Станки для столярных мастерских
Нюансы выбора
Как обустроить столярную мастерскую в меру бюджетно и в меру солидно? Мастера отвечают на этот вопрос по-разному. Одному важнее технические характеристики станков, и он покупает оборудование, невзирая на фирму-производителя. Другой, напротив, прежде всего доверяет репутации бренда и приобретает все станки у одного поставщика.
Для новичков в профессии этот путь, пожалуй, самый логичный, поскольку они плохо представляют, что им действительно нужно. И заочное знакомство с компанией дает пробующим силы в дерево¬обработке хоть какую-то уверенность в успехе. Как, например, в случае со станками Jet, которые часто мелькают в видеороликах по столярной тематике и популярны у небольших производителей. Бренд родом из Америки производит станки на китайских и тайваньских промышленных мощностях и активно продвигается на рынке. Jet удалось создать мощное медиаполе, хорошую узнаваемость и коллаборации с известными DIY-мастерами.
Вместе с тем у Jet обособленное положение. Парадоксально, но с другими производителями он пересекается мало. Не раз доводилось слышать от деревообработчиков, что в своем ценовом сегменте Jet по качеству выигрывает у других производителей. Сопоставимые линейки оборудования есть, например, у SCM и Felder, но они существенно дороже. А то, что предлагают поставщики промышленных станков, конечно, на голову выше Jet по параметрам, но это и еще более дорогостоящие станки, поэтому эти «вселенные» существуют параллельно.
Другими словами, у бренда сложилась устойчивая репутация: «Хочешь нормальное оборудование за свои деньги – бери Jet». Но в рабочей обстановке станки могут вести себя не так, как представляется в выставочном зале или обещает сарафанное радио. Поэтому мы решили получить информацию из первоисточника, то есть от реального пользователя. Столярная мастерская Павла Кодилова обустроена станками Jet и Powermatic, и он расскажет, почему выбрал именно это оборудование, как оно показывает себя в работе и на что хватает его производительности. А технические вопросы мы адресовали менеджеру по продажам «Ита Технолоджи СПБ» Евгению Бабаеву.
Мастерская, заказы, конкуренция
– Павел, давайте начнем с рассказа о вашей мастерской.
– Я арендую производственное помещение в поселке им. Свердлова, это 10 км за петербургской КАД. Общая площадь мастерской 200 м2. Выполняю столярные работы по индивидуальным заказам – изготавливаю двери, лестницы, столы, кровати, шкафы, барные стойки и подоконники. В общем, все, что касается применения древесины в интерьере. Работаю с массивом дуба, ясеня, сосны.
Моя ниша – ручная работа. Допустим, фрезер с ЧПУ я принципиально не использую, заказываю резьбу мастерам-резчикам. Но это все-таки работа, а не хобби, и совсем без станков ничего не получится. Если работать исключительно ручным инструментом, ценник окажется космический. С другой стороны, станки без рук не работают, рейсмус не будет настраиваться и строгать сам – нужен опытный мастер.
– Какая сейчас ситуация с заказами?
– Люди продолжают обращаться. Частный сектор строится, и кто планировал заказывать, тот заказывает. А вот бизнес встал на паузу. Например, мы обсуждали интерьеры для ресторана, но пока отложили. То есть вместо одних заказов пошли другие. Без ажиотажа, правда, но работа есть.
– Могли бы в цифрах оценить производительность мастерской?
– Объемы сильно зависят от конкретного заказа и стадии, на которой он находится. Например, перед пандемией я обработал за три месяца около 10 кубов материала. Там была большая лестница плюс подоконники и двери. Это была однообразная валовая работа: клеишь и клеишь. Подгонять не надо, все идет быстро. А когда нужно где-то присадить–собрать–посмотреть–разобрать–подогнать, то за месяц можно и треть куба не переработать.
Нужно учесть, что сейчас я работаю один, но планирую набирать людей. Оборудования достаточно, чтобы работать втроем или вчетвером, и тогда производительность может кратно вырасти. Станочный парк состоит из Jet и Powermatic.
– Евгений, прошу вас подключиться к разговору и пояснить, какая связь между станками Jet и Powermatic? В вашем выставочном зале они стоят рядом.
– С Jet и Powermatic дело обстоит так же, как с Toyota и Lexus – это два бренда одного производителя.
Под брендом Jet предлагаются станки для хобби или для малого столярного бизнеса. А Powermatic – рассчитанная на большую загрузку премиум-линейка, ее производят исключительно на Тайване. Станки разных брендов различаются материалами, из которых они изготовлены, временем настройки, количеством регулировок и тому подобное.
«Любительские» станки Jet предназначены для эпизодического использования. Для их производства используют легкие материалы, например алюминиевые сплавы вместо чугуна. И упрощают конструкцию, допустим, вместо подшипников ставят втулки. Отчасти из-за этого их дольше настраивать, чем старшие модели. Все станки для хобби рассчитаны на 220 В. Мы их рекомендуем для небольших работ – если нужно сделать забор, поделки, но не мебель. Мебель тоже делают, я знаю таких людей, но это гораздо сложнее и без опыта почти невозможно.
Профессиональный станок рассчитан на рабочую смену. Он отдыхает только во время перекуров. У него конструкция более продуманная, чем у любительского, он удобнее в настройке, долговечнее и, соответственно, дороже. Электропитание профессиональных станков может быть 220 и 380 В.
Дальнейшее развитие профессиональной линейки – Powermatic. У этих станков быстрее перенастройка, больше регулировок, есть дополнительные функции защиты. В Powermatic переводят те станки, которые хорошо себя показали в линейке Jet, но у компании есть и собственные разработки.
Станочный парк
– Павел, какие станки стоят в вашей мастерской? Чем вы руководствовались при их выборе?
– Начнем с фуганка. Его задача создать «базу» на заготовке – две плоскости под углом 90 градусов. При выборе станка нужно смотреть на ширину строгания и длину столов. Чем больше столы, тем более длинные детали можно обрабатывать. Еще стоит подумать о строгальных ножах. Есть варианты фуганков с обычными прямыми ножами, а есть со спиральным валом helical.
Сейчас у меня стоит фуганок Powermatic 60HH, приобретенный больше шести месяцев назад. Ширина строгания 200 мм, длина столов 1850 мм. На нем сразу был установлен вал helical с четырехсторонними ножами.
До этого у меня пять лет отработал фуганок Jet 54A с шириной строгания 150 мм и рабочими столами на 1700 мм. Фуганок неплохой, прослужил почти шесть лет. С учетом сегмента претензий к нему у меня нет. Сейчас он стоит у моих соседей. Они реставрируют двери, им пока хватает с запасом.
А для моих задач ширина строгания нужна побольше. Кроме того, Powermatic удобнее в работе. Например, у Jet защита вала – это планка, которую нужно каждый раз настраивать вручную, что рано или поздно надоест. А у Powermatic поворотная кулиса на пружине, она отодвигается под нажимом детали и только на ее ширину.
Я уже сделал на Powermatic пару лестниц, двери, еще несколько изделий. Так что обработал уже порядочно, по кубам оценить не могу, но ножи на валу свежие, еще не поворачивал.
– Чем helical отличается от классического строгального вала, Евгений?
– На валу helical по спирали установлено много небольших твердосплавных ножей, обычно квадратных и заточенных по четырем сторонам. В отличие от прямого ножа, который сразу весь врубается в деталь, тут лезвия заходят на деталь по очереди, плавнее и существенно тише.
Еще одно преимущество. Если под прямые ножи попадает саморез, то их приходится выкидывать или везти в заточку. А потом снова выставлять, и на это уходит много времени. На валу helical в этом случае страдают несколько маленьких ножей, и их можно либо повернуть, либо заменить, в зависимости от тяжести повреждения. На поиск и замену ножа требуется минут десять – и можно работать дальше.
– Павел, я слышал, что хвойные породы не рекомендуют обрабатывать на helical, потому что ножи этого станка сложнее очистить от смолы, чем обычные прямые.
– Это больше вопрос культуры труда, чем породы дерева. Если запустить настолько, что образуются наросты, то очищать проблематично. А так – берем смывку-аэрозоль, проходим весь станок, небольшое время выдерживаем и тряпочкой убираем. Либо старым дедовским способом с уайт-спиритом. Главное – не запускать. Должно работать правило: поработал – убери.
Потом нужно выровнять заготовку по толщине, чтобы верхняя пласть была параллельна нижней. Для этого используют рейсмус. У меня работает Jet JWP-16 OS, через него можно пропускать заготовки шириной до 405 мм. Работает исправно, но я его не гоняю под нагрузкой, по 3 мм за один проход не снимаю. Год назад поставил на него вал helical. Ребята из сервиса приехали, заменили. Попутно еще что-то подтянули, но ничего критичного не нашли. Так что если станок вовремя обслуживать, проблем никаких.
Кстати, насчет спирального вала. У меня в мастерской работают над интересным проектом ребята-дизайнеры, я только подсказываю как консультант. Они делают корпуса для колонок. Чтобы хорошо резонировало, нашли очень сухую сосну – перекрытия из старого здания, которые при ремонте заменили бетонными. Чуть ли не из Нахимовского училища, так что этой сосне лет двести, наверное. Смола, которая там была, превратилась по существу в янтарь. Сострогать ее обычными ножами невозможно – они выходят из строя после одной-двух досок. То есть опять снимай и отдавай в заточку. А helical справился. Ножи, кстати, до сих пор не менял.
Затем заготовку нужно обрезать в размер по ширине. Я использую для этого циркулярную пилу Powermatic PM1000. Параллельный упор фиксируется жестко, размера стола вполне достаточно, мотор мощный. Соседи для этого купили мини-форматку Jet, я могу с ней сравнить. Там мне не нравится процесс замены пильного диска: чтобы поменять пилу, нужно откручивать расклинивающий нож. На Powermatic все гораздо проще, нож фиксируется эксцентриком, а замена происходит быстрее – поднял пилу, кнопкой зафиксировал вал, снял гайку, вытащил, поставил. Если все отрегулировано, то через считаные секунды работаешь дальше.
Не скажу, что форматка Jet плохо работает, она на твердую четверку, и для тех, кто готов потерять время на перенастройку, это неплохой вариант. Но на Powermatic при тех же временных затратах можно сделать больше.
– Вытяжки у вас тоже от Jet. Их производительности достаточно?
– Да, справляются. На фрезере стоит вытяжка DC-1100 с тканевым фильтром, а на участке строгания – с бумажным. Этот фильтр похож на автомобильный, и у него есть система очистки: внутри картриджа установлены лопасти, которые стряхивают пыль с фильтровальных элементов. Чтобы почистить фильтр, я несколько раз вращаю ручку сверху. Конечно, хочется что-то более мощное, но с циркуляркой, фуганком и рейсмусом по очереди она справляется.
– Фильтры различаются по размеру задерживаемых частиц, – поясняет Евгений. – Тканевые мешки фильтруют частицы примерно 30 мкм, для стружки их вполне достаточно. А фильтр тонкой очистки удерживает до 2 мкм. Проблема пыли, висящей в воздухе, часто связана не с качеством фильтров, а с тем, что их ленятся очищать и продувать. И прежде всего фильтр тонкой очистки. Например, один мастер рассказывал, как аспирация отработала на шлифовании ступеней лестницы. Лестница большая, он потратил на шлифовку три дня, при этом на мелкой пыли эту систему приходилось чистить поворотным механизмом каждые три часа, а в конце смены продувать фильтр. Если же фильтр на производстве не чистить неделями и месяцами, то неудивительно, что он перестает работать.
При выборе вытяжки советую обращать внимание на те модели, у которых внутри есть небольшой циклон, конус. Он повышает качество очистки – большая часть загрязнений остается в нижнем мешке, а на фильтр попадает значительно меньше пыли, чем в обычных моделях.
– Павел, что еще, кроме этих базовых станков, должно быть в мастерской?
– А это зависит от задачи. Например, для профилей, пазов и прочего у меня есть фрезерный станок Jet JWS-2600. Модель простая, но ведь мне погонаж километрами гнать не надо. Шпиндель с наклоном, к тому же можно поставить цангу для концевого инструмента. Это удобно, потому что я чаще пользуюсь концевыми фрезами, а не насадными. Но одним станком не обойтись, нужны еще ручные фрезеры.
Для шлифования плоских элементов использую маленький барабанный шлифовальный станок. В основном он простаивает, но, когда ламели нужно выгнать в одну толщину, просто незаменим. Понятно, что я не буду на нем калибровать широкие доски. Но с 3-миллиметровыми рейками, пусть даже длиной 3 м, он справится. Запихнул – потихоньку откалибрует. Хочешь быстрее – бери станок классом выше.
Дальше сверлильный станок Jet. К нему никаких вопросов, сверлит и сверлит. Патрон быстрозажимной, можно ставить сверло до 16 мм, люфтов нет – хороший аппарат.
Токарный станок Jet с электронной регулировкой оборотов. Расстояние между центрами – один метр, можно поставить копир и точить большие балясины. Заготовка диаметром 300 мм помещается. Голова поворотная, ничего не мешает втыкать даже пни и точить блюда и тарелки. Но у меня токарные работы не основные, точу немного, для удовольствия. Вот, например, недавно сдал кухню, для которой делал декоративные балясины и ножки.
Ленточная пила – тоже Jet, модель JWBS 16. Считаю, что деньги свои отрабатывает, на ней можно выполнять много операций, в зависимости от ширины полотна и количества зубьев. Если поставить полотно 3 мм, то работаешь почти как на лобзиковом станке, выпиливая с маленьким радиусом. Чем шире полотно, тем удобнее для роспуска, тем меньше его уводит. Полотна купить не проблема, компаний, в которых сварят по размеру, достаточно, но я беру готовые в Jet.
А вот их торцовки подходят только для черновых резов – слишком большой люфт на направляющих. Для точных столярных работ у меня есть Festool Kapex.
На точильном станочке с водяным камнем JSSG-10 правлю резцы, стамески и ножи для рубанков. Замечательная вещь!
Вот, в принципе, и все по станкам. Для всего остального использую ручной и электрический инструмент. Мне удобнее работать, когда под каждую задачу есть свой инструмент, когда несколько фрезеров, набор стамесок и цикли с разным профилем. Но начинающий может обойтись простыми и универсальными инструментами, просто придется потратить на работу больше времени.
Для кого и за сколько
– И все-таки, насколько надежно это оборудование?
– Скажу про станки, которыми часто пользуюсь. Фуганок больше пяти лет отработал у меня и теперь продолжает у соседей. Циркулярке лет восемь, наверное. Вытяжке, как говорил, больше шести лет. Рейсмусу – десять, а ленточная пила 2002 года выпуска!
– Если будете рекомендовать эти станки, то кому?
– Я считаю, что оборудование нужно подбирать под задачу и за вменяемые деньги. Jet могу посоветовать начинающим мастерам и небольшим мастерским. Так уверенно говорю, поскольку сам на них работаю.
Представим небольшую столярную мастерскую, от 15 м2. Если собираетесь делать что-то для себя, для дачи, например, то можно поставить комбинированный фуговально-рейсмусовый станок. Или отдельно настольные фуганок и рейсмус. Циркулярку выбрать небольшого формата – она вполне справится. Мини-форматка, на мой взгляд, занимает слишком много места. Если вошли во вкус и пространство позволяет, нужно брать фуганок и рейсмус по отдельности, ставить вытяжку – и можно работать.
Да, есть предложения и других производителей, но для небольшого производства они либо слишком дорогие, либо их недостаточно. Допустим, рейсмусы Dewalt – это настольный инструмент. Если брать что-то посерьезнее, то по цене и качеству я пока не вижу альтернативы.
Конечно, Jet производит не все виды станков, но столярную мастерскую и даже небольшое производство вполне позволяет обустроить. Да, там не будет «примочек» вроде остановки пилы при приближении руки, но надо просто соблюдать технику безопасности, а не надеяться на автоматику.
В общем, оборудование Jet подойдет для мастерской, где работает не больше четырех-пяти человек и станки включаются периодически, время от времени.
Если работа уже более или менее потоковая, станки работают весь день, то нужно переходить в следующий сегмент – Powermatic. В его линейке есть и рейсмус на 600 мм, и калибровально-шлифовальный станок, который может отшлифовать деталь метровой ширины. Они, конечно, стоят других денег, но все равно в разы дешевле, чем «немцы» или «австрийцы». По соотношению цены и качества – на твердую четверку.
Я считаю, что выбрал хороший вариант для классической «столярки» с минимальной автоматизацией.
– Евгений, не могли бы вы сориентировать по стоимости условного комплекта оборудования, необходимого для оснащения столярной мастерской?
– Разумеется, я могу говорить только о наших брендах, но общее представление эта информация даст. Так вот, если человек хочет оснастить нашим оборудованием полноценную «столярку», сегодня ему понадобится около 2 млн руб. На эту сумму он сможет купить несколько стружкоотсосов, фуганок, рейсмус, циркулярную пилу, «ленточку», фрезер, токарный станок. По одному каждого вида, но станки хорошего уровня, рассчитаны на постоянную работу.
Если мастерская любительская, на одного человека, то получится бюджетнее – примерно 400 тысяч. Набор станков тот же, но оборудование будет попроще. Можно даже взять комбинированный фуговально-рейсмусовый станок, хотя я такой вариант не приветствую и чаще предлагаю эти станки по отдельности. Во-первых, у них длиннее столы, во-вторых, если с комбинированным что-нибудь случится, из строя выходят сразу два станка. К тому же, если работать не с партией, а с отдельным изделием, то постоянная перенастройка занимает очень много времени.
– А с кем конкурирует ваша компания в своем ценовом сегменте?
– С оборудованием для потокового, промышленного производства мы почти не сталкиваемся. У нас нет ни центров с ЧПУ, ни кромкооблицовочных станков. Так что если можем что-то предложить, то это, например, Powermatic, но за станками для больших производств обращаются редко.
Гораздо чаще пересекаемся со станками «Белмаш» или Laguna. Станки очень похожие, но, напомню, что дьявол кроется в мелочах. Поясню на примере циркулярной пилы. Пильный узел может быть из легкого сплава или из чугуна – это определяет поглощение вибрации и со временем скажется на точности. При небольшой разнице в деньгах, считаю, лучше немного переплатить и взять станок, который будет работать долго.
Текст и фото
Сергей Урусов