Лес гибнет не только от огня
Для борьбы с уссурийским полиграфом необходимо изменить законодательство
Пермский край готовится к началу пожароопасного сезона. Это серьезное дело для региона, плотность населения которого сравнительно низкая, а больше 70% территории занято лесами.
В прошлом году постановлением правительства Пермского края пожароопасный сезон был объявлен 19 апреля. По данным региональных властей, он отличался сложными погодными условиями: критически низким уровнем осадков и высокой температурой в июле-августе.
Несмотря на это, на территории лесного фонда края в 2022 году произошло значительно меньше лесных пожаров и по количеству, и по пройденной огнем площади, чем в Свердловской области (717 пожаров на 14,1 тыс. га) и Республике Коми (445 пожаров на 61,8 тыс. га): 117 пожаров, 299,1 га пройдено огнем. При этом 88% лесных пожаров было ликвидировано в течение первых суток, как отмечается в сообщении краевого правительства.
Такие результаты были достигнуты в первую очередь благодаря превентивным мерам. Власти Пермского края обстоятельно готовятся к борьбе с огнем. Согласно данным Лесного плана, в регионе стабильно превышают объемы работ, связанных с подготовкой к пожароопасному сезону. Так, за период действия предыдущего Лесного плана (2008–2018 годы) было запланировано строительство 1103 км лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, фактически построено 1121,3 км, то есть план выполнен на 101,7%. Прочистка и обновление просек предусмотрены на 26 тыс. км, фактически пройдено более 34 тыс. км (131% плана), данные по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос – 42,4 и 57,6 тыс. км соответственно. В 2022 году в регионе было построено и реконструировано 898 км лесных дорог, в 2,5 раза больше, чем установлено действующим Лесным планом.
Ежегодно в регионе расширяется сеть наблюдения за лесопожарной обстановкой. С 2016 года действует стационарная система видеонаблюдения и оптической локации дыма. Сначала она состояла всего из десяти точек, сегодня их в четыре раза больше.
Лесное хозяйство активно применяет современные цифровые технологии для обнаружения пожаров: 40 камер видеонаблюдения «Лесохранитель» обеспечивают постоянный мониторинг 3,1 млн га, или 25% площади лесного фонда края, рассказали в правительстве. В этом году планируется расширить сеть видеомониторинга и установить еще 15 камер. Осматриваемая площадь составит 4 млн га, то есть 34% лесного фонда Прикамья.
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин поставил задачу увеличить охват лесов камерами видеонаблюдения до 100% к концу 2026 года. «Видим, что камеры дают хороший результат – позволяют зафиксировать пожар еще на этапе возгорания, поэтому готовы продолжить финансирование этого направления», – сказал глава региона.
Система видеонаблюдения может использоваться и для борьбы с незаконными рубками. Их число снижается, при этом до суда сейчас доходят дела «черных лесорубов» давностью пять лет и больше. Так, в Гайнах вынесен приговор по делу о незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере, осуществленной в 2016–2017 годах. Двое местных жителей по договоренности срубили деревья на общую сумму 930 тыс. руб. и отделались возмещением вреда и условными сроками. А в 2020 году Горнозаводский районный суд Пермского края приговорил к реальному лишению свободы местного жителя, вырубившего больше 5 тыс. м3 леса и тем самым нанесшего ущерб свыше 50 млн рублей.
«Это серьезная межведомственная задача, решать которую необходимо комплексно – вести автоматизированный контроль за транспортировкой древесины, применять спутниковые технологии, фото- и видеофиксацию. Нарушения в этой сфере сказываются прежде всего на состоянии экономики, поэтому необходимо постоянно держать руку на пульсе», – сказал Дмитрий Махонин.
Сегодня в Пермском крае действует четырехуровневая система мониторинга пожаров в лесах: помимо системы «Лесохранитель», это наземное и авиационное патрулирование, а также спутниковый мониторинг из космоса.
Указом президента РФ установлен показатель ежегодного снижения площади, пройденной огнем, – не более 322,97 га за лесопожарный сезон, и Пермскому краю удалось его достигнуть. В прошлом году, по данным министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, огнем было пройдено 299 га, средняя площадь одного пожара составила 2,56 га. Однако в лесах объявился новый серьезный враг – в Прикамье впервые обнаружили уссурийского полиграфа (Polygraphus proximus Blandford). Этот опасный жук-короед, который с древесным материалом попал в Сибирь с Дальнего Востока, «интересуется» в первую очередь пихтой, а также елью и кедром. Масштабное усыхание сибирских пихтовых лесов – прежде всего следствие заражения уссурийским полиграфом. Большую часть территории Пермского края занимают елово-пихтовые леса, поэтому угроза очевидна.
При лесопатологических обследованиях зафиксировано 1,5 тыс. га зараженного леса. Однако санитарные рубки в соответствии с действующим законодательством были назначены на площади всего 28 га. «Безусловно, таким точечным способом невозможно предупредить распространение вредителя. Остальные участки, занимающие 1477,1 га, относятся к ослабленным лесным насаждениям. В соответствии с требованиями лесного законодательства они запрещены к рубке, – пояснил глава регионального минприроды Дмитрий Беланович. – В прошлом году проведена масштабная работа по внесению изменений в законодательство. Были направлены и рассмотрены предложения по изменению ряда приказов Минприроды России и других подзаконных актов в части защиты лесов. В настоящее время инициативы Прикамья поддержаны на федеральном уровне, а предлагаемые изменения позволят существенно сократить срок начала проведения рубок, как следствие – улучшить состояние лесов».
В сентябре 2022 года Управлением Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю по результатам мониторинга лесного массива Пермского края были установлены новые карантинные фитосанитарные зоны и введен карантинный фитосанитарный режим по новому стволовому вредителю леса – уссурийскому полиграфу. Карантинный режим введен в Пермском муниципальном районе на 1920,18 га и в городе Перми на 3163,48 га. Однако единственный действенный сегодня способ борьбы с вредителем – вырубка и уничтожение зараженных деревьев.
Текст Юлия Долганова