Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Александр Чуркин: «Надо держаться!»

18 ноября на традиционной ежегодной пресс-конференции группа компаний «Вологодские лесопромышленники» подвела итоги производственной деятельности. Еще в январе-феврале прогнозы были весьма оптимистичными, однако потом геополитическая ситуация внесла свои коррективы...

На что стоит ориентироваться российском лесопромышленникам сегодня и как в условиях санкций удается не остановить реализацию приоритетных инвестиционных проектов, журналистам рассказал председатель совета директоров акционерного общества «Группа компаний "Вологодские лесопромышленники"» Александр Чуркин.

– Александр Николаевич, с какими результатами группа компаний «Вологодские лесопромышленники» подходит к концу года?

– 2021 год стал для нас одним из самых успешных. И в 2022-м мы были нацелены на улучшение всех финансовых и производственных результатов. Но в конце февраля для нашей отрасли наступила новая реальность. Это потребовало серьезных изменений и решительных действий, и мы смогли в первые же дни сориентироваться и сохранить все бизнес-процессы, а самое главное – людей. А это более трех тысяч человек, если принимать во внимание наши совместные предприятия и строящийся завод «Плитвуд». Мы по-прежнему крупнейший работодатель и налогоплательщик региона.

Тем не менее ограничения экспорта леса сыграли свою роль в динамике деятельности компании. Из-за введенных санкций многие рынки оказались недоступны для российской древесины. Упал спрос на сырье и на внутреннем рынке. С июля прекратился экспорт в страны ЕС, куда уходили пиломатериалы, пеллеты и многие другие виды продукции компании. А наша продукция была ориентирована прежде всего на экспорт в Европу. Изменения во внешней среде потребовали от нас пересмотра и уточнения приоритетов.

Влияние на объемы производства ЛПК в текущем году оказали как геополитические факторы – запрет импорта лесопродукции из России, так и экономические – существенное увеличение транспортных расходов (в 3–5 раз), снижение стоимости товара в Китае, укрепление курса рубля. На все это накладываются проблемы с поставкой техники и запчастей, увеличение стоимости топлива и т. д. В итоге многие лесопромышленные предприятия не только значительно снизили объемы производства, но и вынуждены простаивать и даже сокращать работников. При этом значительная часть предприятий градообразующие не только для населенных пунктов, но и для целых районов.

Отдельно отмечу проблему реализации березовых балансов, объемы заготовки которых не обеспечены внутренними перерабатывающими мощностями. На сегодня квотирование продаж березовых балансов обуславливает снижение объемов заготовки в лиственном хозяйстве.

– Какие меры господдержки могли бы помочь?

– Начиная с марта текущего года отраслевое сообщество неоднократно обращалось в разные органы власти с инициативами о принятия мер поддержки лесной отрасли. Прогнозируемый в обращениях спад лесной экономики, к сожалению, подтвердился. Но приняты были лишь две меры, которые, кстати, лесопромышленники не предлагали: сокращение сроков проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов и увеличение периода действия лесных деклараций в целях заготовки древесины, поданных до 1 мая 2022 года. Они фактически не повлияли на положение лесопромышленных предприятий.

Объем заготовки древесины в Вологодской области во II и III кварталах текущего года сократился ровно на треть по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. В дальнейшем ситуация может усугубиться вплоть до сокращения заготовки на 50% и как следствие – сокращения выпуска продукции лесопереработки, банкротства предприятий и увольнения работников.

По расчетам наших экспертов, в следующем году только налоговые поступления от лесопромышленного комплекса в бюджеты всех уровней области сократятся в четыре раза, или почти на 5 млрд руб. Без действенных мер поддержки не все лесопромышленники переживут 2023 год.

После введения эмбарго с 10 июля для нас закрылся рынок пиломатериалов Европы. При этом у нас остались рынки Китая, Кореи, Египта (этот рынок в настоящее время перегрет российскими пиломатериалами, кроме того, там проблемы с оплатой поставок), Израиля, стран СНГ. Да и внутренний рынок никуда не делся. Именно на эти рынки мы и переориентировали поставки пиломатериалов. Что касается успешности, то здесь на первый план вышла логистика, как по стоимости, так и по физической пропускной способности РЖД и портов на юге страны и Дальнем Востоке. Именно логистика является основным фактором, сдерживающим отгрузку пиломатериалов.

– Как все происходящее скажется на строительстве завода «Плитвуд»?

– Безусловно, ситуация внесла существенные коррективы в реализацию этого самого крупного нашего проекта. Но главное – он продолжает развиваться. Мы формируем эффективную команду, работники проходят необходимое обучение. Завершено строительство всех масштабных сооружений. Доставлено 90% всего импортного технологического оборудования, оставшиеся 10% планово импортируются согласно графику отгрузок. Все санкционное оборудование доставлено в Вохтогу. Специалисты приступили к его монтажу.

– В 2021 году была анонсирована возможная модернизация на Шекснинском КДП и «Вохтога ЛесДреве». Эти планы будут осуществлены?

– К сожалению, события 2022 года внесли серьезные коррективы в нашу инвестиционную программу. Из-за невозможности поставки оборудования из Германии мы были вынуждены отменить модернизацию участка подготовки щепы на «ВохтогаЛесДреве».

Остановлены инжиниринговые исследования по развитию площадки Шекснинского КДП для выпуска новых продуктов, которые проводила для нас финская компания Indufor. Тем не менее мы продолжаем проект модернизации линии MDF2 на ШКДП с бюджетом более 400 млн руб., заменив европейское оборудование аналогами производства КНР и Тайваня. Аналогичная ситуация с проектом замены линии ДСП2 ШКДП новой, с непрерывным прессом: проект не остановлен, идет его переформатирование.

– Изменился ли сейчас спрос на продукцию группы компаний? Что сейчас в приоритете? Будете ли менять ассортимент?

– В ответ на вызовы рынка мы точечно регулируем диаметровую структуру и длину заготавливаемых круглых лесоматериалов. Глобальные изменения ассортимента круглых лесоматериалов не планируются, поскольку мы традиционно вырабатывали всю линейку сортиментов для обеспечения существующих лесоперерабатывающих предприятий.

– Какие вы видите реальные пути выхода из кризиса, охватившего лесную промышленность?

– Лесная отрасль прежде всего экспортно ориентированная. Только пиломатериалов за границу поставлялось 30 млн м3, это ¾ общего объема их производства. В связи с этим необходимо решение проблем, в первую очередь с транспортной логистикой, из которых можно выделить субсидирование расходов на транспортировку лесопродукции на экспорт и определение для лесопромышленных предприятий СЗФО ежемесячной квоты на отправку прямых контейнерных поездов в азиатском направлении и порты Владивосток и Находка. Кроме того, нужно организовать дополнительные железнодорожные пункты пропуска или переходы на границе с Китаем и увеличить число таких пунктов через государственную границу с «дружественными» странами для убытия лесопродукции и обеспечить восстановление и наращивание мультимодальных (контейнерных) перевозок из порта Санкт-Петербург китайскими морскими линиями (China COSCO Shipping, Orient Overseas Container Line и др.). Кстати, в конце этого года или в самом начале следующего мы откроем в Китае представительство, чтобы решать вопросы поставок. Рынок КНР характеризуется довольно высокой волатильностью, и это сделает его для нас более предсказуемым. В перспективе интерес представляют также Индия и Вьетнам.

Среди других мер, способных поддержать лесной комплекс, установление на 2022–2023 годы арендной платы за использование лесных участков, переданных в аренду для заготовки древесины, на основании фактического объема изъятия древесины арендаторами и принятие государственных программ по компенсации затрат инвесторам, которые в марте 2022 года реализовали приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов больше чем на 70% и ввели объекты в эксплуатацию, или разработка программы льготного кредитования таких инвестпроектов. Также логично было бы финансировать перевод муниципальных котельных на местные виды биотоплива (пеллеты). Сегодня наши пеллеты активно закупает Турция, которая перепродает их в Европе. Но объемы продаж все-таки снизились.

Больше 30 лет мы уверенно смот¬рим в будущее. Это не просто лозунг, а следствие долгосрочной грамотной стратегии, широкой диверсификации нашего бизнеса, эффективности, сырьевой защищенности и выдающихся компетенций команды. Мы и не первый кризис переживаем. И каждый раз находим хотя бы один позитивный фактор: возможность отсечь все лишнее, оптимизировать бизнес-процессы, работать над себестоимостью. Надо держаться! 

Текст Леспроминформ

Другие статьи рубрики Регион номера: Вологодская область

Обзоры ЛПК регионов России