Перспективная ниша для производителей лесных машин
По мнению общественного омбудсмена по вопросам лесной отрасли Сергея Стороженко, российские лесозаготовители пострадали от санкций «существенно сильнее иных отраслей промышленности». Дефицит техники и комплектующих уже сформировался, а найти аналоги в России и Китае удается далеко не всегда.
В связи с этим в качестве временной меры некоторые эксперты предлагают попытаться организовать импорт лесозаготовительной техники через третьи страны, в том числе ЕАЭС. Но сделать это будет довольно сложно, потому что харвестеры, форвардеры и другая спецтехника – это штучный товар, отследить конечную точку их поставки западные производители смогут довольно легко.
В условиях санкций и полного ухода ведущих иностранных производителей из России первоочередной задачей представляется скорейшее налаживание собственного производства лесозаготовительных машин. Для этого необходимо профессионально проанализировать ситуацию с лесозаготовками в новых условиях и определить, какая техника в первую очередь необходима сейчас взамен импортной.
По оценке ФБУ «СПбНИИЛХ», наиболее привлекательные леса Европейско-Уральской части РФ, юга Сибири и Дальнего Востока истощены вследствие использования экстенсивной модели ведения лесного хозяйства. Крупные лесопромышленные предприятия России сообщают о нехватке древесного сырья, увеличении плеча вывозки до 150–200 км и падении среднего объема заготовки с одного гектара (не менее чем в 2–3 раза, до 80–100 м3/га).
Таким образом, в настоящее время наиболее актуален вопрос доступности леса. Эта проблема была и раньше, но сейчас ситуация усугубилась – в условиях санкций нести огромные затраты на освоение удаленных участков со строительством новых дорог, постоянным перемещением техники, подвозом топлива, организацией вахты, вывозки древесины и прочим экономически невозможно.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением правительства РФ от 11 февраля 2021 г. №312-р) определено, что одним из главных векторов развития является «переход от экстенсивной модели освоения лесов к интенсивному использованию и воспроизводству лесов».
В настоящее время в ряде российских регионов (прежде всего на Северо-Западе) на лесосырьевых базах крупнейших предприятий реализуются пилотные проекты интенсификации использования лесов. На арендованных лесных территориях осуществляется поэтапный переход на интенсивную модель использования лесов, направленную на увеличение съема лесной продукции с единицы площади и устойчивое обеспечение предприятий лесного комплекса сырьем на освоенных и транспортно-доступных территориях.
Основным источником дополнительного объема древесины при интенсификации лесопользования являются средневозрастные насаждения, в которых проводятся рубки ухода с повышенным процентом выборки с одного гектара. Сегодня на Северо-Западе объем заготовки древесины в средневозрастных насаждения приближается к 1 млн м3 (группа «Илим» – 700 тыс., «Монди СЛПК» – до 100 тыс., «Сегежа Групп» – 100 тыс. м3).
Для выполнения таких рубок с одновременным соблюдением лесоводственных требований требуется техника (харвестеры, форвардеры), рассчитанная на диаметр стволов от 8 до 20 см и характеризующаяся низким давлением на грунт и небольшими габаритами.
Российские лесозаготовители применяют такие комплексы машин, но иностранного производства. По нашей оценке, на сегодня спрос на такую технику в России только формируется; в лесу работает около 15 таких комплексов.
В нынешних условиях, с введением ограничений и уходом с рынка основных поставщиков лесозаготовительной техники (преимущественно из так называемых недружественных стран), уже сформировался дефицит техники, запасных частей и комплектующих даже для проведения традиционных сплошных рубок в спелых лесах. В этих условиях актуальным становится развитие собственного производства лесных машин, в том числе для рубок ухода в средневозрастных насаждениях.
По оценке лесоустроителей, наиболее перспективны для рубок ухода в средневозрастных насаждениях на Северо-Западе Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Ленинградская область. Там, судя по расчетным лесосекам лесных планов регионов, уже есть ресурс древесины от рубок ухода в объеме 6,3 млн м3/год. С переходом на интенсивную модель лесопользования этот объем составит не менее 17 млн м3/год.
Кроме того, План мероприятий по реализации «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 16.03.2022 №510-р) предусматривает не только расширение перечня лесных районов для внедрения интенсивной модели, но и «введение альтернативного возрасту насаждения параметра среднего диаметра насаждения, по достижении которого допускается проведение сплошной (финальной) рубки», как в Финляндии.
Только в вышеуказанных субъектах Российской Федерации объем насаждений, состоящих из деревьев небольшого среднего диаметра, подходящих для заготовки ликвидной древесины, составит больше 50 млн м3 в год. Лесозаготовителям будет выгоднее пользоваться именно этой древесиной, расположенной на «плече вывозки» не больше 50–80 км, чем осваивать удаленные участки с крайне высокими затратами. Кроме того, учитывая рост мощностей ЦБК, потребляющих балансовую древесину, и широкое использование тонкомерных стволов, перспективы потребления и заготовки такой древесины весьма высоки.
Очевидно, что ситуация с истощением лесных ресурсов Европейского Севера России и переносом заготовки в средневозрастные насаждения будет повторять скандинавскую. На сегодня в Финляндии в год на сплошные рубки (в спелых лесах) приходится 100 тыс. га, а на рубки ухода в средневозрастных насаждениях – 400 тыс. га. Соответственно, технологический спрос будет смещен в сторону менее габаритных лесозаготовительных машин.
Предварительные расчеты показывают, что для обеспечения заготовок древесины в средневозрастных насаждениях потребуется (нарастающим итогом) не менее 400 комплексов машин (харвестер + форвардер) легкого и среднего класса. Можно также отметить, что особенности российских средневозрастных насаждений (отсутствие ухода в молодняках, преимущественно естественное восстановление и т. п.) не позволяют успешно заимствовать иностранную технику, рассчитанную на работу в ухоженных насаждениях. В частности, для работы в российских условиях необходимо усиливать манипуляторы и ходовую часть.
Совершенно очевидно, что производитель такой техники, который оперативно разработает и предложит рынку надежные, адаптированные к российским условиям малогабаритные комплексы лесных машин не только первым займет открывающуюся нишу, но и обеспечит почти полную монополию своего производства минимум на 10–15 лет. Если производитель будет предлагать не только технику, но и услуги по обучению персонала (операторов харвестеров и форвардеров, а также инженеров – организаторов рубок ухода), его позиция на рынке будет непоколебима.
Следует иметь ввиду, что это окно возможностей не будет долговременным, так как несмотря на все политические сложности, иностранные производители (прежде всего из Швеции и Финляндии) не захотят терять такой рынок сбыта, как Россия, поэтому их возвращение неизбежно (вопрос только – на каких условиях).
Можно также отметить, что российские лесозаготовители по инерции предпочитают покупку крупногабаритной техники для сплошных рубок в неосвоенных спелых лесах. По нашей оценке, происходящая в лесном секторе перестройка (переориентация экспортных потоков, развитие поставок на внутренний рынок) неизбежно сократит традиционную практику хозяйствования в лесу и заставит развивать лесозаготовки в средневозрастных насаждениях на уже освоенных и транспортно-доступных территориях.
Приказом Минпромторга России от 29 июля 2021 г. №2852 утвержден План мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники Российской Федерации на период до 2021 года. В пункте 4 там указано: «Техника для осуществления рубки лесных насаждений и транспортировки древесины (мульчеры, форвардеры, харвестеры)». Но в графе «Ответственный департамент Минпромторга России» стоит прочерк. То есть за это направление пока никто не отвечает. Однако правительство РФ уже объявило, что вопрос государственной поддержки этого направления прорабатывается. Кроме того, на эту технику должна распространяться программа субсидирования Минпромторга, в рамках которой покупатели получают скидку 10–15% полной стоимости машины на первый взнос при покупке в лизинг.
По нашему мнению, для обеспечения эффективного и экономически обоснованного перехода к интенсивной модели лесопользования на Северо-Западе необходимо выбрать стратегически приоритетным направлением обеспечение лесного сектора страны лесозаготовительными комплексами легкого и среднего класса.
Для стимулирования изменения практики хозяйствования в лесу и удовлетворения изменяющихся потребностей в технике производителю целесообразно не только предлагать новые машины, но и обеспечить их продвижение на рынке следующими мерами (минимум):
- Содействием формированию спроса на рубки ухода в средневозрастных насаждениях и соответствующие комплексы машин путем проведения встреч/переговоров/семинаров с собственниками и директорами лесопромышленных компаний с разъяснением потенциала средневозрастных насаждений и возможностей предлагаемых комплексов машин.
- Содействием эффективному планированию и проведению рубок ухода в средневозрастных насаждениях путем обучения инженеров лесопромышленных компаний оценке потенциала таких насаждений в лесной аренде, подбору конкретных делянок и эффективному использованию предлагаемых комплексов машин.
- Подготовкой операторов предлагаемых комплексов машин по лесохозяйственным основам рубок ухода в средневозрастных насаждениях путем проведения практических обучающих курсов для операторов на конкретных моделях машин.
Текст:
Владимир Голубев, независимый лесной эксперт
Александр Марковский, ген. директор, ООО «Лесная территория»
Андрей Родионов, доцент, Петрозаводский государственный университет