О судьбах отрасли
В связи с закрытием экспортных рынков Европы для российской продукции ЛПК и общемировым падением спроса и цен на пиломатериалы, большинство лесных регионов страны оказались в сложном положении, наиболее серьезные проблемы у деревообрабатывающих предприятий Северо-Запада. Повышение внутреннего спроса могло бы помочь отрасли выжить, как считают на всех уровнях власти – президента, Госдумы, правительства до руководства субъектов. Деревянное домостроение сегодня рассматривается как «вытягивающий» проект для внутреннего потребления продукции ЛПК.
В рамках подготовки к большому совещанию по мерам поддержки лесопромышленного комплекса у президента РФ, в начале февраля в Минпромторге под председательством замминистра Олега Бочарова состоялось совещание, на котором обсуждались состояние отрасли, потенциал и необходимые меры для развития рынка деревянного строительства.
О ситуации в деревянном строительстве
По словам директора по работе с госорганами Ассоциации деревянного домостроения (АДД) Вадима Фидарова, сегодня основным рынком сбыта деревянных конструкций служит индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Согласно опросу компаний – членов АДД, в связи с падением спроса сокращение объемов производства к началу 2023 года составляет 20–70%.
«Объясню, почему так по-разному, – предложил директор по работе с госорганами АДД Вадим Фидаров. – Деревянные конструкции представлены в домах эконом, среднего и высокого ценового сегментов, размеры предприятий совершенно разные, разные регионы – отсюда такой разброс».
Объем строительства по сравнению с уровнем 2021 года сократился на 20–50%, на некоторых предприятиях периодически были простои, сокращается портфель заказов, соответственно, сокращается и период планирования заказов, зачастую в производство приходится начинать с колес.
Среднегодовая загрузка производственных мощностей предприятий в 2022 году составила от 30 до 50%, последние полгода наблюдается сокращение заказов на индивидуальное проектирование на 50–70%, а это отложенное падение спроса, производства и строительства в первой половине 2023 года.
«Возможно, показатели Росстата за 2022 год будут выглядеть иначе, это связано с тем, что существует временной разрыв между началом строительства и вводом дома в эксплуатацию, поэтому эти показатели найдут свое частичное отражение в данных Росстата за 2023 год, и мы их увидим в 2024 году», – сказал Вадим Фидаров. По информации эксперта, большинство предприятий, выпускающих клееную древесину, работают на склад, как и некоторые производителей пиломатериалов.
В экономклассе ИЖС сокращение объема строительства соответствует общим цифрам, как сообщил руководитель компании «Зодчий» Михаил Королев. По данным компании, резко вырос спрос на ипотечные продукты: уже от 20 до 50% заказов реализуются с привлечением кредитных средств, но даже в экономклассе наблюдается тренд смещения заказов в «серый» сегмент рынка.
Что касается экспорта, то по пятому пакету санкций большая часть продукции деревянного домостроения под запретом, а с июня – полностью. Пакетом санкций с октября запрещены поставки домокомплектов из России в Европу.
На предприятиях деревянного домостроения наблюдается сокращение работников, занятых в производстве и строительстве, на некоторых укорачивают рабочую неделю, оформляют отпуска без содержания. В связи с возможной мобилизацией есть беспокойство по поводу высококвалифицированного персонала, как инженерно-технических работников, так и рабочих. «Нужно посмотреть, можно ли что-то сделать для освобождения от мобилизации таких сотрудников, так как высококвалифицированных специалистов готовят только сами предприятия, точнее, вынуждены готовить – готовых специалистов на рынке просто нет, и заменить их некем», – акцентрировал внимание на проблеме Вадим Фидаров.
Оборудование в сегменте деревянного строительства на 90–95% западноевропейское, пока удается наладить поставку запчастей, но их стоимость существенно выросла, значительно увеличились и сроки доставки.
Ситуация с нормативно-техническим регулированием, пожалуй, наиболее стабильная, в первую очередь потому, что работы ведутся по утвержденному плану. Минстрой и МЧС утвердили дорожную карту развития деревянного домостроения до 2024 года. Как пояснил Вадим Фидаров, «план мероприятий направлен в основном на многоэтажное строительство, в этом направлении ассоциация активно работает с "Сегежа групп". Мы сотрудничаем по НИОКР, по разработке и корректировке сводов правил, ГОСТов, есть очень важные работы, которые были проведены в прошлом году, например завершен анализ зарубежной нормативной базы в деревянном домостроении, сделаны предложения по дополнению дорожной карты, и сейчас с Минстроем и ФАУ ФЦС будем пытаться реализовать их в официальном русле».
На 2023 год в дорожной карте запланированы НИОКР по анализу долговечности, ремонтопригодности и по остаточному ресурсу деревянных конструкций. «На наш взгляд, это очень важная работа, которая позволит повысить ликвидность деревянных конструкций, изменить отношение к ним в целом, – полагает Вадим Фидаров. – Мы планируем доказать, что дома, построенные из современных индустриальных конструкций из древесины, могут служить 100 лет и больше. Причем доказать это научно».
По подготовке кадров и повышению квалификации: в соответствии с планом развития лесного комплекса АДД подготовила предложения по профстандартам отрасли, они были направлены в Минтруд, но обратной связи от ведомства пока нет.
Стратегия отрасли и тактика государства
В условиях дефицита государственного бюджета, который только в январе этого года достиг 1,76 трлн руб., то есть 60% годового плана, власти открыто заявляют, что поддержка отраслям будет оказываться только в оперативном порядке, без каких-либо инвестиционных мер на будущее в виде субсидий, скидок и поблажек по НДС предприятиям, ведь даже за уже выделенные субсидии, например, на логистические затраты, отрасли ведут жесткую борьбу.
Ассоциация деревянного домостроения по обоснованным аргументам предприятий глубокой деревообработки уже несколько лет выступает с предложением правительству по компенсации/субсидированию логистических затрат на внутреннем рынке, однако пока экспорт кажется властям более «быстрым» и понятным в плане логистики, прибыли и востребованности.
Вопреки задачам, поставленным президентом и правительством РФ по развитию внутреннего рынка, в настоящий момент субсидируются экспортные перевозки, а внутренние, в северные и отдаленные регионы (Сибирь, Дальний Восток), остаются для конечных потребителей в сфере деревянного домостроения запредельно дорогими, зачастую сопоставимыми по стоимости с домокомплектом.
Субсидирование перевозок (железнодорожных, авто, фрахтовых) позволит деревянным строительным конструкциям и домокомплектам конкурировать с традиционными строительными материалами в Сибири, южных регионах и на Дальнем Востоке.
Особенно актуален вопрос субсидирования при строительстве в районах Крайнего Севера, где деревянное домостроение может успешно решить давно поставленную задачу строительства жилья для привлечения кадров и расселения аварийных домов. АДД предлагает предоставлять субсидию на строительство, только если в радиусе 1000 км от места нет действующих домостроительных производств. Успешная реализация строительства зданий позволит инвесторам оценить привлекательность организации производства с коротким логистическим плечом. Во-первых, на Крайнем Севере существенно ограничен срок строительства из классических материалов. А дома из деревянных конструкций можно строить круглогодично. Во-вторых, вечная мерзлота и другие сложности с устройством фундамента не препятствие для деревянных многоэтажек, которые в 4–5 раз легче бетонных. В-третьих – энергоэффективность, притом что расходы на электроэнергию, отопление и другие ресурсы – болевая точка жителей северных районов.
Довольно долго Ассоциация деревянного домостроения боролась за снятие ограничений в части применения комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций, содержащихся в рекомендациях Минстроя РФ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Ранее деревянные конструкции выделялись Минстроем отдельной строкой как «не рекомендованные». Ведомство переписало документ, в ноябре 2021 года вышел обновленный приказ, но в основном перечне рекомендованных несущих строительных конструкций деревянные так и не появились. Муниципалитеты трактуют рекомендательную норму как запретительную для тех технологий, которые в перечень не попали, и по-прежнему не рассматривают возможность строительства программного жилья с применением деревянных конструкций.
Борьба за формулировки продолжается. Тем более что ряд регионов Северо-Запада, и в первую очередь Архангельская область, готовятся стать экспериментальными, на самом высшем уровне обсуждается «вопрос о выделении дополнительных средств из федерального бюджета для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, при осуществлении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в малоэтажные деревянные отечественные дома заводского изготовления».
Для повышения спроса АДД вновь и вновь говорит о льготной ипотеке на деревянные дома заводского изготовления, и, похоже, инициатива находит отклик в Минстрое и Минпромторге.
«Мы с Минстроем действительно очень серьезно сейчас занимаемся развитием ипотеки, – подтвердил Олег Бочаров. – Здесь логика в следующем: мы предлагаем предприятию финансировать через ипотеку не только производство домокомплекта, но и его окончательную сборку на участке, потому что только тогда для банков и финансовой системы возникает объект залога и, как следствие, объект ипотеки. Запускаем такую историю, это может быть достаточно серьезный рынок для нас».
Банки поддерживают инициативу министерств, считают, что льготная ипотека сможет увеличить спрос на деревянные дома заводского изготовления. «Чтобы развивать и финансировать деревянное домостроение, нужен понятный и устойчивый спрос, мы ожидаем шагов, которые увеличат его. Предложенный вариант кредитования поддерживаем и с точки зрения ипотеки, и с точки зрения работы с подрядчиком. Для нас важно, чтобы дом был сдан под ключ, мы могли его оформить в залог и дальше спокойно финансировать физические лица», – пояснил представитель «Сбера» Александр Спичак.
Готовы банки работать с отраслью и по «промышленной ипотеке», которая предоставляет возможность субсидирования процентной ставки по кредитам на строительство новых производственных и административно-производственных зданий. В свою очередь АДД предлагает распространить действие «промышленной ипотеки» на реконструкцию и капитальный ремонт.
В портфеле предложений АДД также расширение использования деревянного домостроения при строительстве социальных объектов, подготовка кадров, пилотные проекты комплексно-выставочной жилой деревянной застройки в регионах, вопросы нормативной базы и доработки механизма субсидирования на покупку домокомплектов заводского изготовления.
«Сделать деревянное домостроение более доступным – это только эффект масштаба, когда ты строишь секторами, кварталами, коттеджными поселками, – считает директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоглев. – Сейчас механизма такой стройки нет, необходимо выделение участков под такую однородную комплексную застройку на уровне субъектов, это не только удешевление и спрос, но и популяризация современного деревянного строительства. Конечно, это вопрос не ближайшего года, но мы прорабатываем возможность создания механизмов такой застройки».
Текст
Светлана Глазкина, Ассоциация деревянного домостроения