Шаги к экспортозамещению
Заметным событием отраслевого форума WoodWorld-2022, прошедшего в рамках деловой программы выставки «Лесдревмаш-2022», стала конференция «Рынок пиломатериалов в процессе восстановления: экспорт, потребление, производство», партнером которой выступила Ассоциация деревянного домостроения. Одной из центральных тем конференции стало развитие внутреннего рынка продукции ЛПК и строительного сектора как основного потребителя пиломатериалов и древесных плит.
Внутри страны теперь предстоит перерабатывать миллионы кубометров древесины, которые ранее уходили на экспорт. Как с этим обстоят дела сейчас и что еще предстоит сделать? Поиску ответов на эти вопросы посвятили выступления и представители АДД: директор по работе с регионами Максим Молчанов, директор по работе с органами государственной власти Вадим Фидаров и директор по стратегическому развитию Семен Гоглев, а также Максим Бабаев (компания «Сокол CLT»), Вера Вавилова («ДДМ-Строй»), Эдуард Меньшиков («Строй Хаус»).
По итогам 2021 года российский рынок ИЖС в сегменте деревянного домостроения поглотил 6,9 млн м3 древесины. Тогда как объем экспорта в Европу составил 4,9 млн м3 пиломатериалов хвойных пород. Сейчас экспорт прекратился и необходимо найти применение этому объему внутри страны. Где и как он может быть востребован?
В прошлом году наблюдался взрывной рост спроса на индивидуальные деревянные дома, очередь на строительство была 6–8 месяцев. Это было связано с загрузкой производств и нехваткой пиломатериалов, которые ввиду привлекательных цен на мировых рынках поставлялись в основном на экспорт. Взлетели цены и на внутреннем рынке, более того, возник дефицит. Тем не менее в 2021 году общая площадь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов составила 50 млн м2. В общем объеме ИЖС, по данным Росстата, дома, построенные исключительно из дерева, заняли третье место, уступив кирпичным и отнесенным к категории «прочие», однако с учетом 40% домов из разряда «прочие», с каркасом из древесины, именно деревянные дома занимают в рейтинге ИЖС первое место.
Из них с большим отрывом – 56,8% лидируют дома каркасные. 17,5% занимают дома из массива дерева, оставшуюся часть – дома из клееного бруса, каркасно-панельные, панельные и фахверковые. Большая часть каркасных домов возводится, как правило, из отдельных деталей, которые изготавливают прямо на стройплощадке. Остальные технологии предполагают изготовление в заводских условиях конструкций, которые доставляют на стройку в виде элементов высокой степени готовности, что гарантирует высокую скорость сборки и стабильность потребительских свойств. Таким образом, обозначился один из главных резервов развития отрасли – повышение спроса на продукцию заводского производства.
Как же стимулировать потенциальных потребителей «выпадающих» экспортных объемов? Около 90% пиломатериала, прежде поставлявшегося в Европу, использовалось там для изготовления клееной балки. Проанализировав европейский опыт массового использования клееной древесины, эксперты АДД пришли к выводу, что он вполне может быть внедрен в России, и считают, что эту задачу поможет решить в первую очередь введение унификации деревянных конструкций. С этой целью ассоциация разработала «Сортамент для производителей пиломатериалов», который неоднократно обсуждался игроками рынка, однако в масштабе страны добиться результатов пока не удалось. При массовом запросе любой производитель пиломатериала может изготавливать соответствующие сортаменту доски без серьезного переоборудования производства, а небольшие вложения в дополнительное оборудование позволят выпускать и клееную балку, расширив тем самым круг заказчиков. Клееная балка может, например, стать идеальным высокотехнологичным конструктивным элементом в качестве стропил для крыши при реконструкции и капитальном ремонте многоэтажных зданий. Безусловно, потребуется обеспечить внедрение стандартов производства и применения конструкций этого вида, однако это может стать настоящим прорывом в переориентации продукции на внутренний рынок.
Унификация должна привести к тому, что деревянное домостроение будет востребовано не только индивидуальными заказчиками, но и крупным бизнесом, а также государственными структурами. Этому, по мнению экспертов, будут способствовать изменения в сводах правил, регламентирующих деревянное строительство. Еще пять лет назад существующие нормы фактически блокировали многоэтажное строительство из древесины, теперь многие ограничения сняты. Утверждена дорожная карта, не только разрабатываются новые отечественные нормы, но и адаптируются решения из зарубежной нормативной базы. Стало очевидно, что пожарная безопасность зависит не только от материала, но и от уровня проектирования. Все это поможет довести высоту деревянных домов до 4–6 этажей (правда, с негорючей отделкой фасада!) и активнее использовать дерево в зданиях общественного назначения. Скоро могут быть пересмотрены нормы 1988 года, предусматривающие капитальный ремонт деревянных домов после 30 лет эксплуатации. Современные технологии глубокой переработки древесины в сочетании с регулярным техническим обслуживанием объекта могут обеспечить повышение долговечности строения до 100 лет и более. Это позволит изменить и отношение банков к деревянному домостроению, использовать такие дома в качестве предмета залога (пока немногочисленные кредиты на ИЖС выдаются лишь под залог земли или другого ликвидного имущества заемщика). Доступные кредиты, в свою очередь, будут стимулировать спрос индивидуальных застройщиков.
Таким образом, унификация изделий, обновление нормативной базы и широкое распространение кредитования сделают востребованным стандартизованный ассортимент деталей при наличии типовых проектов и альбомных конструктивных решений. Не за горами и внедрение BIM-технологий. Типовые проекты разработаны для жилых домов разной этажности, общественных зданий и социальных объектов. Они значительно упрощают документальное оформление строительных работ, при этом всю номенклатуру стандартных изделий можно будет получить на складах или даже в строительных магазинах. Заказчикам из самых разных отраслей будет намного проще реализовать свои планы, долгое ожидание поставок уйдет в прошлое. Серьезную помощь могут оказать декларируемые правительством РФ меры поддержки производителей и покупателей деревянных домов заводского изготовления, в частности льготные кредиты (3% на срок до семи лет) на закупку запасных частей и ремонт станочного парка, а также субсидирование поставки домокомплектов из древесины.
Уже сейчас производители клееной древесины отмечают растущий спрос со стороны туристической индустрии. Активно строятся гостиницы, рестораны, другие объекты туристической инфраструктуры, и государство готово финансировать строительство социальных объектов. Началось, наконец, строительство многоэтажных домов из клееной древесины – проведены исследования и согласованы нормы, которые не требуют получения отдельного разрешения для каждого случая.
В таком строительстве используются панели CLT, но с ними не все просто. Если оборудование и клеи для производства клееных брусьев и балок изготавливаются в России и технология склейки давно отработана, то CLT-панели производятся на импортном оборудовании, покупка и обслуживание которого сейчас проблематичны. И поэтому ЛПК нужно сделать упор на производство клееных конструкций и, скажем так, воспитание его потребителей – ведь этот универсальный материал можно использовать во всех областях строительства, в системе ЖКХ и не только.
Возможности и грандиозные масштабы использования индустриальной древесины в строительстве пока не очевидны большинству в России, впрочем, как и ЛПК. Между тем продукты глубокой переработки древесины, и прежде всего клееные конструкции, вполне могут стать основой потребления не только для традиционного объема пиломатериала на внутреннем рынке, но и еще недавно уходившего на экспорт. Общими усилиями бизнеса, государства и профессиональных организаций вполне можно решить этот вопрос.
Кстати
В текущем году, в отличие от прошлого, на рынке ИЖС наблюдается откат. С июля по сентябрь спрос упал на 20–50%. В августе-сентябре некоторые компании из-за недозагрузки мощностей даже стали делать скидку (5–7%). К сожалению, снижение цен на пиломатериалы (на 25–35% с начала года) не привели к такому же снижению цен на готовые дома – дорожали отделочные материалы, инженерное оборудование и труд. В итоге стоимость домов за этот период снизилась всего на 5–7%.
Текст и фото Роман Охременко