Выставка Sicam остается эффективным генератором бизнес-отношений
С 18 по 22 октября в итальянском Порденоне, в выставочном комплексе Pordenone Fiere, в тринадцатый раз прошла ежегодная международная выставка компонентов, аксессуаров и полуфабрикатов для мебельной промышленности – SICAM.Число квалифицированных посетителей мероприятия неуклонно растет: в этом году прибыли больше 8000 компаний из 115 стран.
Особого внимания заслуживают гости (на выставке традиционно ведут учет именно компаний, а не индивидуальных посетителей) не только с традиционных рынков Европы, но и из перспективных регионов, таких как Северная Африка, Южная и Северная Америка, Центральная Азия, Турция, Иран, Индия и особенно бывшие советские кавказские республики.
В общей сложности в выставке участвовали 590 экспонентов: 69% компаний из Италии и 31% компаний из других стран. Около 17 тыс. м2 выставочной площади в 10 залах были полностью заняты стендами. В этом году за счет новой планировки увеличилась площадь стендов в зале 8, он был существенно расширен. В зале 10 тоже сделана перепланировка, с тем чтобы освободить пространство для размещения максимального числа экспонентов.
Участники продемонстрировали лучшие продукты, которые международная индустрия мебельных комплектующих и аксессуаров может предложить сегодня. Помимо итальянских компаний, на площадке были экспоненты из Германии, Турции, Испании, Австрии, Польши, Греции и Швейцарии.
Выставка была насыщена новинками во всех областях мебельной промышленности. Компании и приглашенные специалисты обменивались новыми идеями, старались установить новые деловые контакты и возобновить прежние, которые в последнее время из-за пандемии Covid-19 были возможны только в онлайн-режиме.
Все четыре дня выставки у стендов наблюдалось оживление.
В каждом секторе появилось много инноваций, обозначающих тенденции, которые найдут свое выражение в производстве мебели, а результаты будут представлены на крупных международных выставках следующей весной. Особого внимания на выставке SICAM-2022 заслуживает возвращение крупных транснациональных корпораций сектора скобяных изделий, к которым присоединились весьма авторитетные компании сектора декоративных, керамических и каменных материалов.
Новые функции, представленные на этот раз, должны были сделать посещение выставки еще комфорт¬нее, чтобы каждый специалист рационально использовал свое время. Стоит отметить очень удобную функцию получения бейджа, впервые использованную в этом году. После онлайн-регистрации на почту приходит QR-код, который посетитель сканирует на специальных устройствах, расположенных у входа на выставку. Бейдж (кстати, изготовленный из экологически чистых материалов) распечатывается в течение нескольких секунд. Посетителям больше не нужно стоять в очереди за билетом! QR-код тоже служит электронной визитной карточкой.
Среди штрихов, которые сделали выставку еще более эффективной, новая концепция кейтеринга. В бистро SICAM можно было быстро пообедать в кругу деловых парт¬неров и продолжить беседы на деловые темы, что очень важно при многочасовой работе.
Что касается логистических услуг для экспонентов и посетителей, то после модернизации трансфера автобусы-шаттлы из международных аэропортов Венеции и Тревизо следовали прямо в выставочный центр.
Ключом к эффективному снижению рисков остается экспорт
После тяжелых двух лет, за которые мировой баланс изменился и появились новые торговые тенденции, развитие международной торговли снова становится ключом к восстановлению и новым возможностям для компаний мебельной промышленности. Международные выставки, такие как SICAM, это лучший вариант для изучения рынков, реализации стратегий и планирования действий.
Недавнее исследование, проведенное SACE (дочерней структурой министерства экономики и финансов Италии, занимающейся страхованием экспортных кредитов и защитой инвестиций) дает пищу для размышлений: в 2021 году сектор изделий из дерева оказался одним из самых динамично развивающихся в России. Ожидается, что эта тенденция сохранится не только в этом году, когда прогнозируется рост на 8,8%, но и в следующем (рост на 7,1%), с еще более благоприятными перспективами в среднесрочной перспективе. Сектор мебели, который обеспечивает больше половины экспорта отрасли, рассматривает диверсификацию каналов сбыта как основную движущую силу развития. С одной стороны, экспорту способствует растущая доступность платформ электронной коммерции и, как следствие, увеличение числа покупок, совершаемых в интернете зарубежными клиентами, с другой – возобновление международных выставок (в том числе SICAM), которые служат основным инструментом прямого продвижения бренда Made in Italy, символизирующего и уровень качества, и передовой дизайн.
Однако на фоне этого прогноза, предполагающего утешительный позитивный сценарий, новости последних месяцев создают большую неопределенность и вызывают беспокойство. Фактически 2022 год начался с оптимистичным настроем, вдохновленным восстановлением экономики, характерным для второй половины 2021 года. Международная макроэкономическая структура резко изменилась в феврале 2022 года, с развитием украинского кризиса, ввиду увеличения производственных затрат, резкого роста цен на энергоносители, ухудшения климата доверия, денежно-кредитной и фискальной политики. Все это привело к неизбежной корректировке перспектив роста в сторону снижения.
Сегодня деревообрабатывающий сектор, и в частности плитная промышленность, страдает от нехватки сырья, и некоторые компании даже вынуждены были временно остановить производство из опасений, что в цепочке поставок мебели закончатся необходимые материалы. А ряду итальянских производителей пришлось закупать древесину за пределами Европы, чтобы компенсировать отсутствие сырья у традиционных европейских поставщиков, что привело к росту затрат и увеличению сроков поставки.
В предусмотренном SACE базовом сценарии, который предполагает постепенное разрешение конфликта в Украине в следующем году, экспорт итальянской продукции в стоимостном выражении вырастет в этом году на 10,3% и будет демонстрировать положительную динамику (до 5,0%) до 2023 года, когда достигнет почти €600 млрд, что позволит Италии сохранить ее долю на мировом рынке почти неизменной. Для того чтобы играть ведущую роль при этом сценарии, итальянская мебельная промышленность должна быть развитой и хорошо оснащенной. Тем не менее нельзя упускать из виду такие перемены, как недавнее укрепление доллара, благоприятствующее экспорту товаров итальянского производства за пределы ЕС, особенно в Соединенные Штаты и «страны долларовой зоны». Кроме того, вернулась глобальная инфляция, что выражается в падении покупательской способности компаний и домохозяйств, которым предлагается сократить ресурсы, выделяемые на покупку потребительских товаров.
Элемент позитива в эту противоречивую и неопределенную ситуацию вносит недавнее исследование Centro Studi Tagliacarne, подготовленное для Торгово-промышленной палаты Италии, согласно которому ориентированные на экспорт компании, хотя и наиболее уязвимы в международном контексте, в то же время лучше других подготовлены к управлению товарными рисками и активнее будут стремиться к дальнейшей диверсификации сети поставщиков для снижения рисков.
Такой вывод внушает надежду итальянским компаниям, посетившим SICAM-2022 в целях развития деловых отношений на международном рынке.
«Зеленая» обстановка современного дома
Переход к «зеленому будущему» – одна из важнейших задач, с которыми компании должны справиться в ближайшее время.
Вот уже несколько лет цепочка поставок деревянной мебели переживает серьезные изменения, затрагивающие все этапы производственного процесса, от проектирования до производства и послепродажного обслуживания, направленные на переход к так называемой экономике замкнутого цикла. Главная цель – уменьшить влияние производственной деятельности на окружающую среду.
Устойчивость производственной цепочки проявляется прежде всего в сокращении используемых в производстве материалов – подходе, который применяют 52,6% деревообрабатывающих и 54,3% мебельных компаний, а также в применении вторичного сырья (переработанных отходов), которое освоили 37,1 и 32,7% компаний двух категорий соответственно.
В целом решения, принимаемые цепочкой поставщиков деревянной мебели, а также меры повышения устойчивости часто зависят от характеристик производственных процессов, в частности от интенсивности использования энергетических и водных ресурсов и материалов.
Установка систем и приборов с низким энергопотреблением является преобладающим инвестиционным выбором деревообрабатывающих и мебельных компаний (26,8 и 29,6% соответственно). Популярны и такие меры, как снижение водопотребления, очистка сточных вод и повторное использование/переработка сточных вод, – компании деревообрабатывающего и мебельного сектора в числе самых активных по ограничению потребления воды (38,2 и 38,9% соответственно).
SICAM демонстрирует самый высокий уровень инноваций и адаптации к передовой экологической политике, достигнутый компаниями, производящими мебельные компоненты и фурнитуру.
Одной из сильных сторон итальянской экономики остаются цепочки поставок деревянной мебели. Согласно недавнему анализу компании Mordor Intelligence, мирового лидера по изучению рынка, Италия – один из ведущих мировых производителей и экспортеров мебели, в настоящее время экспортирует почти 60% объема продукции, в основном во Францию, Германию, США и Китай. Ожидается, что в 2022 году оборот итальянского мебельного рынка достигнет €14,56 млрд, что соответствует годовому темпу роста 1,35%.
Мебель в 2023 году – все новые тренды
Как уже упоминалось, на SICAM мебельщики решают, какими будут тенденции предстоящего сезона и что покажут на международных выставках следующей весной.
В 2023 году, в связи смассовым осознанием экологических проблем и необходимости сокращения отходов, мебель будет производиться из экологически чистых материалов. Люди стремятся создать в своих домах комфортную среду, и дерево самый подходящий для этого материал. Также популярны бамбук, пробка и шерсть.
Среди ключевых мебельных трендов 2023 года мебель в стиле хай-тек. Элегантная, современная, а зачастую и футуристичная, обычно она сделана из инновационных материалов; из цветов преобладают нейтральные – белый, черный, серый. Для мебели в стиле хай-тек характерны ультрасовременный дизайн и четкие геометрические формы. Это, безусловно, актуальная тенденция, которую на выставке SICAM отражает большое количество инновационных и необычайно привлекательных предложений.
«Мы рады, что наша "машина" в очередной раз показала себя высокопроизводительной. В этом году мы собрали много первоклассных профессионалов со всего мира, – сказал директор SICAM Карло Джобби. – Формат выставки с ее инновационными решениями, представленными в эти дни, продолжает доказывать успешное содействие развитию деловых отношений. Успех подтверждается также многочисленными заявками на бронирование стендов, которые мы уже получили на 2023 год».
Следующая выставка SICAM соберет всех основных мировых игроков мебельной промышленности в Порденоне 17–20 октября 2023 года.
Текст:
Александра Тодуа
Юлия Валайне