Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

В центре внимания

Лучший момент начать вести правильное лесное хозяйство – сейчас!

Глобальные геополитические сдвиги, произошедшие в последние месяцы, болезненно сказались на экспортно ориентированном лесопромышленном комплексе России. Большинство традиционных экологически чувствительных экспортных рынков для продукции российского ЛПК закрылись на неопределенное время, нарушены глобальные цепочки поставок, в которые были встроены российские предприятия. Очевидно, быстро компенсировать падение экспорта на прежних направлениях увеличением поставок на другие перспективные рынки не получится. Как сегодня повысить эффективность ведения лесного хозяйства, чтобы добиться максимальной экономической отдачи?

Текущий кризис предлагает критически посмотреть на проблемы российского ЛПК и принять стратегические решения, которые в будущем могут обеспечить его устойчивый рост. Для выхода из сложившейся ситуации в настоящий момент предлагаются разные, часто несовместимые решения. В части лесопользования и лесного хозяйства большинство лесопромышленников видят основное решение в сокращении расходной части, прежде всего затрат на заготовку древесины: снижение арендных платежей, смягчение законодательных требований к заготовке леса и в целом. Среди уже высказанных предложения разрешить промышленную заготовку древесины в ряде категорий защитных лесов, субсидировать затраты на освоения малодоступных неосвоенных лесов, в частности малонарушенных лесных территорий, отказаться от добровольных «повышенных» экологических обязательств (например, взятых в рамках добровольной лесной сертификации). Парадокс в том, что в ближайшей перспективе лесопромышленники ожидают значительного падения объема лесозаготовок в стране в силу низкого спроса на круглый лес, прежде всего со стороны деревоперерабатывающих производств. Также неизбежно вырастет доля затрат на строительство и поддержание инфраструктуры и логистику. При этом экспертное сообщество, а с ним солидарен и лесной бизнес, все последние годы настойчиво указывает, что не меньшие, а может, и большие, риски несет постоянное снижение качества и доступности лесных ресурсов. Единственный способ решить эту проблему – начать серьезно заниматься лесным хозяйством, не для галочки. И, как ни странно, сейчас самый подходящий момент для этого.

Проблемы и решения

Несмотря на декларируемое обилие лесов в России, основной проблемой отечественного лесного сектора является нехватка древесного сырья. Ведь наиболее привлекательные для промышленности леса Европейско-Уральской части РФ, юга Сибири и Дальнего Востока истощены так называемой экстенсивной моделью ведения лесного хозяйства, предусматривающей упрощенный порядок действий в лесу (только рубка спелого леса и последующее лесовосстановление, зачастую не приводящее к восстановлению хозяйственно ценных, целевых пород в расчетные сроки).

По оценке ФБУ «СПбНИИЛХ», с 1950-х годов доля хвойных пород в расчетной лесосеке в указанных регионах снизилась на 25–30%. Транспортно доступные лесные массивы первичных лесов в Европейско-Уральской части РФ были исчерпаны еще в 1960-1970-х годах, а в Сибири сейчас подходят к концу.

Выход из ситуации видится в широком внедрении интенсивной модели ведения лесного хозяйства (ИЛХ), предусматривающей проведение на лесных участках комплекса мероприятий – рубок спелого леса, эффективного естественного и/или искусственного восстановления лесов, рубок ухода за молодняками, рубок прореживания, проходных рубок и т. п.

Интенсивное лесное хозяйство (ИЛХ) предполагает переход от однократного использования лесного участка за оборот рубки леса (то есть заготовку древесины только при рубках спелого леса) к многократному (заготовке древесины при рубках спелого леса и рубках ухода).

В России переход к ИЛХ приходится осуществлять в истощенных масштабными рубками и пожарами лесах. Значительную часть этих лесов составляют возобновившиеся естественным образом вторичные, лиственные и смешанные (лиственно-хвойные) насаждения в возрасте 50–60 лет. То есть комплекс мероприятий интенсивного лесного хозяйства приходится начинать в условиях дефицита спелых лесов для рубок и последующего восстановления целевыми древесными породами, необходимости проведения рубок ухода в молодняках, возобновившихся естественным образом, а также при дефиците средневозрастных насаждений, пригодных для проведения коммерческих рубок ухода (рубок прореживания, проходных рубок).

Актуальное лесное законодательство России не содержит непреодолимых ограничений или препятствий, делающих невозможным интенсивное лесное хозяйство на арендованном лесном фонде. Наиболее благоприятные с точки зрения нормативного регулирования условия созданы в пилотных лесных районах, выбранных для реализации «Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов» (на текущий момент в Двинско-Вычегодском таежном лесном районе, Балтийско-Белозерском таежном лесном районе, Среднеангарском таежном лесном районе, Байкальском горном лесном районе, Карельском таежном лесном районе, Карельском северо-таежном лесном районе).

Для стимулирования предприятий-арендаторов к многократному использованию лесных участков за оборот рубки леса, при финансовой поддержке ООО «Ответственное управление лесами» и российской системы добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» в рамках проекта «Восстановление лесов на “пять”!» разработана методика оценки потенциала арендованной территории лесного фонда для ведения интенсивного лесного хозяйства при сохранении экологического и социального потенциала лесов. Методика стала развитием положений и рекомендаций дорожной карты перехода к интенсивному лесному хозяйству в пределах арендованных предприятиями участков лесного фонда, разработанной ранее при поддержке FSC России.

Дорожная карта перехода к интенсивному лесному хозяйству

Лесопользование в России в соответствии с действующим законодательством носит заявительный характер (ст. 26 Лесного кодекса РФ). Этот основополагающий принцип позволяет осуществить переход к интенсивному лесному хозяйству с учетом интересов и обязанностей арендаторов участков государственного лесного фонда.

При выборе целей интенсивного лесного хозяйства (целей лесовыращивания) на определенной территории арендатор участка лесного фонда почти не ограничен какими-либо нормативными и законодательными документами. Государство как арендодатель в Лесном плане каждого субъекта Российской Федерации заявляет только так называемые целевые породы и планируемые объемы различных лесохозяйственных мероприятий.

Предполагается, что арендатор, намеревающийся перейти к ИЛХ на арендованном участке лесного фонда, имеет общее представление об интенсивном лесном хозяйстве (в том числе затратах ресурсов на такое хозяйство и преимуществах/недостатках по сравнению с традиционным, экстенсивным, лесным хозяйством, и собирается изучить возможности перехода к ИЛХ на участке лесного фонда.

Дорожная карта перехода к интенсивному лесному хозяйству предусматривает девять шагов арендатора к цели.

Чтобы оценить потенциал арендованной территории лесного фонда для ведения интенсивного лесного хозяйства, достаточно выполнить шаги 1–2.

Дорожная карта перехода к интенсивному лесному хозяйству
Дорожная карта перехода к интенсивному лесному хозяйству

Особенности дорожной карты

Предлагается единая дорожная карта (для пилотных и непилотных лесных районов), поскольку нормативная база действий государства-арендодателя и предприятия-арендатора участка лесного фонда единая.

В «Правилах ухода за лесами» прописаны различия в проведении мероприятий по уходу за лесом для пилотных и непилотных лесных районов:

1. В пилотных лесных районах (на текущий момент в Двинско-Вычегодском таежном, Балтийско-Белозерском таежном, Среднеангарском таежном, Байкальском горном, Карельском таежном, Карельском северо-таежном) можно пользоваться упрощенными таблицами для проектирования уходов за насаждениями для ИЛХ, а вне пилотных необходимо пользоваться сложными таблицами, требующими высокой квалификации инженерно-технического персонала (см. приложение к «Правилам ухода за лесами»);

2. В пилотных регионах для ИЛХ предлагается бóльший процент выборки (интенсивности ухода) для коммерческих рубок ухода (прореживаний, проходных рубок).

По экспертной оценке, вне пилотных регионов коммерческие рубки ухода могут быть экономически выгодными при правильном подборе делянок и квалифицированном выполнении работ. Разумеется, увеличение процента выборки позволяет не только заготавливать больше древесины с единицы площади, но и сокращать издержки на транспортную инфраструктуру, подбор и отвод делянок, оформление документов, переброску техники.

Подготовительные работы (1–5 этапы) необходимо выполнить каждому арендатору, планирующему переход к ИЛХ на участке лесного фонда. Проведение собственно лесохозяйственных мероприятий при переходе к интенсивному лесному хозяйству (6–9 этапы) возможно двумя способами: поэтапно и частично.

При поэтапном на всей выбранной территории (это может быть весь арендованный участок лесного фонда либо его часть) нужно сначала спланировать и провести лесовосстановление (естественное или искусственное), затем рубки ухода за молодняками, а потом коммерческие рубки ухода (прореживания и проходные рубки). Такой подход позволяет менять практику лесоуправления постепенно, по мере накопления опыта, и не требует сразу всего объема необходимых инвестиций (подобную схему использует ООО «Мется Форест Подпорожье», Ленинградская область РФ).

При частичном переходе все мероприятия интенсивного лесного хозяйства планируются и реализуются одновременно на ограниченной, выделенной территории (в пределах арендованного участка лесного фонда либо его части). Полученный опыт затем распространяется на другие территории. Такой подход тоже позволяет распределить во времени вложение инвестиций, однако ускоряет изменение практики лесоуправления и накопление опыта.

Одним из наиболее приемлемых вариантов внедрения считается так называемый поквартально-блочный метод.

Суть его заключается в концентрации всех видов работ (ремонт и поддержание дорог, заготовка древесины, лесовосстановление, рубки ухода и проч.) на относительно небольшой территории (например, в Латвии на участке 3000 га в течение семи лет). Метод создает условия для эффективного использования машин, механизмов и рабочей силы, а также позволяет экономить ресурсы при выполнении арендных обязательств. На арендованном участке лесного фонда можно запланировать несколько таких блоков по мере накопления опыта проведения всех видов работ.

В Европейской части РФ, где высокая освоенность лесных территорий, поквартально-блочный метод рекомендуется «привязывать» к существующей сети лесных дорог.

Возможно, для средних и малых арендаторов, экономически предпочтительным окажется ведение интенсивного лесного хозяйства только на части арендованного участка лесного фонда (часть договора аренды). Поквартально-блочный метод будет при этом наиболее предпочтительным вариантом организации и проведения работ.

Оценка потенциала арендованной территории лесного фонда

При принятии решения о переходе к интенсивному лесному хозяйству целесообразно провести предварительную оценку лесного участка фонда с точки зрения перспективности ведения в нем ИЛХ (по запасу и желаемому породному составу). Следует критически относиться к имеющимся на участок материалам лесоустройства (известно, что только 16% площади лесов России имеют давность лесоустроительных работ до 10 лет).

Для уточнения данных лесоустройства на арендованном участке лесного фонда возможны следующие меры (в порядке уменьшения затрат арендатора):

  • проведение лесоустройства на арендованном участке лесного фонда (с учетом особенностей действующего законодательства);
  • установление характеристик отдельных территорий арендованного участка лесного фонда (особенно при использовании поквартально-блочного метода организации работ);
  • оформление актов несоответствия на обследованные территории или отдельные участки (выдела).

Исходные материалы для оценки:

  • договор аренды участка лесного фонда (для оценки границ участка);
  • лесохозяйственный регламент;
  • материалы лесоустройства (лесоустроительные планшеты, таксационные описания, желательно не старше пяти лет);
  • проект освоения лесов;
  • материалы, содержащие сведения о выполненных и запланированных работах на арендованном участке лесного фонда (например, отчеты об использовании лесов, лесные декларации, проекты лесовосстановления, проекты рубок ухода и проч.).

Дополнительные материалы для оценки (если доступны): материалы, содержащие сведения об актуальном состоянии дорожной сети на арендованном участке лесного фонда; материалы обследования природно-производственные условий на арендованном участке лесного фонда; материалы корректировки лесоустройства на арендованном участке лесного фонда; космические снимки территории арендованного участка лесного фонда (если предполагается использование ГИС-программ для оценки участка лесного фонда).

Если предполагается использование ГИС-программ, то материалы лесоустройства желательно получить в исходном виде (в виде файлов), что позволит упростить и автоматизировать рутинные операции ввода и анализа данных на компьютере.

Порядок действий при изучении природно-производственных условий на арендованном участке лесного фонда (шаг 1 на схеме «Дорожной карты»)

Перед началом оценки арендованного лесного фонда следует исключить из анализа территории лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ), если таковые имеются. В настоящее время наиболее полная информация о ЛВПЦ России собрана на сайте https://hcvf.ru/.

1. Прежде всего на арендованном участке лесного фонда следует выделить спелые леса для проведения прибыльных сплошных или выборочных рубок.

Такие леса не должны располагаться дальше 1 км от проезжих для автотранспорта дорог круглогодичного действия, иметь I–III бонитет и запас не менее 100 м3/га.

При камеральном подборе из действующего Проекта освоения лесов (ПОЛ) следует выбирать только те делянки, которые удовлетворяют перечисленным выше критериям.

При подборе следует также предварительно намечать способы лесовосстановления на делянках сплошных рубок (см. таблицу из лесохозяйственного регламента «Способы лесовосстановления в зависимости от количества жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород»). Предпочтение следует отдавать естественному лесовосстановлению как более дешевому по сравнению с искусственным.

Строительство новой проезжей для автотранспорта дороги круглогодичного действия можно предусмотреть, если затраты покрываются доходами от заготовленной древесины.

2. На территории необходимо определить участки для лесовосстановления (отдельно для естественного и искусственного). Очевидно, что такие участки образуются на месте сплошных рубок.

Для получения лесоводственного эффекта и минимизации затрат на лесовосстановление и последующие мероприятия по уходу за лесом, участки должны иметь I–III бонитет и располагаться не далее 1 км от проезжих для автотранспорта дорог круглогодичного действия.

3. Агротехнические и лесоводственные уходы следует намечать на делянках с лесными культурами (так как это дорогой способ лесовосстановления).

Пригодность делянок (степень зарастания, наличие дорог) для выполнения уходов предварительно можно определить по космоснимкам. При этом на делянках должны произрастать деревья целевых (хозяйственно ценных) пород (минимальное число указано в таблицах Приложения 3 действующих «Правил ухода за лесами». Окончательное решение следует принимать по результатам наземного обследования делянок.

При камеральном подборе из действующего ПОЛ следует выбирать только те делянки, которые имеют I–III бонитет и располагаются не далее 1 км от проезжих для автотранспорта дорог круглогодичного действия. Следует также рассматривать подходящие по критериям делянки, которые появились после начала освоения участка лесного фонда (например, через 2–3 года работы по ПОЛ в лесном фонде уже могут появиться делянки, нуждающиеся в проведении агротехнических и лесоводственных уходов). Также следует учитывать данные инвентаризации лесных культур.

4. Рубки ухода за молодняками (РУМ) следует планировать на делянках с лесными культурами (так как это наиболее дорогой способ лесовосстановления).

Пригодность делянок (степень зарастания, наличие дорог) для выполнения РУМ предварительно можно определить по космоснимкам. При этом на делянках должны произрастать деревья целевых (хозяйственно ценных) пород (минимальное количество определяется по таблицам Приложения 3 действующих «Правил ухода за лесами»). Параметры деревьев целевых и нецелевых пород следующие: высота до 6–8 м, диаметр стволика – до 6–8 см. В более крупных насаждениях проведение РУМ потребует повышенных затрат. Окончательное решение следует принимать по результатам наземного обследования делянок.

При камеральном подборе из действующего ПОЛ следует выбирать только те делянки, которые имеют I–III бонитет и располагаются не далее 1 км от проезжих для автотранспорта дорог круглогодичного действия. Следует также рассмотреть подходящие по критериям делянки, которые появились после начала освоения участка лесного фонда (например, через пять лет работы по ПОЛ в лесном фонде уже могут появиться делянки, нуждающиеся в проведении РУМ).

5. Для коммерческих рубок ухода (то есть заготовки ликвидной древесины) следует выделять участки, расположенные не далее 1 км от проезжих для автотранспорта дорог круглогодичного действия, I–III бонитета и с запасом не менее 100 м3/га. Дополнительные параметры насаждения: полнота не менее 0,7; диаметр целевой породы – от 12 см.

При камеральном подборе из действующего ПОЛ следует выбирать только те делянки, которые удовлетворяют перечисленным выше критериям. Следует также рассматривать подходящие по критериям делянки, которые появились после начала освоения участка лесного фонда. Строительство новой проезжей для автотранспорта дороги круглогодичного действия можно предусматривать, если затраты покрываются доходами от заготовленной древесины.

Порядок действий при выборе территории для ИЛХ на арендованном участке лесного фонда (шаг 2 на схеме «Дорожной карты»):

1. Выделить зоны наибольшей концентрации участков для проведения прибыльных сплошных или выборочных рубок в спелых лесах на основании материалов проведенного анализа арендованного лесного фонда.

2. Выделить зоны наибольшего наложения мест концентрации существующих и перспективных участков для рубок в спелых лесах и участков для проведения лесохозяйственных мероприятий.

3. Предварительно определить доходы и расходы на выполнение всего объема мероприятий на период планирования (период планирования – например, срок действия «Проекта освоения лесов», срок действия договора аренды или иной период).

Следует помнить, что ведение интенсивного лесного хозяйства экономически возможно для предприятия-арендатора, если доходы от такого лесного хозяйства превышают необходимые затраты (инвестиции) на период планирования.

Выполнение оценки потенциала территории лесного фонда возможно двумя способами. Первый – вручную, путем анализа бумажных материалов и карт лесоустройства. Трудоемкость процедуры велика, а результат не гарантирован, так как в процессе работы необходимо анализировать тысячи строк информации о состояние выделов на территории аренды участка лесного фонда. Производственный опыт показывает, что вручную можно обработать информацию для участка лесного фонда площадью не более 10 тыс. га.

Второй способ – с применением ГИС-программ и цифровых материалов лесоустройства. Применение ГИС-программ позволяет существенно облегчить и ускорить оценку потенциала лесного фонда и организовать систему оперативного учета планируемых и выполненных мероприятий, в том числе для подготовки отчетов государству как собственнику лесов.

При выборе целей и территории для интенсивного лесного хозяйства на арендованном участке лесного фонда возможны два варианта:

  • методы интенсивного лесного хозяйства предполагается применять на всех выделах арендованного участка лесного фонда (договор аренды);
  • методы интенсивного лесного хозяйства предполагается применять только на определенных выделах арендованного участка лесного фонда (часть договора аренды), например, сгруппированных по территориальному признаку, по признаку целевой древесной породы или других.

Следует отметить, что действующее законодательство прямо не предусматривает возможность ведения ИЛХ только на отдельных территориях из договора аренды участка лесного фонда. Однако арендатор участка лесного фонда может и имеет право самостоятельно определить территории в пределах арендованного участка, на которых будут применяться методы интенсивного лесного хозяйства, чтобы добиться желаемого лесоводственного и экономического эффекта.

Например, проект освоения лесов (см. п. 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки») предоставляет только набор выделов, где что-то предполагается выполнять, но не устанавливает, когда именно и в какой последовательности эти выделы должны быть освоены. Главное, чтобы были выполнены установленные (договором аренды и проектом освоения лесов) объемы и виды работ.

При разработке возможных сценариев (программ) ведения ИЛХ следует учитывать желаемые целевые породы (из предусмотренных Лесным планом субъекта РФ), объем заготовки древесины целевых пород (с учетом ограничений по договору аренды) и уровень доходности от ведения ИЛХ, а также выполнение установленных договором аренды объемов лесохозяйственных мероприятий.

Окончательное решение о выборе территории для интенсивного лесного хозяйства на арендованном участке лесного фонда следует принимать на основании всестороннего анализа разработанных сценариев (программ) ведения ИЛХ.

Если экономический эффект от сценариев (программ) ведения интенсивного лесного хозяйства не устраивает арендатора, рекомендуется отказаться от такого подхода на выбранной территории. В этом случае экономически целесообразно переходить на вариант ведения лесного хозяйства «с элементами интенсификации».

При оценке экономического эффекта ИЛХ следует учитывать следующие факторы:

  • предприятие – арендатор участка лесного фонда стремится максимизировать прибыль от своей деятельности;
  • предприятие – арендатор участка лесного фонда может устойчиво существовать только при условии превышения доходов от своей деятельности над затратами;
  • предприятие – арендатор участка лесного фонда имеет право на получение дохода от использования этого участка;
  • инвестиции в интенсивное лесное хозяйство могут принести доход предприятию-арендатору только спустя длительное время;
  • природно-производственные условия на арендованном участке лесного фонда могут препятствовать получению прибыли от интенсивного лесного хозяйства;
  • существуют альтернативные интенсивному лесному хозяйству направления деятельности (в том числе не связанные с лесным фондом), способные обеспечить предприятию-арендатору бóльшую прибыль от инвестиций.

Таким образом, выбор территории для интенсивного лесного хозяйства, а также приемлемого сценария ведения ИЛХ на этой территории предоставлен предприятию – арендатору участка лесного фонда. От корректности этого выбора зависит устойчивое существование предприятия-арендатора.

Если ведение интенсивного лесного хозяйства на всем арендованном участке лесного фонда экономически невозможно, следует рассмотреть возможность ведения такого хозяйства на части арендованного участка лесного фонда, например, на выделах, сгруппированных по территориальному признаку, признаку целевой древесной породы или другому.

Возможно, для средних и малых арендаторов, экономически предпочтительным окажется ведение интенсивного лесного хозяйства на части арендованного участка лесного фонда.

Вместо заключения

В условиях радикально меняющейся структуры затрат на заготовку древесины увеличение инвестиций в лесное хозяйство, особенно в уход за молодняками, представляется наиболее адекватным решением проблемы постоянного снижающейся доступности качественного лесного ресурса. Быстрый переход на интенсивные методы ведения лесного хозяйства в пределах всех арендованных участков лесного фонда (договоров аренды) невозможен экономически. Но заниматься внедрением нормального лесного хозяйства надо уже сейчас, чтобы не опоздать. Начинать можно с малого – качественного ухода в молодняках хотя бы на части арендованного участка лесного фонда (часть договора аренды). Для этого необходимо подобрать участки, потенциальная экономическая отдача от ведения лесного хозяйства на которых максимальная, например, с высокой концентрацией групп выделов, характеризующихся транспортной доступностью и перспективами выращивания древостоев целевых древесных пород.

Результаты оценки потенциала арендованной территории лесного фонда по предлагаемой методике могут стать основой для разработки документов планирования предприятия (проекта освоения лесов и проч.) и организации работ по интенсивной модели ведения лесного хозяйства на предприятиях – арендаторах лесного фонда.

Методика также может применяться как инструмент оценки качества и совершенствования лесного хозяйства органами исполнительной власти (контролирующими деятельность предприятий – арендаторов лесного фонда) и аудиторами систем добровольной лесной сертификации.

Органы исполнительной власти могут использовать методику для включения в нормативные документы по оценке деятельности предприятий – арендаторов лесного фонда в эксплуатационных лесах многолесных регионов страны (Европейско-Уральской части РФ, юга Сибири и Дальнего Востока) для принятия решений о заключении (продлении) договоров аренды лесных участков с добросовестными арендаторами без проведения торгов и компенсации добросовестным арендаторам лесных участков части затрат на мероприятия по формированию лесных насаждений целевых древесных пород, в том числе рубки ухода за молодняками. 

Текст:
Николай Шматков,
Михаил Карпачевский, АНРГ,
российская система добровольной лесной сертификации «Лесной эталон»
Андрей Родионов, Александр Марковский, ООО «Лесная территория»