В центре внимания

«Идеальный шторм» отечественного ЛПК

На российский ЛПК в один момент обрушились все негативные факторы – закрытие наиболее прибыльных рынков европейских стран, снижение закупочных цен на продукцию ЛПК в Китае, коллапс контейнерной логистики для транспортировки продукции на восток, снижение обменного курса рубля и другие.

Все это привело к тому, что сегодня цена продукции механической переработки древесины стала ниже себестоимости ее производства, то есть лесопромышленники вынуждены либо работать попросту себе в убыток, либо останавливать предприятия с последующим сокращением работников.

Что происходит

Наиболее серьезно страдает от последствий кризиса ЛПК Северо-Западного федерального округа. Например, в Вологодской области во II квартале текущего года объемы заготовки древесины упали ровно на треть по сравнению с уровнем аналогичного периода 2021 года. Производство пиломатериалов снизилось почти на 10%, фанеры – на 20%.

Статистические данные июля 2022 года демонстрируют дальнейшее драматическое падение производства основных видов продукции ЛПК в сравнении с июлем 2021 года: заготовка древесины снизилась на те же 33%, производство пиломатериалов – уже на 25%, фанеры – почти на 40%. При этом фиксируется увеличение транспортных расходов в Китай почти в три раза, снижение цен товаров в Китае примерно на 30%, уменьшение рублевой выручки из-за укрепления национальной валюты – больше чем на 20%.

В итоге с июля среднестатистическое предприятие ЛПК западной части России имеет чистый ежемесячный убыток, то есть отрицательный финансовый результат.

Если говорить о России в целом, старший аналитик агентства WhatWood Марина Зотова отмечает, что в III квартале 2022 года ЛПК демонстрировал снижение производственных показателей относительно аналогичного периода прошлого года. По доступным данным Росстата, заготовка круглых лесоматериалов в РФ снизилась на 18%, производство пиломатериалов и фанеры сократилось на 15 и 37% соответственно.

Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов отмечает, что проблемы плитной промышленности схожи с испытываемыми остальными отраслями и главная – это падение спроса. Фанерная промышленность всегда была экспортно ориентированной, 2/3 продукции отправлялось на экспорт, в основном в «недружественные» страны. Эти рынки сейчас закрыты для отечественных производителей, что отражается в статистике объемов производства. Если в январе 2022 года Россия производила фанеры немного меньше, чем в январе 2021 года, в феврале чуть больше, то в марте выпуск упал на 20%. По данным, предоставленным Тимуром Иртугановым, к августу падение составило около 45%.

Глава АМДПР замечает, что у производителей плит не было сильной ориентированности на экспорт, кроме производителей ДВП, 32% которой приходилось на экспорт, экспортные поставки ДСП ежегодно составляли 25–26%. Однако с укреплением курса рубля Россия начинает терять даже традиционные экспортные рынки. Все это оказывает давление на внутренний рынок. Производство ДСП близко к историческому минимуму. Цены производителей падают, что приближает для них критическую черту. При этом себестоимость растет за счет логистики, что привело к тому, что рентабельность плит и фанеры, доставленных с заводов в европейской части до китайской границы, становится отрицательной. Также повышаются цены на сырье для производства плит, например, отмечается значительное подорожание карбамидоформальдегидных смол.

Исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области Алексей Евстафьев обращает внимание, что инфляция отдельных компонентов себестоимости заготовки и деревообработки в разы превышает официальную инфляцию потребительских цен. Согласно официальной статистике, инфляция в России в 2022 году не превышает 11%. Так, например, стоимость запчастей лесозаготовительной и лесовозной техники выросла в 1,5 раза, то есть в пять раз превысила уровень официальной потребительской инфляции. Стоимость, например, таможенного оформления и обязательных фитосанитарных сертификатов за последние два года также повысилась приблизительно в пять раз. В итоге лесоперерабатывающие предприятия западной части России стали проигрывать на оставшихся целевых рынках даже скандинавским конкурентам, которых не коснулось кратное увеличение стоимости логистики и других составляющих производства.

Надежда ряда производителей на то, что китайский рынок примет высвободившиеся с европейского рынка объемы, пока несбыточны по ряду причин. Например, из-за низких цен на пиломатериалы на китайском рынке. Оценивая возможность переориентировать поставки из европейской части России в восточном направлении, директор по маркетингу «ВладВнешСервис» Екатерина Белецкая сказала, что для фанеры это маловероятный сценарий. Ведь Китай – крупнейший производитель фанеры, по итогам 2021 года там зарегистрировано примерно 15 тыс. производителей. Основные покупатели китайской фанеры – это США, страны Европы, Япония, Корея, Филиппины, Канада. Профиль стран идентичный покупателям российской фанеры. У России было преимущество по поставкам в ЕС, потому что производство фанеры в Китае сконцентрировано на юге и юго-востоке страны. Но сегодня российские производители столкнулись с зеркальными проблемами: основные предприятия расположены в европейской части, и поставки в Юго-Восточную Азию упираются в логистику.

На внутреннем рынке Тимур Иртуганов отмечает сокращение числа договоров купли-продажи недвижимости, которое приводит к снижению потребления плитной продукции в строительном секторе. Также фиксируется уменьшение спроса со стороны мебельщиков. Так как статистика в России всегда запаздывает, есть данные только за девять месяцев, которые демонстрируют сокращение производства мебели на 1%. Казалось бы незначительное, но, надо напомнить, что по итогам февраля 2022 года прирост производства мебели был 20% к объему производства аналогичного периода 2021 года. То есть за последние пять месяцев производство мебели резко снизилось, а значит, сокращается и потребление плит.

Что предпринимает правительство

Постановлением правительства РФ от 28.07.2022 №1347 предусмотрена компенсациядо 80% затрат на транспортировку промышленной продукции при поставках на экспорт. По мнению Алексея Евстафьева, критерии, установленные этим постановлением, носят дискриминационный характер: в создавшихся экономических условиях лесопромышленные предприятия Северо-Запада России могут компенсировать не более 65% транспортных затрат, а чем крупнее предприятие и, соответственно, больше объем экспорта, тем меньше субсидия. Например, у лесозавода, экспортирующего 250 тыс. м3 пиломатериалов в год, транспортные расходы составляют 1,6 млрд руб., а максимальная компенсация всего 300 млн руб., то есть не более 19% транспортных расходов. Кроме того, поскольку в 2023 году постановление распространится на все отрасли промышленности, отведенных на его реализацию 10 млрд руб. явно недостаточно.

По мнению АМДПР, в рамках постановления №1347 требуется индивидуальный подход к наиболее пострадавшим отраслям, а финансирование лесопромышленного комплекса следует значительное увеличить. Также при финансировании необходимо выделить наиболее пострадавшие подотрасли, по словам Тимура Иртуганова, прежде всего производство фанеры.

Субсидирование логистики может стать и краеугольным камнем выживания отрасли в России. По словам Марины Зотовой, конкурентоспособность компаний-экспортеров на рынках ЮВА, MENA, Северной Америки и Океании снижается. Основными причинами ослабления прежде сильных позиции российских компаний стали установленная странами-импортерами повышенная ввозная пошлина на продукции ЛПК РФ, а также кратный рост логистических затрат при доставке продукции на экспортные рынки (по сравнению с затратами европейских и североамериканских производителей). Некоторые регионы, например Индия, по-прежнему малодоступны для российских компаний из-за установленных ввозных пошлин на российскую продукцию, а также высоких ставок морских перевозок.

Кроме того, РЖД в 2022 году дважды поднимали тарифы, в январе-феврале и июне. Причем в июне сразу на 11%. В лесной отрасли с пониманием относятся к задачам РЖД – новым обязательствам по строительству перевалочных станций, расшивке Транссиба. Но в отрасли недоумевают, почему они решаются за счет наиболее пострадавших отраслей? Создается впечатление, что некоторые отрасли экономики Российской Федерации не нужны – их просто добивают.

«Что считать приоритетом? – спрашивает Тимур Иртуганов. – Дорогу или тот груз, который по ней везут? Если вы будете строить дороги, а возить по ней будет нечего, в дальнейшем эту дорогу даже содержать будет не на что».

Что требуется на самом деле

Лесопромышленниками, в том числе отраслевыми союзами, сформированы предложения о действительно необходимых мерах поддержки, среди которых прежде всего компенсация транспортных расходов, льготное кредитование предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, решение логистических вопросов, установление арендной платы за лесные участки по факту использования расчетной лесосеки и многие другие. К сожалению, ни одна из предложенных мер в настоящее время не принята и каких-либо перспектив улучшения ситуации нет.

В АМДПР считают необходимым попросить правительство РФ об усилении поддержки экспорта в части устройства перевалочных пунк¬тов в регионах поставки. Следует увеличить закупки госорганами строительных материалов и мебели в рамках освоения новых территорий. Закупки должны быть централизованными и прозрачными, осуществляться под контролем Минпромторга, так, чтобы к ним имели доступ максимум производителей, а не одно-два предприятия. Также нужно ввести мораторий на любые изменения в лесном законодательстве, которые могут привести к увеличению каких-либо затрат.

Необходим также контроль ценообразования на внутреннем рынке (в частности, на используемые в плитном производстве карбамидоформальдегидные смолы) и регулирование экспорта/импорта, в том числе посредством повышения импортных пошлин. Для понимания: в «недружественных» странах за девять месяцев 2022 года Россия закупила мебель на $350 млн, потраченная сумма намного меньше, чем в 2021 году, но все равно внушительная. И неизбежное последствие – невостребованные российскими производителями мебели объемы древесных плит. В Ассоциации считают, что развитие программ по меблировке продаваемых квартир повысит спрос не только на мебель, но и на древесные плиты и фанеру.

При опросе ряд предприятий ЛПК перечислили следующие действенные меры поддержки:

  • рассмотреть возможность списать задолженность по кредитным траншам, привлеченным инвестором в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов для расчетов с контрагентами из «недружественных» стран;
  • рассмотреть возможность снижения налога на прибыль организаций за счет накопленного убытка предыдущих периодов в размере 100%;
  • зафиксировать на уровне 2022 года ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка;
  • разрешить арендаторам лесных участков в 2022 и 2023 годах осуществлять заготовку древесины в пределах расчетной лесосеки лесничества по видам целевого назначения лесов и хозяйствам без ограничений по преобладающим породам, что позволит обеспечить в период санкционных ограничений заготовку древесины той породы, лесопродукция из которой является востребованной на товарном рынке в рассматриваемый период;
  • увеличить пропускную способность железнодорожных линий с запада на восток, а также организовать дополнительные пункты пропуска/перехода на границе с Китаем.

Кстати, лесопромышленники отмечают проблемы с пунктами пропуска не только на границах с Китаем, но и с рядом стран ЕАЭК, например Казахстаном. Считается, что сложности экспорта пиломатериалов в Казахстан связаны с пробелами в таможенном законодательстве. В постановление правительства РФ от 15.07.2010 №521 обозначены пункты пропуска на границе с Казахстаном. При этом в перечне товаров, которые разрешено перевозить через эти пункты, пиломатериалы отсутствуют. В итоге сейчас никто не знает, как отправлять пиломатериалы в Среднюю Азию, которая становится для российских поставщиков альтернативой европейскому рынку. На ЗСЖД в октябре отклонили 213 заявок грузоотправителей. Операторам приходится искать другие маршруты.

Также важной мерой поддержки является предоставление РЖД сервиса по отстою погруженных вагонов на их инфраструктуре (при условии согласования ГУ-12) в ожидании выделения квоты перевозки на Восток. Помимо того, представители бизнеса говорят, что нужно срочно разработать программу компенсации затрат инвесторам, которые реализовали приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов в марте 2022 года больше чем на 70% и ввели объекты в эксплуатацию. А еще – программу перевода муниципальных котельных на местные виды топлива (пеллеты). Пока еще есть возможность изменить ситуацию к лучшему, необходимо более тесное взаимодействие государства с представителями бизнеса и бизнес-сообществ. При масштабном сокращении производства и высвобождении рабочих какие-либо меры поддержки будут уже запоздалой реакцией. 

Текст
Михаил Дмитриев, директор портала «ПроДерево»