Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

ЦБП

Агентство Moody’s пересмотрело прогноз для мировой лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности на 2022 год

…И, видимо, пересмотрит еще

По мнению экспертов рейтингового агентства Moody’s, операционная прибыль в отрасли в течение 12 месяцев может снизиться на 10–12%*, при этом увеличение затрат на энергию, транспорт, сырье и рабочую силу уничтожит большую часть роста, обеспечиваемого высоким спросом в сегменте упаковки. Конфликт на Украине еще больше усугубит негативные прогнозы, усилится давление как на спрос, так и на цены, особенно по части энергоносителей.

Moody’s постоянно пристально следит за деятельностью 41 компании. Готовя свой прогноз поздней весной, эксперты предполагали, что со снижением EBITDA столкнутся компании в Северной Америке, Европе и Латинской Америке. К слову сказать, больше половины компаний, рейтингуемых агентством, североамериканские, и для этого региона предсказывался более серьезный, чем средний, спад – на 14–16%. Причем, по мнению Moody’s, производители коробочного и тарного картона, картонной и бумажной упаковки и гофротары в Северной Америке (такие как International Paper, Graphic Packaging) смогут увидеть рост доходов на фоне повышения цен на продукцию, а занятым в ЛПК и производстве целлюлозы, вероятно, придется справляться с падением цен ниже уровня, зарегистрированного в предыдущем периоде.

Наименьшее снижение операционной прибыли (примерно на 4%) ожидается в Латинской Америке. Цены на целлюлозу в этом регионе тоже могут снизиться, особенно на беленую эвкалиптовую целлюлозу (BEK) – по мнению Moody’s, в 2023 году падение может составить 10% к пиковому уровню середины 2021 года. Внутренний спрос на бумажную продукцию оценивается как стабильный, ожидается рост логистических затрат, который подсократит прибыль.

Европейские производители, как и латиноамериканские, могут столкнуться с сопоставимым падением EBITDA – на 4%.

Ожидается, что рост доходов компаний в сегменте бумажной упаковки нивелирует снижение доходов от продаж бумаги, товарной целлюлозы и лесоматериалов, что повлияет на общий результат.

Спрос на упаковку – позитивный драйвер

На бумажную упаковку приходится 29% в общем объеме операционной прибыли опрошенных Moody’s компаний. Для 16 участников рейтинга (у которых это основной вид деятельности) рост прибыли в прогнозном периоде может составить 6%. Таким образом, спрос на упаковку дает некоторым компаниям возможность компенсировать снижение доходов по другим направлениям бизнеса.

По мнению Moody’s, спрос на упаковку и впредь будет зависеть от стремления заменить пластик экологически безопасными бумажными аналогами и дальнейшего роста рынка электронной коммерции. Так, в Европе сейчас вводится запрет на пластиковую упаковку для овощей и фруктов, а что касается онлайн-продаж, то в 2023 году они должны достигнуть 22% общего объема мировых розничных продаж.

Оживился спрос на упаковочные сорта, используемые общепитом. Кофе на вынос зачастую был недоступен во время коронавирусных ограничений. Что касается готовой еды, то после всплеска стабилизировался спрос на ее доставку, но по-прежнему популярен запрос на блюда «на вынос». Так что сектор потребительской пищевой упаковки из бумаги и картона и дальше будет чувствовать себя неплохо.

В Moody’s отмечают, что на ряд упаковочных сортов в некоторых регионах цены повысились в 2021 году и начале 2022 года, в основном в связи с компенсацией роста затрат на сырье и логистику. По оценкам экспертов, в Европе в этом году примерно на 15% (по сравнению с уровнем 2021 года) подорожают лайнеры, а цены на потребительскую упаковку могут вырасти на 10–18%.

Кстати, еще в предыдущем отчете специалисты Moody’s отметили большой интерес к упаковочному сектору и диверсификацию производителей ради сохранения прибыльности, что понятно на фоне падения спроса на некоторые виды бумажной продукции (например, газетную бумагу), сопряженного с ростом затрат. Текущие повышения цен на продукцию могут помочь некоторым компаниям улучшить устойчивость при наблюдающихся общеотраслевых проблемах.

По мнению Moody’s, тенденция роста рынка упаковки, по-видимому, сохранится, однако ценовой рост может переломить ход событий.

Цепочки поставок – проблемы очевидны

В цепочках поставок проблемы останутся. Пандемия вызвала сбои в логистике по всему миру, по нарастающей: нехватка персонала, отставание в графиках, изменение маршрутов, усиление ограничений с самоизоляцией, экономический спад. Несмотря на восстановление экономики, такие проблемы, как нехватка контейнеров, дефицит автотранспортных перевозок, задержка доставки грузов, сохраняются, создавая напряженность. И если сначала была вероятность, что ситуация нормализуется до конца текущего года, то политика «нулевой терпимости» к COVID-19, которой придерживается Китай, заставила некоторых аналитиков оставить все надежды и предупредить о возможности возникновения еще одного кризиса.

Кроме того, в ЕС сейчас действуют правила, согласно которым грузовики, используемые для международных перевозок, должны возвращаться в страну регистрации каждые восемь недель, а иностранные водители обязаны вернуться на родину в течение четырех недель. По мнению Moody’s, это дополнительно увеличит нехватку водителей в Западной Европе и будет способствовать задержкам доставки товара автомобильным транспортом. Из-за наслаивания всех этих проблем стоимость грузоперевозок в целом останется высокой.

Вам с газом или без?

По прогнозам Moody’s, затраты на логистику, энергию, химикаты и оплату труда останутся высокими. Доля логистики и электроэнергии в общем объеме затрат на момент публикации, согласно подсчетам экспертов, составляла примерно 20%.

Агентство предупредило о серьезных последствиях конфликта на Украине, эскалации и затягивания геополитического противостояния России и Запада, к ним нужно готовиться европейским энергоемким отраслям, в том числе целлюлозно-бумажной и упаковочной. Хотя ЕС и заявляет о стремлении покончить с зависимостью от российских нефти и газа, это произойдет постепенно, процесс растянется по крайней мере до 2030 года, заявили в Moody’s*.

Эксперты считают, что некоторые страны могут быстрее других компенсировать потерю поставок из России, переходя на уголь, атомную энергию или возобновляемые источники энергии, но признают, что не имеющие крупных портов (или выхода к морю вообще), лишены необходимой гибкости при выборе альтернатив. Что касается предприятий, то имеющие возможность генерировать энергию (например, интегрированные ЦБК) однозначно будут жить лучше. Однако и это может привести к региональным различиям в устойчивости, поскольку 65% североамериканских комбинатов по производству тарного картона интегрированные, а в Европе таких лишь 20%. Среди тех, кто меньше подвержен росту затрат на энергию, Moody's выделило Sappi, Stora Enso и UPM.

Так или иначе, в агентстве ожидают, что энергетические затраты в ЛПК, ЦБП и упаковочной отрасли останутся болезненным фактором, поскольку спецоперация на Украине продолжается.

И последнее, в Европе планировался ввод новых мощностей по выпуску тарного картона. По оценкам Moody’s, в 2023 году прирост может составить 3,8 млн т. Если это произойдет, предложение намного превысит внутренний спрос и, чтобы сбалансировать рынок, компаниям в этом секторе, придется рассчитывать только на экспорт.

По состоянию на 1 октября новых публикаций Moody’s** не было. 

Текст Екатерина Кириченко