Лесная отрасль
Иллюзорный оптимизм
В рамках выставки «Лесдревмаш» в Москве 12 сентября прошло пленарное заседание, которое задало общую направленность деловой программе и дало общую картину состояния ЛПК по итогам первого полугодия 2022 года.
Как отметила старший аналитик агентства WhatWood Марина Зотова, лесная отрасль функционирует в новых условиях и задача компаний использовать оставшиеся возможности для нормальной работы. Задача минимум – cохранить объемы производства 2019–2021 годов и обеспечить рентабельные продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
После закрытия европейских рынков наиболее проблемными отраслями лесного комплекса стали производство фанеры, которому нужно найти рынки сбыта для 2 млн м3 продукции, производство пиломатериалов, где требуется сбыт 5 млн м3, и производство пеллет с необходимостью реализации 3 млн тонн.
По итогам семи месяцев лесная отрасль показала результаты выше ожидаемых, как считает Марина Зотова. Наилучшие показатели демонстрирует производство целлюлозы. По варке достигнут уровень семи месяцев прошлого года. Незначительное (0,5%) снижение наблюдается в производстве бумаги и картона. ДВП относительно других видов плитной продукции показывает стабильность производства, отчасти из-за того, что не так ориентирована на экспорт, как фанера. Производство березовой фанеры за этот период снизилось на 20%. И сейчас фанерным заводам довольно сложно выстроить рентабельные продажи – емкости внутреннего рынка не хватает. Что касается внешних продаж, не хватает рынков с приемлемой рентабельностью. Адаптация фанерных заводов идет, но на фоне снижающихся объемов производства.
Марина Зотова отметила, что лесопильные компании наиболее плавно адаптируются к новым условиям. Производителям пиломатериалов тоже не хватает емкости внутреннего рынка. Они по-прежнему фокусируются на рынках Азии, прежде всего Китая, стран СНГ, Северной Африки и Ближнего Востока. Китай уверенно лидирует, принимая 70% российских экспортных поставок. По итогам семи месяцев, помимо Китая, в первую пятерку входили Узбекистан, Азербайджан, Япония и Египет. Но крепкий рубль и дорогая логистика делают экспорт нерентабельным для целого ряда компаний. Частично отсутствие продаж на европейском рынке могут компенсировать такие страны, как Иран, Ирак, Турция.
Неизвестно, что больше способствовало падению производства пиломатериалов – ковидные ограничения на китайском рынке или санкционное давление, но общее падение в России на 5% по итогам первого полугодия не видится критичным. Также итоги семи месяцев не кажутся критичными для производства пеллет, снизившегося на 6,5%. Если до июня-июля компании старались по максимуму вывозить продукцию на европейские рынки, то во втором полугодии отмечается всплеск продаж на азиатские рынки, прежде всего, корейский. Соответственно, за счет логистики получили преимущество компании из Сибири и с Дальнего Востока.
Генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов в своем выступлении отметил, что увереннее всего чувствует себя мебельная промышленность. Несмотря на падение покупательского спроса, за счет роста цен российское производство опережает показатели предыдущего года в ценовом выражении. При этом в физическом выражении российские производители потеряли в объемах и показали результаты ниже уровня 2020–2021 годов. В августе 2022 года негативные тренды сохранились.
Производство мебели сказывается на плитном сегменте, и, как следствие, производство плит в России сокращается. Это тем печальнее, что в отличие от производства фанеры, оно больше чем на 70% было ориентировано на внутренний рынок. Из-за курса рубля Россия теряет даже традиционные экспортные рынки, даже те, где, казалось, российские производители прочно закрепились, – Казахстан, Азербайджан, Узбекистан. Производство ДСП близко к историческому минимуму. Цены производителей падают, что не может не радовать мебельщиков. По ДВП, включая MDF, картина схожая. Снижение цен приближает критическую черту для производителей.
Наиболее печальная ситуация с производством фанеры, поскольку оно исторически ориентировано на экспорт. Причем на ограниченное число рынков: 50% производимых объемов поставлялись в ЕС и Северную Америку. Сейчас эти рынки для России закрыты. Переключение на азиатские рынки осложнено стоимостью логистики – затраты на перевозку с Северо-Запада России в направлении КНР превышают все разумные пределы. Предприятия вынуждены торговать в минус, стараясь сохранить производство.
Ситуация осложняется тем, что для российских производителей закрыты рынки не только недружественных стран. Турция в 2018 году ввела на российскую фанеру дополнительные пошлины в размере 20%. Рынок Индии весьма емкий, но заградительная пошлина на нем составляет примерно 30%.
В Минпромторге осознают опасность ситуации, но положение отрасли не улучшается, а скорее наоборот. Например, увеличились на 11% тарифы РЖД для продукции ЛПК. По итогам 2021 года производителей фанеры и древесных плит вычеркнули из 496-го постановления правительства РФ, которое является важным инструментом поддержки экспортеров и согласно которому компенсируется до 80% логистических издержек. Кроме того, в настоящее время вынесена на обсуждение очередная инициатива Минприроды о повышении стоимости пользования лесными ресурсами. Что будет с бизнесом? Не совсем понятно, тем более что многие предприятия расположены в моногородах.
Ко всем проблемам добавляется еще одна: предприятия оснащены оборудованием, произведенным в основном в недружественных странах. С марта существуют серьезные сложности с поставками запасных частей и комплектующих. И здесь также важны системные меры поддержки государства для импортозамещения.
Ни для кого не секрет, что 97% металлической мебельной фурнитуры, представленной в России, произведено за границей. В поставках быстро удалось переориентироваться с Европы на Азию, но проблему это не решает, так как развитие производства мебельной фурнитуры в России сдерживается ценами на металлы: на внутреннем рынке они выше экспортных. Доходило до того, что российские производители фурнитуры вынуждены были покупать российский металл за границей...
Не добавило оптимизма и выступление соучредителя Союза участников пеллетного рынка Александра Махонько, который условно разделил год для производителей пеллет на две половины – до 10 июля и после. В первой половине они активно выполняли контракты на поставку продукции, а потом отрасль оказалась в крайне тяжелой ситуации, так как на 90% была нацелена на европейский рынок. 10% гранул продолжают отгружать на азиатские рынки, из которых осталась доступной лишь Южная Корея (японский рынок для российских компаний закрыт). Сейчас многие пеллетные производства остановлены (особенно в европейской части страны), часть их становятся банкротами.
На европейском рынке нехватка российских пеллет привела к росту цен, заменить их пока нечем. Активизировались несколько дружественных стран, прежде всего ближневосточные, такие как Турция, которые готовы покупать пеллеты. Дальневосточные регионы России продолжают поставлять продукцию в Корею, но везти ее из европейской части в Азию нерентабельно. Весьма своевременно начались поставки на Ближний Восток. Но все осложняет логистика. В Европу пеллеты отравляли навалом или в контейнерах, и сегодня можно по-прежнему отправлять судовые партии по 3–5 тыс. т на Ближний Восток из портов Азовского бассейна, однако стоимость доставки невероятно высокая – около €200 за тонну груза. Да и курс рубля не способствует рентабельности экспортных поставок.
Что касается внутреннего рынка, по мнению Александра Махонько, каких-то серьезных усилий государства по его развитию не видно. А без них отрасли не справиться, ведь перенаправить 2,5 млн т пеллет с европейского на другие внешние рынки физически невозможно.
О состоянии деревянного домостроения – основного драйвера потребления лесопродукции в России – рассказал директор по GR Ассоциации деревянного домостроения Вадим Фидаров. В 2021 году доля индивидуального жилищного строительства составила примерно 53% общего объема и по квадратным метрам впервые превысила долю многоквартирных домов. В 2021 году, по данным Росстата, введено 10 млн 801 тыс. м2 деревянных домов, хотя оценка ассоциации выше – 20 млн м2. По популярности у покупателей деревянные дома на третьем месте. А лидируют каркасные дома, несмотря на то что в 2020–2021 годах из-за роста цен на пиломатериалы их стоимость выросла на 50%.
Если рассматривать деревянное домостроение как драйвер потребления пиломатериалов, то на несущие конструкции в год расходуется примерно 3,5 млн м3 пиломатериалов, а на строительство дачных домов – 1,4 млн м3. Кроме того примерно в 35% домов применяются отделка вагонкой и деревянные полы (в физическом объеме примерно 2,3 млн м3 пиломатериалов). Суммарное потребление пиломатериалов в деревянном домостроении составляет около 7 млн м3. Если посмотреть на проблему отрасли комплексно, то для замещения объемов пиломатериалов, выпавших с европейского рынка, деревянному домостроению нужен годовой прирост 70%. В АДД прогнозируют, что это возможно лишь к 2030 году.
Что нужно сделать для развития внутреннего рынка? Использование конструкционной клееной древесины (KVH, BSH, CLT) в строительстве многоквартирных домов, общественных зданий, зданий для внутреннего туризма, кемпингов, кафе, стадионов, развлекательных и торговых центров, зданий для сельского хозяйства, химической отрасли может стать точками роста в России.
Ассоциация совместно с Минстроем и МЧС способствуют расширению применения деревянных конструкций, апеллируя к пожарной безопасности. Возможность возведения деревянных зданий в несколько этажей увеличит потребление в стране CLT-панелей, LVL-бруса, а значит и пиломатериалов. Пересматриваются и методы оценки долговечности и жизненного цикла деревянных зданий: по нормативам капитальный ремонт необходим после 30 лет эксплуатации, а эксперты АДД считают, что расчетный срок их службы может составлять и 100 лет.
Пленарное заседание продолжил трехдневный форум WoodWorld – 2022, который организовали три отраслевых СМИ: «ЛесПромИнформ», «ПроДерево» и «Инфобио». Подробно об итогах форума в наших следующих материалах.
Текст Михаил Дмитриев