За рубежом

Листая старые страницы

Почему бы бизнесу не сфокусироваться на бывшей Советской Республике?

В недавней статье о весеннем биотопливном конгрессе в Петербурге были процитированы данные из онлайн-доклада автора этих строк и, в частности, указано, что румынский порт Джурджулешты, представляющий стратегический интерес для российских производителей, способен ежегодно переваливать 1,4 млн т пеллет. Надо признать, это неверно, поскольку упомянутый объем соответствует общему годовому обороту порта, а грузы – это в основном нефтепродукты, зерновые и другие насыпные грузы. Но требовательность заметивших досадную неточность читателей журнала напомнила, что пора рассказать об этом дунайском порте подробнее. Итак, Джурджулешты.

Автор у ворот СЭЗ
Автор у ворот СЭЗ

Нельзя не упомянуть здесь и еще одну статью из журнала «ЛесПром­Информ» – «Проект Energy Barge. Как голубой Дунай становится биоэнергетическим», посвященную программе расширения использования биомассы в электроэнергетике и других секторах экономики придунайских стан. К этой же теме можно отнести и проект «Энергия и биомасса», который реализовывался в Республике Молдова еще в в 2012–2013 годах (и об этом журнал тоже писал). В развитие этой темы стоит обратить внимание читателей на бывшую советскую республику Молдавию (МССР), предлагающую поучительный для России пример государственного комплексного подхода к использованию возобновляемых источников энергии, и в первую очередь биомассы растительного происхождения.

Сейчас мало кто знает, что после развала Советского Союза прежде сухопутная республика стала морской державой, у которой флот хоть и совсем небольшой, можно сказать, «москитный» (то есть состоящий главным образом из малотоннажных судов прибрежного плавания), однако на международных рынках морских перевозок флаг Молдовы рассматривается как «удобный».

И молдавский порт Джурджулешты представляет немалый интерес в качестве точки перевалки грузов морских портов Азово-Черноморского бассейна дальше по Дунаю и внутренним водным путям Европы. Он расположен в молдавском селе Джурджулешты (Джурджулешть), что в 134 км от Черного моря, на левом берегу рек Прут и Дунай, в месте их слияния. Международный свободный порт Джурджулешты был создан в 2006 году в результате передачи Украиной 430 м (!!!) побережья Дуная и Прута Молдавии в обмен на часть ее приграничной территории. Это единственный порт Республики Молдова с выходом в Черное море через морской участок Дуная. Портовая территория получила статус свободной экономической зоны до 2030 года, и национальным и международным инвесторам там предлагаются благоприятные условия для инвестиций и бизнеса. Джурджулешты стал региональным логистическим узлом на границе с ЕС. Минимальная глубина причала на реке Прут 5 м, а терминалов на реке Дунай – 7 м, что позволяет заходить туда как морским судам, так и судам типа «река – море».

В сентябре 2014 года в порту был введен в эксплуатацию железнодорожный терминал со смешанной колеей. Это первый частный терминал такого типа, обеспечивающий прямые перевозки жидких и сухих грузов, включая контейнерные. Перевозки осуществляются узкоколейными вагонами европейского типа и вагонами советского типа, предназначенными для использования в СНГ. Рядом с контейнерным терминалом в настоящее время стрoится рампа для судов типа ro-ro.

Перевалки в Международном свободном порту Джурджулешты (МСПД) в 2021 году достигли рекордного объема 1,4 млн т, превысив на 30% предыдущий рекорд, зарегистрированный в 2019 году. Высокий спрос на услуги по перевалке грузов возник после тяжелого 2020 года ввиду ограничений на экспорт зерна из-за низкого урожая сезона 2020/21 и пандемии коронавируса. Объем грузовых перевалок в 2021 году увеличился на 50% относительно показателя 2020 года.

Что касается пеллет, то, по предварительным данным оператора порта – немецкой логистической компании, можно говорить о перевалке от 100 тыс. т в год. Это не 1,4 млн т, но довольно большой объем.

C 2021 года автор вел переговоры с рядом российских производителей пеллет о поставках их продукции из портов Азовского и Черного морей с перевалкой в порту Джурджулешты на речные баржи, не более 3500 т навалом в каждую. Фрахт из Джурджулешт до Вены, Линца (Австрия) и Регенсбурга (Бавария, ФРГ) в 2021 году обходился в $25–28 за тонну. И это была вполне проходная цена для поставок гранул крупным потребителям в придунайских странах, даже несмотря на то, что Таганрогский морпорт запросил фрахт до Джурджулешт по €45 за тонну. Южный коридор поставок пеллет (судовые партии) в Европу так и не заработал, и «классическая» схема доставки из балтийских портов в Данию, страны Бенилюкса, Великобританию и другие не могла обеспечивать крупных потребителей в центральной и юго-восточной Европе, не имеющих прямого выхода к морю, поскольку в северных портах ЕС перевалка на внутренние речные суда нерентабельна.

Тогда, в начале 2022 года, на переговорах при участиии Департамента инвестиций Республики Молдова фирма EKO-Holz und Pellethandel GbR договорилась с владельцами порта Джурджулешты о перевалке пеллет (навалом) без таможенных и других платежей в свободную экономическую зону (СЭЗ), откуда после упаковки на специально построенной линии их будут доставлять конечным потребителям автомобильным транспортом, а по Дунаю и притокам – навалом или в биг-бэгах. Порт не скрывал заинтересованности в новом для него и перспективном направлении работы с биотопливом. Однако из-за обстановки на Украине и вступления в силу пятого и шестого пакетов санкций против России от этого проекта пока пришлось отказаться.

На сегодня ряд российских производителей пеллет планируют вывод производства из России, чаще всего выбирая Сербию и другие страны, выделившиеся из состава бывшей Югославии. Но почему-то не обращают должного внимания на Румынию. А между тем в этой стране фактически тот же язык, что и в Молдове, – где все говорят и по-русски, то есть никаких проблем с коммуникацией не будет, в отличие от той же Сербии, например.

И еще о Румынии. Общий объем лесных насаждений в стране оценивается в 1750 млн м3, средний 274 м3/га. В основном это естественные насаждения, состоящие из бука, дуба, ели и пихты.

Румыния – крупный лесоэкспортер, поставляющий почти 5 млн т древесины и изделий из нее в арабские страны, Турцию, Китай и Японию. В Европе основные импортеры румынской древесины Италия, Австрия, Венгрия и Германия. В ЕС Румыния седьмая по производству древесины и лидер по выпуску пиломатериалов из лиственных пород (более 17% общего объема). Объем заготовки леса и деловой древесины составляет 3% общеевропейского – это примерно 10 млн м3, обеспечившие десятое место в ЕС. В румынском лесном секторе в основном представлены малые и средние предприятия.

Осенью, к началу отопительного сезона, в сельской местности почти перед каждым домом и вдоль дорог можно увидеть большие кучи обрезанных веток садовых деревьев, виноградной лозы и даже пиловочника. Использование древесины для отопления обычное дело для страны, в которой 30% территории покрыто лесами, а половина 9-миллионного населения – сельские жители. В ход идут и отходы лесопиления и деревообработки, АПК, которых очень много.

Энергия из биомассы пока не играет заметной роли в энергобалансе Румынии, хотя большой потенциал этого источника очевиден. Есть примеры успешных проектов, но они не в фокусе общественных интересов. Сегодня правительство больше внимания уделяет гидроэнергетике, которая широко развита, а также получению ветровой и солнечной энергии.

Древесные пеллеты массово пока не используются. Фирм-производи­телей больше двадцати, однако большую часть продукции они экспортируют, в основном в Италию, Австрию, Швейцарию и Германию. Крупнейший производитель пеллет в Румынии – деревообрабатывающая компания Schweighofer со швейцарским капиталом; две крупные национальные компании – Ameco и Eco Energ Lem. Точной статистики производства в стране пеллет и брикетов пока нет, но, по данным разных источников, годовой объем больше 1 млн т, что весьма скромно при масштабах доступной сырьевой базы. Некоторые заводы производят пеллеты из соломы и других отходов АПК. Ряд мебельных фабрик и заводов по выпуску кормов для животных используют твердую биомассу для получения тепловой и электрической энергии в когенерационных установках. Например, упомянутая Schweighofer эксплуатирует на румынских производственных площадках когенерационные станции для сушки пиломатериалов. 


Кстати

Привилегии компаний, зарегистрированных в свободных экономических зонах Республики Молдова:

  • налог на прибыль 0% при вложении от $1 млн;
  • НДС на акцизы и таможенные платежи 0%;
  • государственные гарантии защиты от изменений в законодательстве в течение 10 лет;
  • работа таможенной службы в режиме 24/7;
  • развитая дорожная и коммунальная инфраструктура;
  • «зеленый коридор» на границе ЕС;
  • обучение и коммуникация на двух языках по выбору (русский, румынский, турецкий, английский, немецкий);
  • ресурс рабочей силы с конкурентной оплатой (средняя з/п $300);
  • регистрация компании за один день;
  • предоставление юридического адреса и обработка корреспонденции – от €20 в месяц;
  • аренда офисного помещения – €100 в месяц;
  • поддержка инвесторов администрацией СЭЗ.

Текст
Сергей Передерий, s.perederi@eko-pellethandel.de