Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревообработка

Холдинг «Алтайлес» трудностей не боится

Минувший год выдался сложным для ЛПК, столкнулись с проблемами и крупные игроки этого рынка, например лесная холдинговая компания «Алтайлес».

Но трудности компанию только закалили. Во всяком случае такое впечатление сложилось после интервью генерального директора «Алтайлеса» Ивана Ключникова.

Было трудно

– Иван Михайлович, если подвести экономические итоги прошлого года…

– Это был первый год, когда у компании упали объемы производства: в предыдущие периоды наша выручка росла минимум на 15%, а в 2022 году она снизилась на 18%. И это объяснимо. Общие негативные тенденции в экономике страны не обошли стороной наши предприятия. По рынку деревянной продукции Запад объявил санкции. Я не скажу, что ситуация оказалась фатальной, как у коллег на северо-западе страны, для которых закрылись основные рынки сбыта – в Европе и США. А наши, «домашние», рынки не поменялись. Да, конкуренция усилилась, но, может быть, это и к лучшему.

Постпандемийный ажиотажный спрос 2021 года и первый квартал 2022-го позволили лесопереработчикам сформировать финансовые резервы, за счет которых мы в основном и прожили минувший год. Но дальше началось сильное падение цен на нашу продукцию, где-то приостановились отгрузки из-за проблем с логистикой и оформлением товаросопроводительных документов.

А с другой стороны, увеличились затраты. Для нас в первую очередь из-за существенного подорожания импортного связующего, которое применяется в производстве MDF. На некоторые компоненты цены вросли в 2–2,5 раза. Это сильно ударило по экономике предприятия.

Если в 2021 году компания заключала большое количество контрактов на поставку оборудования и техники, то в прошлом много договоров пришлось расторгнуть.

На фоне существенной инфляции мы столкнулись с необходимостью повышения заработной платы сотрудникам сверх планируемого в начале года уровня. Мы по-прежнему сильно отстаем от других регионов, и задача субъектов предпринимательства эту дистанцию сократить. Поэтому нужно создавать высокопроизводительные рабочие места, которые обеспечивают, с одной стороны, достойную зарплату работникам, с другой – прибыль предприятию.

Сокращение сырьевой базы

– Как повлияла на работу предприятий холдинга потеря права аренды на некоторые лесные участки?

– За последние годы выпуск пиломатериалов сократился почти на 40%, на производствах теперь работает меньше 700 человек, а следовательно, уменьшились и налоговые отчисления. За прошедший год объем выработки пиломатериалов снизился на 12%. Простаивает цех в Топчихе, который мы строили, чтобы развивать домостроение. Но сырье находится не ближе 90 км, возить его невыгодно.

Теперь мы имеем избыточные производственные мощности, особенно по заготовке древесины. Очень сильный дефицит древесины испытывает «Каменский ЛДК». Однако стараемся перераспределять сырье между комбинатами так, чтобы равномерно их загрузить.

Тем не менее продолжаем считать, что в Алтайском крае целесообразно заниматься деревообработкой. Для этого есть сырьевая база, которая сегодня не осваивается, в том числе и на тех территориях, с которых нас «попросили». Но есть и другие территории. Мы много раз предлагали инвестиционные проекты с их использованием краевым властям, однако с нами не хотят разговаривать. Создается впечатление, что край не заинтересован в развитии этого направления.

Возможности

– Сможет ли ваша компания расти, располагая нынешней сырьевой базой?

– Да, сможет. Еще в 2008 году доля необрезных пиломатериалов, которые выпускались в крае, была около 60%. Сухие почти не выпускали. В 2021 году холдинг поставил задачу максимально нарастить производство сухих пиломатериалов и, проведя огромную работу, сегодня продает только обрезной пиломатериал, при этом 95% в сухом виде. 30% этих досок идут в дальнейшую переработку – на погонаж и для домостроения.

Предприятия холдинга вместе с региональным центром компетенций продолжали реализацию нацпроекта «Повышение производительности труда». В результате коллектив «Содружества» больше чем вдвое увеличил эффективность работы цеха в Павловске, где производятся погонажные изделия. Это позволило холдингу войти в тройку поставщиков такой продукции для «Леруа Мерлен Россия». Наш погонаж знают в Кемерово, Омске, за счет мощностей завода «Новичиха лес» с этой весны мы заходим в Новосибирск. Интересно, что с помощью штрафов федеральная сеть научила нас добиваться высокого качества.

Президент России призвал российских производителей искать сбыт внутри страны, и мы его ищем. Многие, покупая ламинат одной известной компании, не знают, что он сделан из нашей MDF. Несмотря на все санкции, мы продолжили модернизацию завода по выпуску этих плит. По разным схемам удалось завезти новые иностранные измерительные системы, и в результате повысилось качество готовой продукции. В этом году запускаем ламинирование MDF и в 2023–2024 годах наладим производство ламинатных покрытий. Думаем и о производстве мебели.

Диверсификация производства позволяет снизить риски. Это ярко показал прошлый год, когда два месяца холдинг жил за счет производства плит, три месяца нас «тащили» пиломатериалы, еще четыре – погонаж. И поэтому мы будем развивать более глубокую переработку в крае, опираясь на имеющуюся сырьевую базу. Не оставляем намерение выйти со своей продукцией за пределы региона.

После объявления санкций мы боялись трудностей, но сегодня в сегментах заготовки, транспортировки, лесовосстановления полное импортозамещение. Остались проблемы с приобретением оборудования для технологического процесса.

По использованию сырьевой базы мы не отстаем от компании номер один в российской деревообработке – «Сегежа Групп»: получаем столько же готового продукта и налогов с кубометра леса. Может, региональное управление лесами нам помогло, забрав у нас территорию? Сегодня у нас лесосека используется на сто процентов. В этом году мы даже зарезервировали часть арендуемого леса, так как дорогая древесина в производстве не нужна, а дешевле ее не заготовишь.

Лесовосстановление

– В прошлом году в лесах края произошел крупный пожар, каких не было много лет. Какие выводы были сделаны?

– Мы живем в красивом регионе с непростыми природно-климатическими условиями, доставляющими много проблем охране лесов. Одно дело тушить костры, которых около сотни в год, другое – крупный пожар. Иногда мы не в силах управлять стихией. Для этого требуется колоссальный ресурс, которого нет ни у нас, ни у регионального минприроды.

Раньше у предприятий ЛХК «Алтайлес» были проблемы с мониторингом состояния лесных массивов. Спорили, что лучше использовать – наблюдателей или видеокамеры. Но из-за смертельных случаев, когда люди дежурили при температуре воздуха выше 40 градусов, мы полностью перешли на слежение с помощью видеокамер.

Главная проблема, которая выявилась при тушении пожаров, – это отсутствие единоначалия. Законы не позволяют нам руководить ликвидацией огненной стихии. Когда на место приезжает начальник управления лесами, он автоматически становится руководителем, но я вижу, что алгоритмов устранения пожара не хватает. Начинается хаос, вызванный сумбурным взаимодействием с МЧС. Представители этого министерства отвечают только за сохранность жилья, а тушение лесов их не интересует.

Мы будем тренировать свой персонал действовать в условиях пожара.

Предприятия холдинга активно занимаются и лесовосстановлением. В шести питомниках ежегодно можно выращивать около 9 млн саженцев с открытой корневой системой, но федеральный центр просит увеличивать долю саженцев в стаканчиках. К 2025 году она должна быть 25%. Хорошо, что в Алтайском крае существует большой семеноводческий центр, который обслуживает несколько регионов. Но сейчас возник большой дефицит посадочного материала с закрытой корневой системой. Поэтому решено наладить такое производство в Каменском ЛДК. Мы оплатили итальянское оборудование, пытаемся его по разным схемам получить, решаем вопрос с монтажом теплиц. В текущем году вырастим первый посадочный материал. И будем развивать это направление.

Текст и фото
По материалам ap22.ru