеств является бесплатное прохождение их руководителями – учителями курса повышения квалификации «Основы проведения исследований лесных насаждений и организации проектной деятельности школьных объединений экологической направленности». Курс рассчитан на усиление и расширение тематики исследовательских работ, выполняемых школьными лесничествами, и включает основы организации проектной деятельности учащихся, вопросы постановки опыта в лесном хозяйстве и методики исследования лесных экосистем. 

Текст:
Владимир Вернодубенко, доцент кафедры лесного хозяйства Вологодской ГМХА
Елена Шаталова, ст. методист Регионального центра дополнительного образования детей Вологодской области
Алексей Шахматов, начальник отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов Департамента лесного комплекса Вологодской области