Что скрывал Тутанхамон?
Древесина издавна использовалась людьми при строительстве жилищ, для изготовления мебели, домашней утвари. Однако древесина, несмотря на доступность и простоту обработки, как материал обладает рядом существенных недостатков. Она имеет различную прочность относительно направления волокон, пороки, в основном сучки, усыхает и разбухает, размеры изготавливаемых из нее пиломатериалов ограничены.
Люди научились склеивать древесину. Это позволило исключить, при желании, пороки, изготавливать изделия больших размеров и сложной формы, а при склеивании слоев древесины в перекрестном направлении повысить равнопрочность изготовляемых деталей. Последняя идея была положена в основу строения материала, названного фанерой. Прототипом фанеры можно, например, считать материал, из которого изготовлен саркофаг фараона Тутанхамона (1350 лет до н. э.). Он склеен из шести слоев дощечек по 4 мм каждая.
Фанера - одна из возможных модификаций древесины. Для изготовления фанеры склеивают три и более слоя лущеного шпона, обычно уложенных таким образом, чтобы волокна имели перекрестную направленность. Нередко шпон склеивается в сочетании с другими листовыми материалами: бумагами, пропитанными клеями, листовыми пластмассами, металлами, резиной, асбестом. Эти материалы выполняют либо декоративные, либо защитные функции. Основной структурной составляющей фанеры является лущеный шпон.
Для получения лущеного шпона лущильным ножом срезают с поверхности вращающегося вокруг продольной оси бревна (чурака) тонкий слой древесины. Сырьем для шпона может служить древесина многих пород. Например, из лиственных в России применяют березу, ольху, осину, тополь, клен, бук, из хвойных - лиственницу, сосну, ель, пихту. Главным требованием при выборе породы является однородность структуры (береза, ольха). При необходимости повышения биостойкости фанеры применяют древесину хвойных пород.
В других странах фанеру производят из древесины, преимущественно произрастающей в этих регионах. В Финляндии - из березы, ели, пихты; в Белоруссии, на Украине - из березы, ольхи, осины; в Венгрии - из бука, тополя. В странах Западной Европы нередко задействована древесина экзотических пород с общим названием «красное дерево». Такую же древесину используют в Южной Америке, в странах Африки и Юго-Восточной Азии. В Северной Америке преимущество отдается хвойным породам, например орегонской сосне и дугласовой пихте.
В России качество шпона регулируется ГОСТ 99-96. Размеры шпона в основном соответствуют размерам изготовляемой фанеры. Длина его - до 2,5 м, ширина - до 3,75 м. Толщина шпона - обычно от 1 до 3,5 мм, однако в зависимости от назначения производят как более тонкий (от 0,55 мм), так и более толстый (до 6,5 мм) шпон. Для обеспечения требуемой прочности склеивания шпон должен иметь относительно небольшую шероховатость и влажность. В зависимости от требуемого качества фанеры, которое определяется качеством шпона наружных ее слоев, шпон изготавливается пяти сортов Е I, II, III, IV, V.
В России и в мире выпускается немало разновидностей фанеры. У нас наиболее развито производство фанеры общего назначения с наружными слоями из древесины лиственных (ГОСТ 3916.1-96) и хвойных (ГОСТ 3916.2-96) пород. Размеры фанеры (длина, ширина) установлены в пределах от 1200 до 3660 мм, а толщина - от 3 до 30 мм. Фанеру изготавливают двух марок: ФСФ (фанера повышенной водостойкости) и ФК (водостойкая). Фанера первой марки изготавливается с применением феноло-формальдегидных клеев, второй - с применением карбамидо-формальдегидных. Водостойкость фанеры оценивают пределом прочности ее при скалывании (сдвиге) по клеевому слою после кипячения в воде, например, в течение 6 ч (фанера марки ФСФ) или вымачивания в воде с температурой 20°С (фанера марки ФК). И в том, и в другом случае прочность, например, березовой фанеры должна быть не менее 1,2 МПа. Фанера из шпона других пород имеет меньшую прочность.
Выбор марки фанеры зависит от направления ее будущего использования. Фанера ФСФ, особенно из хвойного шпона, применяется в строительстве, в производстве тары и других изделий, подверженных атмосферным воздействиям. Фанера марки ФК служит для мебели и других конструкций, защищенных от внешних влажностных воздействий.
Кроме этих основных видов в России производят фанеру, облицованную бумагами, в том числе декоративными, пропитанными феноло-формальдегидными и меламино-формальдегидными смолами, для авто-, вагоно- и контейнеростроения, щитовой опалубки, декоративную. Поверхность такой фанеры надежно защищена от атмосферных и отчасти от механических влияний.
Изготавливаются у нас и трудногорючие фанерные плиты. Этот материал склеен из шпона, пропитанного антипиренами, и предназначен для внутренних конструкций пассажирских вагонов, судов.
Отдельного внимания заслуживает бакелизированная фанера, на каждый лист шпона которой нанесен феноло-формальдегидный клей. Такая фанера склеивается при высоком давлении. Благодаря применению феноло-формальдегидного клея в избыточном количестве и давлению материал получается водостойким, упругим и прочным. Такая фанера применяется в производстве легких судов - яхт, спортивных лодок; в строительстве.
Как уже отмечалось, существуют и другие виды фанеры, имеющие специальное назначение: фанера, облицованная металлическими листами, для изготовления тары, кузовов автомобилей, операторских кабин; фанера с прослойками из резины, используемая в качестве полов автобусов для уменьшения передачи вибрации на пассажиров. Есть и фанера, в состав клея которой введено вещество, защищающее от рентгеновского излучения. Она применяется в помещениях, содержащих источники радиации.
Современные технологические приемы позволяют получать слоистый материал из шпона - фанеру с разнообразными свойствами. Это обеспечивает и будет обеспечивать в дальнейшем широту ее применения в качестве конструкционного материала.
Фанера - одна из возможных модификаций древесины. Для изготовления фанеры склеивают три и более слоя лущеного шпона, обычно уложенных таким образом, чтобы волокна имели перекрестную направленность. Нередко шпон склеивается в сочетании с другими листовыми материалами: бумагами, пропитанными клеями, листовыми пластмассами, металлами, резиной, асбестом. Эти материалы выполняют либо декоративные, либо защитные функции. Основной структурной составляющей фанеры является лущеный шпон.
Для получения лущеного шпона лущильным ножом срезают с поверхности вращающегося вокруг продольной оси бревна (чурака) тонкий слой древесины. Сырьем для шпона может служить древесина многих пород. Например, из лиственных в России применяют березу, ольху, осину, тополь, клен, бук, из хвойных - лиственницу, сосну, ель, пихту. Главным требованием при выборе породы является однородность структуры (береза, ольха). При необходимости повышения биостойкости фанеры применяют древесину хвойных пород.
В других странах фанеру производят из древесины, преимущественно произрастающей в этих регионах. В Финляндии - из березы, ели, пихты; в Белоруссии, на Украине - из березы, ольхи, осины; в Венгрии - из бука, тополя. В странах Западной Европы нередко задействована древесина экзотических пород с общим названием «красное дерево». Такую же древесину используют в Южной Америке, в странах Африки и Юго-Восточной Азии. В Северной Америке преимущество отдается хвойным породам, например орегонской сосне и дугласовой пихте.
В России качество шпона регулируется ГОСТ 99-96. Размеры шпона в основном соответствуют размерам изготовляемой фанеры. Длина его - до 2,5 м, ширина - до 3,75 м. Толщина шпона - обычно от 1 до 3,5 мм, однако в зависимости от назначения производят как более тонкий (от 0,55 мм), так и более толстый (до 6,5 мм) шпон. Для обеспечения требуемой прочности склеивания шпон должен иметь относительно небольшую шероховатость и влажность. В зависимости от требуемого качества фанеры, которое определяется качеством шпона наружных ее слоев, шпон изготавливается пяти сортов Е I, II, III, IV, V.
В России и в мире выпускается немало разновидностей фанеры. У нас наиболее развито производство фанеры общего назначения с наружными слоями из древесины лиственных (ГОСТ 3916.1-96) и хвойных (ГОСТ 3916.2-96) пород. Размеры фанеры (длина, ширина) установлены в пределах от 1200 до 3660 мм, а толщина - от 3 до 30 мм. Фанеру изготавливают двух марок: ФСФ (фанера повышенной водостойкости) и ФК (водостойкая). Фанера первой марки изготавливается с применением феноло-формальдегидных клеев, второй - с применением карбамидо-формальдегидных. Водостойкость фанеры оценивают пределом прочности ее при скалывании (сдвиге) по клеевому слою после кипячения в воде, например, в течение 6 ч (фанера марки ФСФ) или вымачивания в воде с температурой 20°С (фанера марки ФК). И в том, и в другом случае прочность, например, березовой фанеры должна быть не менее 1,2 МПа. Фанера из шпона других пород имеет меньшую прочность.
Выбор марки фанеры зависит от направления ее будущего использования. Фанера ФСФ, особенно из хвойного шпона, применяется в строительстве, в производстве тары и других изделий, подверженных атмосферным воздействиям. Фанера марки ФК служит для мебели и других конструкций, защищенных от внешних влажностных воздействий.
Кроме этих основных видов в России производят фанеру, облицованную бумагами, в том числе декоративными, пропитанными феноло-формальдегидными и меламино-формальдегидными смолами, для авто-, вагоно- и контейнеростроения, щитовой опалубки, декоративную. Поверхность такой фанеры надежно защищена от атмосферных и отчасти от механических влияний.
Изготавливаются у нас и трудногорючие фанерные плиты. Этот материал склеен из шпона, пропитанного антипиренами, и предназначен для внутренних конструкций пассажирских вагонов, судов.
Отдельного внимания заслуживает бакелизированная фанера, на каждый лист шпона которой нанесен феноло-формальдегидный клей. Такая фанера склеивается при высоком давлении. Благодаря применению феноло-формальдегидного клея в избыточном количестве и давлению материал получается водостойким, упругим и прочным. Такая фанера применяется в производстве легких судов - яхт, спортивных лодок; в строительстве.
Как уже отмечалось, существуют и другие виды фанеры, имеющие специальное назначение: фанера, облицованная металлическими листами, для изготовления тары, кузовов автомобилей, операторских кабин; фанера с прослойками из резины, используемая в качестве полов автобусов для уменьшения передачи вибрации на пассажиров. Есть и фанера, в состав клея которой введено вещество, защищающее от рентгеновского излучения. Она применяется в помещениях, содержащих источники радиации.
Современные технологические приемы позволяют получать слоистый материал из шпона - фанеру с разнообразными свойствами. Это обеспечивает и будет обеспечивать в дальнейшем широту ее применения в качестве конструкционного материала.